Связь стратегий самопредъявления и я-концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Развитие молодого человека в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных  с различными аспектами его Я:

  • Я как индивидуум
  • Я как член семьи
  • Я как работник

        Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых[20], состоит в реализации возможностей саморазвития человека.

Так же к концу  периода молодости наступает  кризис 30-летия (в 28- 33 года). У людей  изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон[21] отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей.

Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах  жизни, с учетом реальных возможностей.  В этом и может помочь самопредъявление и способность управлять самопредъявлением.

В данной работе на первом этапе мы будем  использовать методику разработанную Т.Лири (1954г.)[22] предназначенную для исследования  представлений субъекта о себе и идеальном «Я». С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений  наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала оценка и сила. Поведение испытуемого оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность[22].

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири[22] разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири[22] основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

На втором этапе нашего исследования мы будем использовать опросник способности к управлению самопредъявлением в общении созданного М.Снидером  и адаптированного Н.В.Амяга[1].  Данный опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением и, тем самым, могут воздействовать на впечатление, которое складывается о них у окружающих.

Данная шкала позволяет различать  людей, которые хорошо умеют управлять  производимым впечатлением («хорошо  управляющих собой») и людей, чье поведение детерминируется скорее внутренними установками, а не самопредъявлением («плохо управляющих собой»).Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцировано вести себя в соответствии с ними. 

 

 

Заключение.

             В завершение можно сказать, что процесс самопредъявления личности в разных ролях позволяет выделить конкретные характеристики, которые поддаются изучению и диагностике. К ним относятся следующие:

• представления  человека о социальных ожиданияи предписаниях со стороны аудитории относительно его действий и поступков;

• ценностные ориентации и мотивы, лежащие в основе его деятельности;

• степень принятия роли и величина вклада (усилий) личности по наиболее эффективному ее исполнению;

• гибкость и вариативность исполнения социальной роли в зависимости от требований ситуации и конкретной аудитории;

• социальные ожидания аудитории относительно оптимального исполнения данной роли и.

                В связи с возрастающими возможностями разнообразия самопредъявления, встает проблема аутентичности предъявляемого образа сущности самого субъекта самопредъявления. Расхождение между Я-внешним и Я-внутренним чревато для человека глубоким внутренним конфликтом, который может привести к нервным срывам. Примеры подобонго рода наиболее часты в сфере шоу-бизнеса, когда выбранная артистическая маска заставляет и в жизни вести себя в соответствии с ней, приводя к конфликту с истинным Я.

             Таким образом, перед психологами стоит много теоретических

и прикладных задач, связанных с оптимизацией процесса самопредъявления людей в процессе их взаимодействия в разных сферах жизни.

 

 

 

Литература:

1. Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в об-

щении // Личность. Общение. Групповые  процессы. М., 1991.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс,

1986.

4. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного

неформального общения // Актуальные проблемы психологичес-

кой теории и практики. СПбГУ, 1995.

5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличност-

ное общение. СПб.: Питер, 2003.

6. Лири М.Р., Ковальский Р.М. Управление впечатлением // Психологический вестник 1990г.

7. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.

8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2002.

9. Шкуратова И. П. Исполнение социальных ролей как механизм

создания имиджа личности // Имиджелогия – 2005: феноменоло-

гия, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005.

10. Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном

общении // Психологический вестник  РГУ. Вып. 3. Ростов н/Д,

1998.

11. Шкуратова И. П. Самопредъявление характеристик взаимоотно-

шений в межличностном взаимодействии // Социальная психоло-

гия сегодня: наука и практика. СПб.: 2005.

12. Шкуратова И. П.  самопредъявление личности в общении //

Издательство Южного федерального университета

2009.

13.Большой психологический словарь/ Сост. МещеряковБ., ЗинченкоВ.- Олма – пресс 2004г.

14. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- Политиздат, 1984.

15. http://www.student.ru

16.Крайг Г. Психология развития. С-Пб. Питер. 2000г.,

17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. ,

18. Б. Г. Ананьев. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1 Издательство: Санкт-Петербургского  университета, 2007 г.

19. Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Издательство: Академия педагогических наук СССР, 1985г.

20. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы., Социологические исследования. 1994. № 12.

21. И.С. Кон. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.

22.«http://psylab.info/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D0%B8%D1%80%D0%B8/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA&oldid=2271»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении

(Амяга Н.В.)

 
  
Диагностическая цель: опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением и, тем самым, могут воздействовать на впечатление, которое складывается о них у окружающих. 
 
  
    Данная шкала позволяет различать людей, которые хорошо умеют управлять производимым впечатлением («хорошо управляющих собой») и людей, чье поведение детерминируется скорее внутренними установками, а не самопредъявлением («плохо управляющих собой»). 
 
    Опросник создан М.Снидер и адаптирован Н.В.Амяга. Под самопредъявлением понимаются различные стратегии и тактики, которые использует человек, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих. Чем выше способность к управлению самопредъявлением в общении, тем шире ролевой репертуар личности, тем выше способность личности различать специфику различных ситуаций и более гибко и дифференцировано вести себя в соответствии с ними. 
 
  
Инструкция: «Ниже приведены высказывания, касающиеся ваших способов реагирования на ряд различных ситуаций. Все высказывания разные, не совпадают по смыслу, поэтому внимательно вчитывайтесь в каждое из них перед тем как отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, поставьте на отдельном листке бумаги отмутку « + » рядом с номером, соответствующим номеру высказывания. Если высказывание «неверно» или «скорее неверно» по отношению к вам, поставьте отметку « - ». Важно, чтобы вы отвечали как можно более искренне и честно». 
 
  
 
Текст опросника 
 
   1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно. 
   2. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю, чувствую и в чем убежден на самом деле. 
   3.  На вечерах и других собраниях различного рода я пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим. 
   4. Я могу защищать только те идеи, в которые верю сам. 
   5. Я могу произносить речи экспромтом даже на темы, о которых не имею почти никакой информации. 
   6. Я полагаю, что умею проявлять себя так, чтобы произвести впечатление на людей или развлечь их. 
   7. Если я не уверен, как следует вести себя в определенной ситуации, я начинаю ориентироваться, наблюдая за поведением других людей. 
   8. Возможно, из меня бы получился неплохой актер. 
   9. Я редко нуждаюсь в советах друзей, чтобы сделать выбор в книгах, музыке или фильмах. 
  10. Другим порой кажется, что я переживаю более глубокие чувства, чем это есть на самом деле. 
  11. Я больше смеюсь над комедией, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда наедине. 
  12. В группе людей я редко являюсь центром внимания. 
  13. В разных ситуациях с разными людьми я веду себя по-разному. 
  14. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию 
  15. Даже если я не в духе, я часто делаю вид, что приятно провожу время. 
  16. Я не всегда таков на самом деле, каким кажусь. 
  17. Я не стану высказывать специальные мнения или менять поведение, когда мне хочется кому-то понравиться или добиться расположения. 
  18. Я считаюсь человеком, который способен развлечь. 
  19. Чтобы нравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что люди от меня ожидают. 
  20. Я никогда не проявлял себя особенно успешно, если играл с другими в игры, требующие смекалки или импровизированных действий. 
  21. Я испытываю затруднения, когда пытаюсь менять свое поведение так, чтобы оно соответствовало различным людям и ситуациям. 
  22. Во время вечеринок я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать истории. 
  23. В компаниях я чувствую себя несколько неловко и не проявляю себя достаточно хорошо. 
  24. Если это потребуется для какого-то правого дела, я могу любому, глядя прямо в глаза, сказать неправду и при этом сохранить бесстрастное выражение лица. 
  25. Я могу сделать так, чтобы другие были со мной дружелюбны, даже если при этом они мне не нравятся. 
 
  
Обработка результатов включает подсчет результатов с помощью ключа. 
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл, несовпадающий – 0 баллов. 
  
 
Ключ для обработки: 
 
1)      ответы «верно» на суждения со следующими номерами: 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25 
 
2)      ответы «неверно» на суждения со следующими номерами: 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23 
  
 
Общий итоговый показатель способности управления самопредъявлением в общении получают суммированием всех полученных баллов. 
Итоговый показатель может находится в диапазоне от 0 до 25. Чем он выше, тем выше способность управления самопредъявлением в общении. 
  
 
Интерпретация результатов: 
 
Субъекты, которые имеют высокие показатели по опроснику (15-25 баллов), умеют хорошо регулировать свое поведение и делать его соответствующим ситуации. Их поведение гибко, и диапазон его вариативности для различных ситуаций широк. 
 
        Субъекты, которые имеют низкие показатели по опроснику (0-10 баллов), уделят мало внимания информации, сигнализирующей о подходящем самопредъявлении в определенной социальной ситуации. Их репертуар самопрдъявления не очень широк, их поведение задается скорее внутренними эмоциональными состояниями и установками, а не стилем и особенностями конкретной ситуации. 
 
  
        Интервал от 11 до 14 баллов оценивается как средний (умеренный) уровень способности к управлению самопредъявлением в общении. 
 
  
М.Снидер  выделил два типа личностей: 
-          «прагматическую» 
-          «принципиальную» 
 
Человек демонстрирует соответствующий своему типу личности тип самопредъявления, отражающий скорее внутренние характеристики (у «принципиальной личности»), либо скроенный скорее в соответствии с ситуативными особенностями (у «прагматической»). 
 
  
 
Методика диагностики межличностных отношений Лири

Процедура проведения

Инструкция 

"Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими  людьми. Внимательно прочтите каждое  суждение и оцените, соответствует  ли оно Вашему представлению о себе.

Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению  о себе, и знак " – " против номеров  тех утверждений, которые не соответствуют  Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и  отметьте те из них, которые соответствуют  Вашему представлению о том, каким  Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые  соответствуют его представлению  о себе, относятся к другому  человеку или его идеалу.

Обработка результатов 

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.

Ключ 

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.
  2. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.
  3. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.
  4. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.
  5. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.
  6. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.
  7. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.
  8. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

Психограмма

 

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые  характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций