Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа
Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;
Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы
Затем перейдите к заполнению правой части листа: перечислите все дела и действия, которые Вы реально совершаете из позиции «Я хочу», т. е. в соответствии со своими личными желаниями и интересами.
Что у вас получилось? Если в левой части листа у Вас записано много дел и действий, а в правой части — мало, значит, в своей жизни Вы живете больше для других и забываете про себя. Вполне вероятно, что во второй половине жизни Вы будете чувствовать неудовлетворенность. Поэтому, пока не поздно, перестраивайте свою жизнь! Старайтесь каждый день делать что-то полезное и важное не только для других, но и для себя, для улучшения своего настроения.
Если в правой части листа у Вас получилось дел и занятий значительно больше, чем в правой, это означает, что свою жизнь Вы строите с ориентацией на реализацию преимущественно только собственных целей и желаний. Может быть, поэтому рядом с Вами нет друзей и единомышленников, а близкие страдают от Вашей холодности. Если Вы хотите, чтобы рядом с Вами были преданные друзья, старайтесь учитывать не только свои, но и их интересы.
Если некоторые дела и занятия, которые Вы написали в левой и правой частях листа, совпадают, то это означает, что Вы стремитесь к внутреннему равновесию, с одной стороны, своих долгов и обязательств и, с другой, своих желаний и потребностей. Этот путь — наиболее благоприятный и правильный. Старайтесь так строить свою жизнь, чтобы в ней было больше дел и занятий, совершаемых Вами, в которых Ваши желания и интересы все-таки совпадали бы с желаниями и интересами значимых для Вас людей.
Упражнение №2 «Контраргументы».
Отметьте все моменты за последние две недели, когда Вы думали о себе плохо. Что или кто Вас заставил так думать о себе?
Возьмите лист бумаги и слева запишите слова или фразы, которые Вам приходили в голову, когда Вы плохо о себе думали. Например:
- меня никто не понимает;
- у меня трудная жизнь;
- у меня — одни ошибки в учебе;
- я ничего не успеваю сделать и т. п.
По каждой негативной фразе сформулируйте контраргументы, т. е. то положительное, что им можно противопоставить:
- те, кто действительно знает меня, относятся ко мне хорошо и понимают меня;
- у меня жизнь такая же, как у большинства моих знакомых, и в чем-то даже лучше, чем у них;
- ошибок нет только у тех, кто ничего не делает;
- что-то я успеваю сделать, а что-то нет. Надо стараться быть более организованным.
Упражнение № 3.
Это упражнение поможет Вам раскрыть свои способности, качества, узнать свои сильные стороны.
Цель: создание условий
и формирование навыков самораскрытия,
совершенствование навыков
Участники садятся в круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе, что помогает ему добиваться результатов в учебе. На выступление отводится 1 минута. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения.
Упражнение № 4.
Поможет не только раскрыть свои положительные, нужные качества, и отрицательные, мешающие Вам качества, но и понять, что Ваши отрицательные качества могут стать положительными.
Цель: создание условий для самораскрытия, умение вести полемику и контраргументацию.
Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах. Это могут быть черты характера, привычки, которые хотелось бы изменить. Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях становятся нашей силой в других.
Упражнение № 5.
Цель: формирование положительной самооценки. Упражнение поможет Вам попробовать посмотреть на себя и свои недостатки с другой стороны, более положительной.
Инструкция: «На листе бумаги каждый пишет «хвалебную речь» своему недостатку. Важно, чтобы каждый сознательно воспевал известный ему и окружающим недостаток, то качество, которое ему мешает в жизни».
Потом участники по очереди зачитывают то, что у них получилось. Результатом этого упражнения должно быть более лояльное отношение к себе, более терпимое отношение к недостаткам других людей.
Упражнение № 6 «Достижение цели».
Чтобы достичь своей цели, Вам нередко приходится обращаться к кому-нибудь с просьбой об одолжении. Важно, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением Вы изложите свою просьбу. Существуют приемы, которые могут значительно повысить шансы на выполнение просьбы. Выберите себе партнера и просто в порядке шутки попросите его о каком-нибудь одолжении. Люди всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Если Ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуги того, к кому Вы обращаетесь, ваши шансы повысятся. Итак, каждый выбирает себе партнера, подходит к нему, присаживается рядом и пробует что-либо попросить у него.
Эти упражнения, с одной стороны, направлены на личностное развитие, на формирование психологически здорового человека, а с другой – на повышение устойчивости к стрессу, обретению внутреннего покоя и гармонии.
Заключение
Подводя итоги исследования
связи стрессоустойчивости и
волевых качеств личности старшеклассника,
можно сделать следующие
1 Понятие «стрессоустойчивость»
имеет множество определений,
но все они сходятся в одном:
стрессоусойчивость – это свойс
2 Всё многообразие
проявления воли выражается в
волевых качествах, которые
3 Эмпирическое исследование
таких волевых свойства
4 Результаты диагностики стрессоустойчивости выявили у большинства старшеклассников средний уровень развития данного свойства, что свидетельствует об устойчивости и развитости их эмоциональной сферы.
5 Основываясь на результатах,
можно заключить, что между
уровнями развития
6 Поскольку проведенное
исследование обнаружило
Список использованной литературы
1 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Изд-во «Мысль», 1991. – 299 с.
2 Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 672 с.
3 Бреслав Г. М. Психология эмоций: учебное пособие для студентов / Г. М. Бреслав. - М.: Изд-во «Смысл»; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
4 Василюк Ф. Е.
Психология переживания:
5 Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремлинг. – СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 240 с.
6 Гримак Л. П.
Резервы человеческой психики:
Введение в психологию
7 Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 288 с.
8 Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. – М.: Изд-во «Просвещение», 1989. – 255 с.
9 Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопросы психологии, № 1, 1997. – С. 45-54.
10 Селиванов В. И. Воля и ее воспитание / В. И. Селиванов. – М.: Изд-во «Знание», 1996. – 64 с.
11 Холмогорова А. Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. – С. 61-74.
Приложение А
Методики диагностики стрессоустойчивости личности
1 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
Инструкция: «На приведенные ниже вопросы теста вам необходимо дать следующие ответы: «редко», «иногда», «часто». В конце каждого утверждения нужно поставить цифру, соответствующую предложенным ответам. Ответу «редко» соответствует цифра 1, «иногда» - 2, «часто» - 3».
Текст опросника
1 Я думаю, что меня в коллективе недооценивают.
2 Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров.
3 Я переживаю за качество своей работы.
4 Я бываю настроен агрессивно.
5 Я не терплю критики в свой адрес.
6 Я бываю раздражителен.
7 Я стараюсь быть лидером там, где это возможно.
8 Меня считают человеком настойчивым и напористым.
9 Я страдаю бессонницей.
10 Своим недругам я могу дать отпор.
11 Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности.
12 У меня не хватает времени на отдых.
13 У меня возникают конфликтные ситуации.
14 Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.
15 У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.
16 Я все делаю быстро.
17 Я испытываю страх, что не поступлю в институт после окончания школы.
18 Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.
Подсчитайте сумму баллов
и определите уровень Вашей
Сумма баллов:
54-52
53-50
49-46
45-42
41-38
37-34
33-30
29-26
25-22
2 Тест на определение уровня стрессоустойчивости
Инструкция: «На приведенные 16 вопросов можно ответить: «очень» -3, «не особенно» -1 или «ни в коем случае» 0.
Текст опросника
Раздражает ли Вас:
1 смятая страница газеты, которую Вы хотите прочитать?
2 женщина «в летах», одетая как молоденькая девушка?
3 чрезмерная близость собеседника (допустима в час «пик» в автобусе)?
4 курящая на улице женщина?
5 если какой-то человек кашляет в Вашу сторону?
6 если кто-то грызет ногти?
7 если кто-то смеется невпопад?
8 если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
9 если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
10 если в кинотеатре или в театре сидящий перед Вами человек все время вертится и комментирует фильм?
Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников