Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;

Содержание

Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

связь стрессоустойчивости.doc

— 3.63 Мб (Скачать файл)

 

Научно-практическая конференция

«Школьники города - науке XXI века»

 

 

 

                                                                      Секция Психология

 

«СВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                3-5     

  1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых

свойств личности                                                                                            6-9

2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью

    и волевыми качествами личности старшеклассников                                 10-26   

2.1 Изучение стрессоустойчивости  и волевых качеств личности

     детей старшего школьного  возраста                                                       10-20                        

2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых

      качеств  личности и повышения стрессоустойчивости                         21-26                                                                                                                                                                                                                                          

Заключение                                                                                                          27-28

Список использованной литературы                                                                 29

Приложение А   Методики диагностики стрессоустойчивости личности                                                                                                                                                                       

Приложение Б    Методики диагностики волевых качеств личности

Приложение В   Индивидуальные показатели уровня развития стрессоустойчивости  и волевых качеств личности испытуемых-старшеклассников                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Очень актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое и особенно российское общество. Нестабильность, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешние социально обусловленные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы стрессоустойчивости личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.

Устойчивость к стрессу  – важнейший фактор обеспечения эффективности и продуктивности учебной деятельности учащихся, поэтому исследование природы стрессоустойчивости, механизмов ее развития и проявления зависимости от особенности деятельности и свойств, качеств личности, их влияние на учебный процесс позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и поддержания.

Одновременно с проблемой формирования и развития стрессоустойчивости  возрос интерес к проблеме воли, точнее волевых качеств личности, так как они могут являться одной из причин повышения устойчивости человека к стрессу.

Степень изученности проблемы. Теоретические, методологические и практические вопросы развития стресса и противодействию ему нашли отражение в работах ряда зарубежных и отечественных ученых. Среди них особо следует отметить имена таких исследователей, как Г. Селье (один из создателей теории стресса), Р. Лазариус (выявил отличия физиологического и психологического стресса), В. А. Ганзен (определяя понятие «стресс», делал акцент на человеке как личности), Л. А. Китаев-Смык, Ф. З. Меерсон, Г. С. Никифоров (изучали особенности влияния стрессоров). Вклад в пополнение знаний в области психологии стресса внесли Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, А. Б. Леонова, В. И. Медведев, К. В. Суданов и другие. Проблемой воли занимались В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, Н. Н. Обозов, В. А. Иванников, А. Ц. Пуни и другие1. Однако, несмотря на имеющийся в науке богатый материал относительно различных аспектов феномена стресса, на сегодняшний день недостаточно полно изучены возрастные особенности реакций на стрессогенные ситуации.

Все сказанное выше и  определило выбор темы исследовательской работы.

Объектом исследования являются стрессоустойчивость и волевые качества личности.

Предмет исследования – связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами личности старших школьников.

Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.

Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:

- проанализировать теоретические  подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;

- определить уровень развития  устойчивости к стрессу и ряда  волевых качеств у учащихся  старших классов;

- выявить связь между стрессоустойчивостью  и волевыми качествами детей старшего школьного возраста;

- подобрать комплекс тренинговых  упражнений для повышения стрессоустойчивости  и развития волевых качеств  личности.

Методы исследования: теоретический (анализ литературы), статистичес-кий, сравнительный анализ, анкетирование, сопоставление, обобщение, беседа. 
       Эмпирическая база исследования представлена фактологическим и анали-тическим материалом, собранным в школе № 27 города Саранска Республики Мордовия. По специально разработанным тест-опросам было обследовано: 40 учащихся 10-11-х классов. В качестве специалистов-экспертов выступили классные руководители этих ребят, школьный психолог. Всего в качестве экспертов опрошено более 5 человек.

Научная новизна исследования определяется тем, что были получены новые данные относительно связи между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.

Область применения –  материалы работы могут быть использованы  на классных часах, родительских собраниях, уроках обществознания, педсоветах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                                                          

 

 

1 Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых свойств личности

 

Теоретический анализ стрессоустойчивости необходимо начать с рассмотрения определений стресса и психической (эмоциональной) устойчивости.

В отечественной психологии понятие «стресс» определяется как:

1) неспецифические физиологические  и психологические проявления  адаптационной активности при  действии любых факторов;

2) неспецифическая реакция на ситуацию, требующую функциональной перестройки организма.2

Также отечественными психологами  выделяются информационный и эмоциональный  стресс. Информационный стресс возникает  в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п.3 Стресс в большей степени является производным от наших интеллектуальных процессов, образа мысли и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени владения способами управления и стратегиями поведения, их адекватного выбора. И этим объясняется, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не аналогичны таким же для другого.

В соответствии с системным  подходом в наше время стресс изучается  с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. Стресс физиологической  природы представляет собой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами, на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, особенности интеллектуальных процессов, личностных характеристик. В отличие от физиологического стресса, при котором реакции являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.

Таким образом, стресс – это напряженное  состояние человека, возникающее  при воздействии эмоциональных  отрицательных условий ситуации. Его не следует бояться и стремиться во что бы то ни стало избежать. Жить и работать вообще без стресса  – невозможно. Без необходимости бороться и преодолевать трудности человек дряхлеет, становится слабым и беспомощным. Однако не следует перешагивать индивидуальный «порог чувствительности» (индивидуальный уровень напряженности) к стрессу по силе и длительности воздействия – стресс становится губительным; у человека возникает усталость, истощение. И наоборот, сильный стресс может мобилизовать и активизировать человека, «встряхнуть» его, повысить жизненный тонус.

Стрессоустойчивость психологами  рассматривается как взаимодействие эмоционально-волевых качеств личности в их отношении к характеру деятельности. Б. Х. Вардонян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет: «Стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоничное отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействовать успешному выполнению деятельности»4.

Ученый-психолог С. В. Субботин предполагает, что стрессоустойчивость – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности5.

Как следует из всех приведенных  определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность деятельности.

В качестве различных факторов, влияющих на стрессоустойчивость, исследователи  называют различные явления: значимость события для человека, субъективная оценка личностью ситуации, ценности человека, личностный смысл, психологическая переработка, что в совокупности можно назвать теми субъективными внутренними условиями, которые определяют психологическую сущность личности.

Другого рода факторы – это факторы, от которых зависит быстрота возникновения того или иного вида стрессового состояния, сила переживания, особенности поведенческих реакций личности и т. п., характеризующиеся как психические, физиологические, нейродинамические. К ним относят эмоциональную устойчивость человека, индивидуальную выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма, барьер психической адаптации, силу-слабость нервной системы, толерантность личности, имеющийся опыт личности в переживании напряженной ситуаций.6 Особое место в снижении стрессоустойчивости отводят слабой нервной системе, тревожности и т. д. Ведущими личностными особенностями, повышающими стресс-толерантность при напряженных условиях деятельности являются: развитие терпимости, внутренней мотивации, адекватная высокая самооценка и позитивные социально-психологические диспозиции.

Что же касается воли и  волевых качеств личности, то  в современной психологии имеются  сложности в изучении данной проблемы. Она состоит в том,

что воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то, как свобода, то как выражение желаний человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой нашел отражение и в его научной трактовке. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека, которая превращает его чуть ли не в «автомат». При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию, другие же склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий. Последнее направление представляет волю как «силу воли», отсюда и характеристики человека как волевого или безвольного7.

Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников