Семья как первичный фактор социализации личности ребенка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 07:48, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы: Определение значимости семьи, как института первичной социализации ребенка. Задачи: 1 Рассмотреть основные аспекты семьи. 2 Оценить роль семьи в формировании первичной социализации ребенка.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1 Основные аспекты изучения семьи 2 Семья, как первичная среда социализации ребенка ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Второй параметр – родительские требования,
побуждающие к развитию у детей зрелости;
родители стараются, чтобы дети развивали
свои способности в интеллектуальной,
эмоциональной сферах, межличностном
общении, настаивают на необходимости
и праве детей на самостоятельность.
Третий параметр – способы общения
с детьми в ходе воспитательных воздействий:
родители стремятся использовать убеждение
с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают
свою точку зрения и одновременно готовы
обсуждать ее с детьми, выслушивают их
аргументацию. Родители с низким уровнем
чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.
Четвертый параметр – эмоциональная поддержка:
родители способны выражать сочувствие,
любовь и теплое отношение, но действия
и эмоциональное отношение направлены
на содействие физическому и духовному
росту детей, они испытывают удовлетворение
и гордость от успехов детей.
Оказалось, что комплекс черт
компетентных детей соответствует наличию
в родительском отношении всех четырех
измерений – контроля, требовательности
к социальной зрелости, общения и эмоциональной
поддержки, т. е. оптимальным условием
воспитания является сочетание высокой
требовательности и контроля с демократичностью
и принятием.
Немалый интерес представляют
работы, в которых воспитание и детско-родительские
отношения так или иначе связаны с анализом
семейной структуры. По мнению Дружинина
В. Н., существует 3 варианта семьи: традиционная
(патриархальная), детоцентрическая и
супружеская (демократическая) [13].
В традиционной семье
воспитывается уважение к авторитету
старших; педагогическое воздействие
осуществляется сверху вниз. Основным
требованием является подчинение. Итогом
социализации ребенка в такой семье является
способность легко вписаться в «вертикально-организованную»
общественную структуру. Дети из этих
семей легко усваивают традиционные нормы,
но испытывают трудности в формировании
собственных семей. Они не инициативны,
не гибки в общении, действуют исходя из
представления о должном.
В детоцентрической
семье главной задачей родителей считается
обеспечения «счастья ребенка». Семья
существует только для ребенка. Воздействие
осуществляется, как правило, снизу вверх
(от ребенка к родителям). Существует «симбиоз»
ребенка и взрослого. В результате у ребенка
формируется высокая самооценка собственной
значимости, но возрастает вероятность
конфликта с социальным окружением за
пределами семьи. Поэтому ребенок из такой
семьи может оценивать мир как враждебный.
Очень велик риск социальной дезадаптации,
и в частности учебной дезадаптации ребенка
после поступления в школу.
Очень высоко оценивается супружеская (демократическая)
семья. Цель в этой семье – взаимодоверие,
принятие, автономность членов. Воспитательное
воздействие – «горизонтальное», диалог
равных: родителей и ребенка. В семейной
жизни всегда учитываются взаимные интересы,
причем, чем старше ребенок, тем больше
его интересы учитываются. Итогом такого
воспитания является усвоение ребенком
демократических ценностей, гармонизация
его представлений о правах и обязанностях,
свободе и ответственности, развитие активности,
самостоятельности, доброжелательности,
адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной
устойчивости. Вместе с тем у этих детей
может отсутствовать навык подчинения
социальным требованиям. Они плохо адаптируются
в среде, построенной по «вертикальному»
принципу (т. е. практически ко всем социальным
институтам).
Но не каждый родитель имеет
правильное представление о воспитании
ребенка. Многие из них даже не задумываются
о полезности или вреде своего стиля воспитания.
Как результат в семье возникают конфликты,
непослушание со стороны детей, агрессия,
распущенность, разбалованость и многое
другое.
Как правило, в каждой семье
есть две крайности. Одна, когда родители
считают, что ребенок еще маленький, чтобы
помогать по дому, сходить в магазин и
т.д. Они сознательно ограждают его от
работы. Или же, наоборот, заставляют его
делать что-то с помощью «кнута» и «пряника».
Вторя крайность – гиперопека. Когда детей
отстраняют от дел семьи, от участия в
зарабатывании и распределении средств.
При этом сами родители лучше знают, что
необходимо их детям и заставляют последних
посещать кружки музыки, шахмат. В то время,
когда дети не хотят этим заниматься. Это
приведет к тому, что навязанный образ
жизни отторгнется, появится отчуждение
у ребенка, срывы в поведении, жалобы. В
таких условиях малыш растет неуравновешенным,
неискренним, замкнутым.
Л.И. Маленкова приводит следующие
негативные факторы семейного воспитания:
- неадекватное воздействие
факторов материального порядка:
избыток (либо недостаток) вещей, приоритет
материального благополучия над реализацией
духовных потребностей растущего человека,
дисгармония материальных потребностей
и возможностей из удовлетворения, избалованность
и изнеженность, безнравственность и противоправность
семейной экономики;
- бездуховность родителей,
отсутствие стремления духовного развития
детей;
- авторитаризм, либо либерализм,
безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие
аморального стиля и тона отношений
в семье;
- отсутствие нормального
психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его
проявлениях (страсть к накопительству
денег и вещей, религиозный, политический,
музыкальный, спортивный);
- безграмотность в психолого-педагогическом
отношении (отсутствие целенаправленности
воспитания, беспринципность, противоречивость
в применении методов воспитания, физические
наказания, причинение детям тяжелых нравственных
страданий);
- противоправное поведение
взрослых[9, c. 67].
Сложности семейного воспитания
также связаны с деятельностью массовой
информации, с формируемыми кино, прессой,
телевидением, радио образами людей, которым
хочется подражать, считать идеалом, быть
в чем-то похожим. Хулиганы, антигерои,
наркоманы в фильмах и компьютерных играх
воспринимаются как наблюдаемые в жизни.
Таких героев подают без нравственной
оценки, что приводит к дезадаптации общественного
мнения подростков.
Грандиозный поток информации
зачастую открыто транслируют, в зависимости
от ситуации, достаточно противоположные
ценности: индивидуализм/коллективизм;
помощь ближнему/собственную выгоду; доброту,
взаимопомощь/безразличие; творчество/плагиат;
высшие ценности/потребительские ценности;
любовь как ценность/любовь как выгоду
и расчет; самоактуализацию личности/приспособленчество;
свободу/диктатуру, стремление к власти,
подчинению своей воле; ответственность/безответственность;
психическое здоровье/наркотическую сексуальную
свободу; межличностное общение/общение
через посредника (Интернет-общение, телефонное
общение) и др. И часто, при отсутствии
помощи со стороны взрослого, в силу
своей неопытности, дети избирают антигуманистические
ценности.
Правильная позиция семьи может
нейтрализовать такие сложности в воспитании,
как участие СМИ и пр. И если в семье четко
стоят цели и задачи, которые она стремиться
достичь, то ребенок вырастет более уверенным
в своих силах, подготовленным к жизни.
Доброжелательная, здоровая
атмосфера создает условия для развития
ребенка и взрослого. Дает пристанище
среди невзгод, где можно получить помощь
и поддержку, любовь и признание. Каждый
человек стремится к самосовершенствованию,
саморазвитию. И от того, какие культура,
атмосфера, цели и принципы, финансовые
возможности и отношения царят в семье
– зависит самореализация и развитие
полноценного человека. Цели семьи переходят
и к ребенку. Он начинает стремиться к
ним, старается оказать помощь в достижении
их своим родителям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная семья отходит
от функционирования в качестве эффективно
действующего социального института с
жесткими нормами и четко заданными образцами
поведения и превращается в общность,
где доминирующее значение имеют признаки
социально-психологической группы. Повышаются
требования к выполнению семьей ее социально-психологических
функций, таких как поддержание в своих
членах чувства защищенности и безопасности,
возможности самоутверждения и личного
роста.
Отношения детей и родителей
в течение последних десятилетий меняются,
становясь все более эмоционально-психологическими,
т.е. определяемыми глубиной их привязанности
друг к другу, так как для все большего
числа людей именно дети становятся одной
из главных ценностей жизни.
Вместе с тем, будучи особой
самостоятельной частью общества, семья
тесно связана с определенной социальной
средой, зависит от неё. В семье находят
отражение все основные достижения, трудности
и противоречия общественной жизни. Семья
в социуме – сложный социальный феномен
так, как она, с одной стороны, зависима
от общества и потому созвучна тем изменениям,
которые происходят в нем, и с другой –
имеет собственную эволюцию, обусловленную
её собственными механизмами, обладающую
присущими ей закономерностями. Диалектика
здесь такова: семья изменяется вместе
с изменением общества, которое, в свою
очередь, изменяется вместе с изменениями
семьи. Семья является той социальной
ареной, на которой и благодаря которой
во многом разворачиваются взаимоотношения
человека и общества [1, с. 293].
Таким образом, семья выступает
как первичный воспитательный институт,
связь с которым человек ощущает на протяжении
всей своей жизни. Семья является важнейшим
фактором социализации личности, в ней
закладываются основы нравственности,
формируются социальные нормы поведения,
раскрываются внутренний мир и индивидуальные
качества личности.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонов, А.Н. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / А.Н. Агафонов, К.Н. Менлибаев; под ред. А.Н. Агафонов – КарГУ, 2003. – 380 с.
Карабанова, О.А. Психология
семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
Ковалев, М.Г. Семья в современном
мире: учебно-методическое пособие/ М.Г.
Ковалев; науч. Ред. С.Ю. Девятых. – Смоленск:
Изд-во СмолГУ, 2010. – 168с.
Маленкова, Л.И. Педагоги, родители,
дети. (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей).
– М.: Изд-во Педагогическое общество России,
2000.
Развитие субъективности личности
в процессе ее социализации /Под.ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. – Мн.: БГПУ им М. Танка, 1999. – 197 с.
Харчев, А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977. 222 с.
Целуйко, В.М. Родители и дети / В.М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2007. – 222с.
Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное
пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с. – («Gaudeamus»)
Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).