Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;

Содержание

Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

связь стрессоустойчивости.doc

— 3.63 Мб (Скачать файл)

 

Проанализировав эмпирические данные, мы можем заключить, что почти  половина обследованных обладает средним уровнем развития силы воли. Их можно охарактеризовать как ответственных, целеустремленных людей, часто достигающих поставленной цели. Низкий уровень развития силы воли выявлен у 4 испытуемых, они составляют 10 % выборки. Эти старшеклассники отличаются низким самоконтролем, невысокой способностью отстаивать свою точку зрения, неуравновешенностью. Высокий уровень развития силы воли имеют 18 испытуемых (45 %), у них хорошо развит самоконтроль как интеллектуальных, так и эмоциональных процессов.

Исследуя у старшеклассников настойчивость с помощью опросника  Е. П. Ильина и Е. К. Фещенко, мы получили следующие результаты. Высоким уровнем  развития настойчивости обладают 19 испытуемых (47,5 %), средним – 17 (42,5 %), низким – 4 (10 %). Исходя из этого, можно утверждать, что у большинства старшеклассников в достаточной степени сформировано исследуемое качество. Они характеризуются склонностью доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия. Неуспехи в учебе (работе) не влияют на прекращение выполнения задания, а их сложность способствует ответственному отношению к делу. И лишь 4 человека, достигшие низкого уровня настойчивости могут быть описаны как ребята, не склонные добиваться целей, часто сомневающиеся в своих силах и результате работы. Неудачи, многочисленные препятствия способствуют прерыванию или остановке ими выполняемой деятельности.

Опираясь на результаты диагностики решительности у  группы испытуемых, мы можем предположить, что преобладание высокого и среднего уровней, (а их, соответственно, достигли 19 испытуемых, или 47,5 % и 15 испытуемых, или 37,5 %) над низким уровнем (6 испытуемых, или 15 %) свидетельствует об относительной сформированости у старшеклассников и этого волевого качества. С определенной долей вероятности лицам с низкой развитостью решительности характерна застенчивость, неуверенность в себе. Такие люди избегают рисковых ситуаций, при необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают его выполнение.

Обратимся теперь к данным, полученным по тесту, который выявляет уровень организованности. Для 28 испытуемых, что составляет 70 % от всей выборки, характерен средний уровень развития этого качества личности. 7 старшеклассников (17,5 %) имеют высокий уровень и 5 учащихся (12,5 %) – низкий уровень развития организованности. Заметим, что высокий уровень развития исследуемого свойства способствует совершенствованию самоконтроля, сосредоточению внимания на нескольких делах одновременно. Дети с такой характеристикой часто планируют свои предстоящие занятия на день, ответственно относятся к поручениям взрослого. Низкий уровень развития организованности у таких старшеклассников препятствует усилению контроля над своими желаниями, присутствует внутренняя несобранность, с их стороны нередки и опоздания, им сложнее распределять внимание на уроках.

Диагностика терпеливости показала следующие результаты. Средним  уровнем развития этого волевого качества обладают почти три четверти испытуемых, а именно 27 человек, или 67,5 %, высоким – 11 человек, что в процентном выражении составляет 27,5 %, низким – всего 2 человека, или 5 %. Развитие терпеливости у личности показывает ее способности преодолевать препятствия, пересиливать себя и свои желания, стойко переносить жизненные неудачи. Трудная и ответственная работа мотивирует человека на достижение наилучшего результата, позволяет контролировать усталость и утомление.

Основная цель данного исследования – изучения связи между стрессоустойчивостью и волевыми качествами личности старшеклассников. Сопоставим описанные выше результаты диагностики. Результаты отражены в таблице.

 

Таблица 3 – Взаимосвязь стрессоустойчивости и волевых качеств личности

 

Стрессоус-тойчивость

Воля

Настойчи-

вость

Решитель-

ность

Организо-

ванность

Терпили-

вость

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

В

%

  8

61,5

  5

38,5

  0

  8

61,5

  5

38,5

  0

  9

69,2

  3

23,1

  1

7,7

  3

23,1

  9

69,2

1

7,7

   6

46,2

  7

53,8

   0

С

%

  7

30,4

15

65,2

  1

4,4

11

47,8

  11

47,8

   1

4,4

  9

39,1

  12

52,2

  2

8,7%

  4

17,4

  16

69,6

   3

13%

  5

21,7

  17

73,9

    1

  4,4

Н

%

  0

  1

25%

  3

75%

   0

  1

25%

   3

75%

   1

25

   0

  3

75

  0

  3

75

   1

25

   0

   3

75

    1

  25


 

Сравнив полученные показатели, можно  сделать следующие выводы. Наиболее сильная связь обнаруживается между  стрессоустойчивостью и такими волевыми качествами как: настойчивостью, решительностью и силой воли. При сопоставлении  «стрессоустойчивости и «терпеливости» показатели ниже. Самая слабая связь наблюдается между стрессоустойчивостью и организованностью. Более наглядно это взаимосвязь показана на рисунке.

Рисунок 1 – Зависимость  стрессоустойчивости от развития силы воли

На рисунке хорошо видно, что дети с высокой силой  воли менее всего подвержены стрессам, в отличие от детей с низкой силой воли.

Рисунок 2 иллюстрирует взаимосвязь  стрессоустойчивости и настойчивости.

Основываясь на описанных  выше результатах, можно констатировать, что у подростков с высокой настойчивостью наблюдается и высокий уровень стрессоустойчивости.

Рисунок 2 – Настойчивость  и стрессоустойчивость

Далее обратимся к  данным диагностики по развитию решительности. На рисунке 3 мы видим, что к высокой стрессоустойчивости относятся дети в основном с высоким и средним уровнем решительности 69,2% и 23,1% соответственно, а к низкой стрессоустойчивости  - дети с низкой решительностью 75%.

Рисунок 3 – Взаимосвязь между решительностью и стрессоустойчивостью.

Рисунок 4 – Организованность и стрессоустойчивость

На рисунке 4 хорошо видно, что между стрессоустойчивостью и организованностью нет никакой  связи. И очень слабо она прослеживается с терпеливостью. Это наглядно иллюстрирует 5 рисунок.

Рисунок 5 – Связь терпеливости и стрессоустойчивости

Подводя итоги исследования, направленного на определение уровня развития стрессоустойчивости и волевых качеств старшеклассников, можно констатировать, что данные свойства личности в 15-17 лет находятся скорее на завершающем этапе своего формирования. Результаты диагностики свидетельствуют о возможности существования связи между изученными характеристиками. Иначе говоря, учащимся с высоким уровнем развития стрессоустойчивости соответствует и высокий уровень развития волевых качеств (особенно силы воли и решительности) и наоборот – старшеклассники с низкими показателями развития волевых проявлений в поведении находятся в повышенном нервно-психическом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Комплекс тренинговых упражнений по развитию волевых качеств личности и повышению стрессоустойчивости

 

Поскольку результаты исследования показали существование связи между устойчивостью личности к воздействию стрессогенных ситуаций и волевыми качествами, вполне логично считать, что, развивая основные волевые черты характера, можно добиться повышения стрессоустойчивости. А так как у старшеклассников впереди самый ответственный, стрессовый период в жизни – выпускные экзамены. Поэтому мы осуществили подбор комплекса специальных упражнений, нацеленных на совершенствование волевой сферы личности, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов, развитие навыков общения, снижение тревожности, раздражительности, агрессивности и других состояний, сопровождающих ситуацию экзамена.

В первом комплексе упражнений рассмотрены способы регуляции  психофизического состояния, а также  релаксирующие дыхательные упражнения, помогающие успокоиться, отдохнуть, что важно для повышения стрессоустойчивости человека.12

Упражнение «Внутренний луч».

Упражнение выполняется индивидуально  и направлено на снятие утомления, обретение внутренней стабильности.

Для выполнения упражнения необходимо занять удобную позу — сидя или стоя, в зависимости от того, в какой конкретной ситуации оно будет выполняться.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т. д. теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, разглаживается складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и окружающими.

Представление о теплом внутреннем луче необходимо осуществлять несколько раз, моделируя движение сверху вниз. От выполнения упражнения необходимо получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»

Упражнение «Антистресс».

Чтобы избавиться от нарастающих  волн разрушительного стресса, нужно окунуться в волну положительных эмоций. Нередко этому помогает эмоциональная гимнастика. Исходное положение — стоя, сидя, лежа.

1 Имитация зевка. Расслабьтесь. Настройтесь на зевок, постарайтесь ощутить приход зевка. Мысленно произнесите, как при зевке, звук «у-у-у», который по мере звучания понижается, становится грудным.

2 Зевок. Слегка наморщите нос и приподнимите брови, стараясь вызвать на лице мимику неодолимой зевоты. Зевайте с наслаждением.

3 Состояние после сна. Полностью расслабьтесь. Представьте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щеки, расслабляются плечи, руки, ноги, хочется потянуться.

4 Добрая улыбка. Вспомните приятный момент в своей жизни (лучше из детства и юности). Поднимите кончики губ, сделайте веселые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице эту мимику.

5 Ликование. Вскиньте руки как спортсмен, одержавший победу. Ликуйте! Произнесите звуки ликования (конечно, не очень громко).

6 Луч солнца. Синтез всех предыдущих упражнений. Зевните, улыбнитесь, ликуйте. Вообразите, что лицо озарилось ласковыми лучами солнца. Постарайтесь сохранить это ощущение.

Упражнение очень эффективно: человек начинает ощущать прилив сил, все невзгоды в сторону. Мрачное настроение рассеивается.

Упражнение «Выдыхание боли».

Исходное положение сидя или лежа. Расслабиться, установить глубокое дыхание. Настойчиво думать о посылке жизненной силы к болевому участку. Процедура здесь такова: вдох; задержка дыхания с одновременным сосредоточением внимания на болевом участке; выдох. Представьте, что жизненная сила подавляет болевое ощущение.

При головной и зубной боли, а также болевых ощущениях  в спине перед началом упражнения выпить глоток холодной воды.

Упражнение «Распределение внимания».

Важно также научиться  эффективно распределять свое внимание в рабочей ситуации. Предлагаемое эффективное упражнение направлено на развитие способности к распределению внимания.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую Вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и «краем глаза» смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через сколько минут Вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, Ваша способность к распределению внимания развита слабо. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что Вы читали, и восстановить виденное на телеэкране. По мере того как Вы будете практиковать упражнение, с каждым разом Вы будете все эффективнее распределять свое внимание.

Второй комплекс упражнений направлен на развитие личностных особенностей, качеств, черт13.

Упражнение №1 «Я должен» и «Я хочу».

Поразмышляйте над ценностным содержанием своей жизни. Возьмите чистый лист бумаги и разделите его на две части вертикальной чертой. В левой части напишите, какие дела и конкретные действия Вы реализуете в своей жизни из позиции «Я должен». Не спешите, перечислите, по возможности, все дела и действия.

Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников