Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;

Содержание

Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

связь стрессоустойчивости.doc

— 3.63 Мб (Скачать файл)

Затем перейдите к  заполнению правой части листа: перечислите  все дела и действия, которые Вы реально совершаете из позиции «Я хочу», т. е. в соответствии со своими личными желаниями и интересами.

Что у вас получилось? Если в левой части листа у Вас записано много дел и действий, а в правой части — мало, значит, в своей жизни Вы живете больше для других и забываете про себя. Вполне вероятно, что во второй половине жизни Вы будете чувствовать неудовлетворенность. Поэтому, пока не поздно, перестраивайте свою жизнь! Старайтесь каждый день делать что-то полезное и важное не только для других, но и для себя, для улучшения своего настроения.

Если в правой части  листа у Вас получилось дел и занятий значительно больше, чем в правой, это означает, что свою жизнь Вы строите с ориентацией на реализацию преимущественно только собственных целей и желаний. Может быть, поэтому рядом с Вами нет друзей и единомышленников, а близкие страдают от Вашей холодности. Если Вы хотите, чтобы рядом с Вами были преданные друзья, старайтесь учитывать не только свои, но и их интересы.

Если некоторые дела и занятия, которые Вы написали в левой и правой частях листа, совпадают, то это означает, что Вы стремитесь к внутреннему равновесию, с одной стороны, своих долгов и обязательств и, с другой, своих желаний и потребностей. Этот путь — наиболее благоприятный и правильный. Старайтесь так строить свою жизнь, чтобы в ней было больше дел и занятий, совершаемых Вами, в которых Ваши желания и интересы все-таки совпадали бы с желаниями и интересами значимых для Вас людей.

 Упражнение №2 «Контраргументы».

Отметьте все моменты за последние две недели, когда Вы думали о себе плохо. Что или кто Вас заставил так думать о себе?

Возьмите лист бумаги и слева запишите слова или  фразы, которые Вам приходили в голову, когда Вы плохо о себе думали. Например:

- меня никто не понимает;

- у меня трудная жизнь;

- у меня — одни ошибки в учебе;

- я ничего не успеваю  сделать и т. п.

По каждой негативной фразе сформулируйте контраргументы, т. е. то положительное, что им можно противопоставить:

- те, кто действительно знает меня, относятся ко мне хорошо и понимают меня;

- у меня жизнь такая же, как у большинства моих знакомых, и в чем-то даже лучше, чем у них;

- ошибок нет только у тех, кто ничего не делает;

- что-то я успеваю сделать, а что-то нет. Надо стараться быть более организованным.

Упражнение № 3.

Это упражнение поможет Вам раскрыть свои способности, качества, узнать свои сильные стороны.

Цель: создание условий  и формирование навыков самораскрытия, совершенствование навыков группового выступления.

Участники садятся в  круг и получают задание (время для  подготовки 2-3 минуты). Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе, что помогает ему добиваться результатов в учебе. На выступление отводится 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.

Упражнение № 4.

Поможет не только раскрыть свои положительные, нужные качества, и отрицательные, мешающие Вам качества, но и понять, что Ваши отрицательные качества могут стать положительными.

Цель: создание условий  для самораскрытия, умение вести  полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о  своих слабых сторонах. Это могут быть черты характера, привычки, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях становятся нашей силой в других.

Упражнение № 5.

Цель: формирование положительной  самооценки. Упражнение поможет Вам попробовать посмотреть на себя и свои недостатки с другой стороны, более положительной.

Инструкция: «На листе бумаги каждый пишет «хвалебную речь» своему недостатку. Важно, чтобы каждый сознательно воспевал известный ему и окружающим недостаток, то качество, которое ему мешает в жизни».

Потом участники по очереди зачитывают то, что у них получилось. Результатом этого упражнения должно быть более лояльное отношение к себе,  более терпимое отношение к недостаткам других людей.

Упражнение № 6 «Достижение цели».

Чтобы достичь своей  цели, Вам нередко приходится обращаться к кому-нибудь с просьбой об одолжении. Важно, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением Вы изложите свою просьбу. Существуют приемы, которые могут значительно повысить шансы на выполнение просьбы. Выберите себе партнера и просто в порядке шутки попросите его о каком-нибудь одолжении. Люди всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость.  Если Ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуги того, к кому Вы обращаетесь, ваши шансы повысятся. Итак, каждый выбирает себе партнера, подходит к нему, присаживается рядом и пробует что-либо попросить у него.

Эти упражнения, с одной  стороны, направлены на личностное развитие, на формирование психологически здорового  человека, а с другой – на повышение  устойчивости к стрессу, обретению  внутреннего покоя и гармонии.

Заключение

 

Подводя итоги исследования связи стрессоустойчивости и  волевых качеств личности старшеклассника, можно сделать следующие выводы:

1 Понятие «стрессоустойчивость»  имеет множество определений,  но все они сходятся в одном:  стрессоусойчивость – это свойство личности, которое определяет эффективность выполнения деятельности в экстремальных условиях. Причем, мера и степень устойчивости человека к стрессу опосредована особенностями личности (темперамент, характер, мотивация, установки, ценности) и уровнем развития операциональных характеристик человека как субъекта (стили деятельности и поведения, познавательная активность, профессиональные способности и умения).

2 Всё многообразие  проявления воли выражается в  волевых качествах, которые понимаются  как относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования, заключающиеся в умении преодолевать трудности. Чаще всего отмечаются такие волевые качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, стойкость, самообладание, инициативность, «сила воли» и другие.

3 Эмпирическое исследование  таких волевых свойства личности  старшеклассников, как «сила воли»,  настойчивость, решительность и  организованность показало, что  они достигли оптимального уровня развития. Следует заметить, что наиболее развитыми из этого набора качеств оказались решительность и «сила воли». Организованность же меньше свойственна старшим школьникам.

4 Результаты диагностики  стрессоустойчивости выявили у  большинства старшеклассников средний уровень развития данного свойства, что свидетельствует об устойчивости и развитости их эмоциональной сферы.

5 Основываясь на результатах,  можно заключить, что между  уровнями развития стрессоустойчивости  и волевых качеств старшеклассников  существует взаимосвязь. Особенно сильная связь наблюдается между стрессоустойчивостью и «силой воли», стрессоустойчивостью и настойчивостью, а также между стрессоустойчивостью и решительностью. Слабее обнаружена связь между стрессоустойчивостью и такими волевыми качествами, как организованность и терпеливость.

6 Поскольку проведенное  исследование обнаружило зависимость  между стрессоустойчивостью и  волевыми качествами личности, можно  считать целесообразным развивать  волевые свойства старшеклассников  с целью повышения их эмоциональной устойчивости. Устойчивость к стрессу можно повысить в комплексе с выполнением релаксационных упражнений посредством развития решительности, целеустремленности, «силы воли», самоконтроля и других волевых проявлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы 

 

1 Абульханова-Славская  К. А. Стратегия жизни / К.  А. Абульханова-Славская. – М.: Изд-во  «Мысль», 1991. – 299 с.

2  Большой психологический  словарь / Сост. и общ. ред. Б.  Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 672 с.

3  Бреслав Г. М.  Психология эмоций: учебное пособие  для студентов / Г. М. Бреслав. - М.: Изд-во «Смысл»; Издательский  центр «Академия», 2004. – 544 с.

4  Василюк Ф. Е.  Психология переживания: Анализ  преодоления критической ситуации / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во «МГУ»,1984. – 122 с.

5  Гремлинг С. Практикум  по управлению стрессом / С. Гремлинг. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 240 с.

6  Гримак Л. П.  Резервы человеческой психики:  Введение в психологию активности.  / Л. П. Гримак. – М.: Изд-во «Политиздат», 1989. – 318с.

7  Ильин Е. П. Психология  воли / Е. П. Ильин. – СПб.: Изд-во  «Питер», 2000. – 288 с.

8  Кон И. С. Психология  ранней юности: книга для учителя  / И. С. Кон. – М.: Изд-во «Просвещение», 1989. – 255 с.

9 Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопросы психологии, № 1, 1997. – С. 45-54.

10  Селиванов В. И.  Воля и ее воспитание / В. И.  Селиванов. – М.: Изд-во «Знание», 1996. – 64 с.

11  Холмогорова А.  Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 61-74.

 

 

 

         

 

 

Приложение  А

Методики диагностики  стрессоустойчивости личности

1 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

Инструкция: «На приведенные ниже вопросы теста вам необходимо дать следующие ответы: «редко», «иногда», «часто». В конце каждого утверждения нужно поставить цифру, соответствующую предложенным ответам. Ответу «редко» соответствует цифра 1, «иногда» - 2, «часто» - 3».

Текст опросника

1 Я думаю, что меня в коллективе недооценивают.

2 Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.

3 Я переживаю за качество своей работы.

4 Я бываю настроен агрессивно.

5 Я не терплю критики в свой адрес.

6 Я бываю раздражителен.

7 Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.

8 Меня считают человеком настойчивым и напористым.

9 Я страдаю бессонницей.

10 Своим недругам я могу дать отпор.

11 Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности.

12 У меня не хватает времени на отдых.

13 У меня возникают конфликтные ситуации.

14 Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.

15 У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

16 Я все делаю быстро.

17 Я испытываю страх, что не поступлю в институт после окончания школы.

18 Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Подсчитайте сумму баллов и определите уровень Вашей стрессоустойчивости.

Сумма баллов:                             Уровень стрессоустойчивости:

                  54-52                                        1 – очень низкий;

                  53-50                                        2 – низкий;

                  49-46                                        3 – ниже среднего;

                  45-42                                        4 – чуть ниже среднего;

                  41-38                                        5 – средний;

                  37-34                                        6 - чуть выше среднего;

                  33-30                                        7 – выше среднего;

                  29-26                                        8 – высокий;

                  25-22                                        9 – очень высокий.

2 Тест на определение уровня стрессоустойчивости

Инструкция: «На приведенные 16 вопросов можно ответить: «очень» -3, «не особенно» -1 или «ни в коем случае» 0.

Текст опросника

Раздражает ли Вас:

1 смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?

2  женщина «в летах», одетая как молоденькая девушка?

3 чрезмерная близость собеседника (допустима в час «пик» в автобусе)?

4 курящая на улице женщина?

5 если какой-то человек кашляет в Вашу сторону?

6 если кто-то грызет ногти?

7 если кто-то смеется невпопад?

8 если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

9 если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

10 если в кинотеатре или в театре сидящий перед Вами человек все время вертится и комментирует фильм?

Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников