Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа
Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;
Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы
Научно-практическая конференция
«Школьники города - науке XXI века»
«СВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Содержание
Введение
свойств личности
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного
возраста
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств
личности и повышения стрессоустойчивости
21-26
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А Методики диагностики стрессоустойчивости
личности
Приложение Б Методики диагностики волевых качеств личности
Приложение В Индивидуальные
показатели уровня развития стрессоустойчивости
и волевых качеств личности испытуемых-старшеклассников
Введение
Актуальность исследования. Все большее внимание специалистов различного профиля привлекает проблематика, связанная с адаптационными ресурсами человека как субъекта деятельности, общения и познания. Очень актуален этот вопрос в контексте тех интенсивных трансформаций, которые претерпевает современное мировое и особенно российское общество. Нестабильность, непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешние социально обусловленные требования, то есть изменяться, и сохранять при этом основополагающие собственные внутренние установки и убеждения. В связи с этим можно вполне обоснованно констатировать, что разработка проблемы стрессоустойчивости личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Устойчивость к стрессу – важнейший фактор обеспечения эффективности и продуктивности учебной деятельности учащихся, поэтому исследование природы стрессоустойчивости, механизмов ее развития и проявления зависимости от особенности деятельности и свойств, качеств личности, их влияние на учебный процесс позволяет не только понять сущность этого феномена, но и обосновать пути и методы его оценки, формирования и поддержания.
Одновременно с проблемой
Степень изученности проблемы. Теоретические, методологические и практические вопросы развития стресса и противодействию ему нашли отражение в работах ряда зарубежных и отечественных ученых. Среди них особо следует отметить имена таких исследователей, как Г. Селье (один из создателей теории стресса), Р. Лазариус (выявил отличия физиологического и психологического стресса), В. А. Ганзен (определяя понятие «стресс», делал акцент на человеке как личности), Л. А. Китаев-Смык, Ф. З. Меерсон, Г. С. Никифоров (изучали особенности влияния стрессоров). Вклад в пополнение знаний в области психологии стресса внесли Л. И. Анцыферова, В. А. Бодров, А. Б. Леонова, В. И. Медведев, К. В. Суданов и другие. Проблемой воли занимались В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, Н. Н. Обозов, В. А. Иванников, А. Ц. Пуни и другие1. Однако, несмотря на имеющийся в науке богатый материал относительно различных аспектов феномена стресса, на сегодняшний день недостаточно полно изучены возрастные особенности реакций на стрессогенные ситуации.
Все сказанное выше и определило выбор темы исследовательской работы.
Объектом исследования являются стрессоустойчивость и волевые качества личности.
Предмет исследования – связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами личности старших школьников.
Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;
- выявить связь между
- подобрать комплекс
Методы исследования:
теоретический (анализ литературы), статистичес-кий,
сравнительный анализ, анкетирование,
сопоставление, обобщение, беседа.
Эмпирическая база
исследования представлена фактологическим
и анали-тическим материалом, собранным
в школе № 27 города Саранска Республики
Мордовия. По специально разработанным
тест-опросам было обследовано: 40 учащихся
10-11-х классов. В качестве специалистов-экспертов
выступили классные руководители этих
ребят, школьный психолог. Всего в качестве
экспертов опрошено более 5 человек.
Научная новизна исследования определяется тем, что были получены новые данные относительно связи между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Область применения – материалы работы могут быть использованы на классных часах, родительских собраниях, уроках обществознания, педсоветах.
1 Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых свойств личности
Теоретический анализ стрессоустойчивости необходимо начать с рассмотрения определений стресса и психической (эмоциональной) устойчивости.
В отечественной психологии понятие «стресс» определяется как:
1) неспецифические
2) неспецифическая реакция на ситуацию, требующую функциональной перестройки организма.2
Также отечественными психологами выделяются информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п.3 Стресс в большей степени является производным от наших интеллектуальных процессов, образа мысли и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, степени владения способами управления и стратегиями поведения, их адекватного выбора. И этим объясняется, почему условия возникновения и характер проявления стресса у одного человека не аналогичны таким же для другого.
В соответствии с системным подходом в наше время стресс изучается с позиций физиологического, психологического и поведенческого уровней. Стресс физиологической природы представляет собой непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами, на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, особенности интеллектуальных процессов, личностных характеристик. В отличие от физиологического стресса, при котором реакции являются высокостереотипными, при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.
Таким образом, стресс – это напряженное
состояние человека, возникающее
при воздействии эмоциональных
отрицательных условий
Стрессоустойчивость психологами
рассматривается как взаимодейс
Ученый-психолог С. В. Субботин предполагает, что стрессоустойчивость – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности5.
Как следует из всех приведенных
определений
В качестве различных факторов, влияющих на стрессоустойчивость, исследователи называют различные явления: значимость события для человека, субъективная оценка личностью ситуации, ценности человека, личностный смысл, психологическая переработка, что в совокупности можно назвать теми субъективными внутренними условиями, которые определяют психологическую сущность личности.
Другого рода факторы – это факторы, от которых зависит быстрота возникновения того или иного вида стрессового состояния, сила переживания, особенности поведенческих реакций личности и т. п., характеризующиеся как психические, физиологические, нейродинамические. К ним относят эмоциональную устойчивость человека, индивидуальную выносливость и диапазон функциональных возможностей отдельных систем организма, барьер психической адаптации, силу-слабость нервной системы, толерантность личности, имеющийся опыт личности в переживании напряженной ситуаций.6 Особое место в снижении стрессоустойчивости отводят слабой нервной системе, тревожности и т. д. Ведущими личностными особенностями, повышающими стресс-толерантность при напряженных условиях деятельности являются: развитие терпимости, внутренней мотивации, адекватная высокая самооценка и позитивные социально-психологические диспозиции.
Что же касается воли и волевых качеств личности, то в современной психологии имеются сложности в изучении данной проблемы. Она состоит в том,
что воля понимается по-разному. В обыденном сознании она предстает то, как свобода, то как выражение желаний человека, то как проявление силы характера. Этот разнобой нашел отражение и в его научной трактовке. Одно из них связано со свободой воли, свободой выбора, независимо от внешних обстоятельств, другое – с детерминизмом, с внешней обусловленностью поведения человека, которая превращает его чуть ли не в «автомат». При этом одни авторы под волей понимают всякую произвольную регуляцию, другие же склонны учитывать только те акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий. Последнее направление представляет волю как «силу воли», отсюда и характеристики человека как волевого или безвольного7.
Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников