Сенсорные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:13, реферат

Краткое описание

История науки о закономерностях ощущений и восприятия, в основе которых лежит функционирование сенсорных систем, уходит в глубокую древность. Развитие таких представлений, возможно, относится к числу первых человеческих знаний, что обусловлено непосредственной практической значимостью этих сведений. В древности в философской (научной) литературе существовало понятие органов чувств, к которым относились зрение, слух, осязание, обоняние, вкус (например, Демокрит, 5 век до н.э.). Кроме понятия «орган чувств», в отечественной литературе широко используется термин «анализатор», введенный И.П. Павловым в начале XX века. В психологических исследованиях, например в работах

Вложенные файлы: 1 файл

Сенсорные системы..docx

— 112.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

РЕФЕРАТ.

    Сенсорные системы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

                                        Выполнила : Камитова Сауле

                                                                 1 курс ХГФ

 

 

 

                          Алматы 2013г.

 

Глава 1. Общая физиология сенсорных процессов

 

1.1.Структурно-функциональная организация сенсорных систем

 

История науки о закономерностях ощущений и восприятия, в основе которых  лежит функционирование сенсорных  систем, уходит в глубокую древность. Развитие таких представлений, возможно, относится к числу первых человеческих знаний, что обусловлено непосредственной практической значимостью этих сведений. В древности в философской (научной) литературе существовало понятие органов чувств, к которым относились зрение, слух, осязание, обоняние, вкус (например, Демокрит, 5 век до н.э.). Кроме понятия «орган чувств», в отечественной литературе широко используется термин «анализатор», введенный И.П. Павловым в начале XX века. В психологических исследованиях, например в работах

С.Л. Рубинштейна, как синоним также  применяется термин «орган ощущений». В современном русском языке  слово «чувство», как правило, связывается  со сферой эмоций, а не ощущений, и  термин «орган чувств» является недостаточно точным. В настоящее время, одновременно с рассмотренными понятиями, чаще используется термин «сенсорная система». Термин «сенсорный»  происходит от латинского senso – «чувствую, ощущаю».

Интенсивное накопление сведений о строении и  функциях органов чувств, механизмах возникновения ощущений началось с  XIX века. В классических трудах Э. Вебера, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, И. Мюллера, Г. Фехнера и других ученых  были получены выдающиеся научные результаты, качественно и количественно характеризующие деятельность органов чувств человека. Такие исследования положили начало естественнонаучному изучению тех функций мозга, которых называют психическими.

Современный этап в развитии психофизиологии  ощущений и восприятия связан, прежде всего, с именами И.М. Сеченова и  И.П. Павлова. На основе глубокого анализа  достижений физиологии и медицины того времени И.М. Сеченов применил рефлекторный принцип для понимания психической  деятельности. В своей работе «Рефлексы  головного мозга» он утверждал: «Все акты сознательной и бессознательной  жизни по способу происхождения  суть рефлексы». В книге «Физиология  нервной системы» И.М. Сеченов описал «темное мышечное чувство» и показал  его роль в координации движений.

Продолжая сеченовские традиции, И.П. Павлов создал  учение об анализаторах, как совокупности чувствительных образований, воспринимающих и анализирующих разнообразные раздражители. Открытие и развитие И.П. Павловым метода условных рефлексов дало возможность систематического исследования многих характеристик органов чувств и роли различных отделов центральной нервной системы,  в первую очередь коры больших полушарий, в процессе различения и восприятия свойств сигналов. На основе таких исследований  И.П. Павлов рассматривал  анализатор как сложный нервный механизм, начинающийся с воспринимающей (рецепторной) поверхности и заканчивающийся в высших отделах мозга, трансформирующий энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения и  осуществляющий проведение его в центральную нервную систему. Согласно представлениям И.П. Павлова, любой анализатор состоит из трех частей: периферической, проводниковой и центральной (корковой). Корковый отдел играет особую роль, так как здесь завершаются аналитико-синтетические процессы по оценке биологической значимости раздражителя.

Во второй половине ХХ века, в связи с развитием  теории информации, анализаторы начинают рассматривать и обозначать как  биологические системы, передающие и перерабатывающие информацию. Необходимость  изучения строения и функционирования периферических и центральных отделов  анализаторов как единого целого определяют введение  и широкое  использование понятия «сенсорные системы». Сенсорная система (СС) определяется как совокупность вспомогательных  образований, рецепторов, нервных путей  и центров, раздражение которых  у человека приводит к появлению  специфического ощущения, характерного для данной модальности стимула. Каждая область мозга, в которой  находится сенсорный центр и  осуществляется переключение нервных  влияний, образует уровень СС. Завершается  переработка сенсорной  информации в коре больших полушарий, где  формируются образы,  осуществляется целостный процесс восприятия и  на основе этого организуется целенаправленное поведение.

Общими свойствами СС являются - количественный и качественный анализ сигналов, адекватность отражения  объективной реальности в форме  субъективных ощущений. Важным свойством  является также способность СС приспосабливаться (адаптироваться ) к действующим раздражителям, путем изменения чувствительности. При понижении интенсивности стимула происходит повышение чувствительности, при повышение – снижение. Длительно действующие раздражители могут перестать восприниматься, например, не чувствуется запах в комнате, одежда на теле и др. Адаптационные процессы охватывают все уровни СС: происходит  их настройка на оптимальное восприятие сигналов в изменившихся условиях.

Таким образом, СС выполняют функции приема, передачи и анализа  информации о внешней  и внутренней среде организма. В  этом сложном процессе выделяют несколько  этапов:

1.возбуждение  рецепторов в ответ на действие  адекватного раздражителя

2.передача  нервного возбуждения от рецепторов  в высшие отделы ЦНС

3.анализ  сенсорных сигналов в высших  центральных отделах и выделение  биологически значимой информации

4.опознание,  классификация, идентификация стимула,  принятие решения и формирование  ответной реакции организма. 

Известно, что каждая отдельная сенсорная  система реагирует лишь на определенные физические стимулы (например, зрительная система реагирует на световые стимулы, слуховая – на звуковые и т.п.). Специфичность такой реакции обусловила понятие «модальность». Стимулом данной модальности, адекватным для конкретной СС, считают  такой стимул, который вызывает реакцию при минимальной физической интенсивности. По модальности раздражители делят на механические, химические, тепловые, световые и др. Все сенсорные системы, независимо от природы действующего раздражителя, выполняют одинаковые  функции и имеют общие принципы своей структурной организации.

Принцип многоуровневости и многоканальности. Современная сенсорная психофизиология рассматривает анализатор как сложную систему, состоящую из большого числа следующих друг за другом промежуточных уровней  переработки информации. Биологический смысл этого заключается в поэтапной переработке информации, причем на каждом этапе происходит переработка каких-либо отдельных параметров информационного сигнала. В пределах одного уровня действуют локальные сети, которые расширяют или ограничивают число нейронов вовлеченных в общий процесс.

Принцип многоканальности означает  параллельное проведение сенсорной  информации по нескольким нервным путям. Например, в зрительной систем можно выделить чувствительные пути пространственно распределенные в мозговых структурах и передающие информацию о разных характеристиках предмета, его яркости, цвете и др. На более высоких уровнях СС, как правило, обособляются специфический (проекционный), ассоциативный и неспецифический каналы передачи информации. По специфическим каналам передается информация о физических параметрах стимула, по ассоциативным – сведения о его биологической значимости, и наконец, неспецифические пути служат для активации, регуляции тонуса и своеобразной настройки центральных  структур на восприятие информации.

Принцип конвергенции и дивергенции. В СС не соблюдается строгая линейная связь между нейронами нижележащих и вышележащих уровней. Как правило, каждый нейрон получает импульсы от десятков и сотен нейронов нижележащего уровня (конвергенция) и сам в свою очередь посылает разветвления аксона к десяткам и сотням нейронов вышележащего уровня (дивергенция). Конвергенция и дивергенция наблюдаются на всех уровнях СС, но может  иметь место преобладание того или иного принципа. Например,  для сетчатки глаза характерно преобладание конвергенции – от многих  рецепторов – к  меньшему числу ганглиозных нейронов, отростки которых образуют зрительный нерв. В результате на несколько десятков миллионов фоторецепторов (палочек и колбочек) приходится около только миллион волокон в составе зрительного нерва,  передающих информацию в головной мозг. В свою очередь волокна зрительного нерва дивергируют к разным структурам мозга – таламусу, среднему мозгу. Принцип конвергенции и дивергенции обусловливает связь однозначных элементов на всех уровнях СС и широкое взаимодействие между элементами каждого уровня.

Принцип положительной и отрицательной  обратной связи

В каждой СС наряду с восходящими (афферентными) путями находятся и нисходящие (эфферентные) пути. По этим путям происходит управление процессом передачи информации с  одних уровней на другие. Наличие  положительных и отрицательных  обратных связей в обеспечивает регуляцию этих процессов. Центральная организация анализатора в совокупности прямых и обратных связей представляется в виде системы, состоящей из надстраивающихся нервных колец. Наличие нисходящих связей к различным структурам СС обеспечивает  влияние на их работу вышерасположенных мозговых отделов, благодаря этому , в частности, регулируется чувствительность СС. Направленность нисходящих влияний определяется доминирующей потребностью. В связи с этим особенно важной оказывается корковая регуляция, которая осуществляет пусковую и корригирующую функции.

Принцип кортикализации. Кора больших полушарий мозга человека имеет представительство всей совокупности СС и является субстратом для объединения их деятельности. Одной из общих черт корковых проекций является их множественный характер. В общей форме различают первичные и вторичные проекции. В первичных корковых проекциях заканчиваются пути от рецепторов одной сенсорной системы. К первичным примыкают вторичные зоны той же сенсорной системы, информация к которым поступает несколько позднее и в интегрированной форме. Вторичные корковые зоны являются высшим отделом СС. Существуют  ассоциативные области коры, в которых происходит межсенсорное взаимодействие.

Принцип двусторонней симметрии. Любая СС построена по принципу билатеральной симметрии. Рецепторные аппараты, центральные проводники и  мозговые структуры – парные, одна половина зеркально повторяет другую. У человека две сетчатки глаза, два органа слуха, два вестибулярных аппарата, две области обонятельного эпителия и т.д. Даже такой непарный орган как язык иннервируется парами веточек мозговых нервов и посылает информацию в правую и левую половины мозга.

Однако  данный принцип  проявляется лишь в относительной  степени, ибо даже первичный сенсорный  путь может быть связан с обеими симметричными  половинами мозга. Для  большинства СС характерно, что рецепторы, расположенные на одной стороне  тела, связаны преимущественно с  противоположной (контрлатеральной) стороной коркового отдела анализатора. Эта связь выражена сильнее благодаря большему числу направляющихся туда сенсорных волокон, большая часть афферентных путей переходит на противоположную сторону. Кроме того между симметричными отделами СС существуют горизонтальные связи, обеспечивающие их взаимодействие и объединение для выполнения целостной функции на основе обмена сенсорной информацией.

Методы  исследования. В связи со сложностью структурно-функциональной организации СС при изучении их используются различные методы. Морфологические методы позволяют изучать строение сенсорных образований, связи между сенсорными центрами и т.п. Для анализа особенностей функционирования СС широко используются психофизические и электрофизиологические методы. Первые из них дают представление о работе СС в целом, вторые позволяют получать сведения о работе отдельных структурных элементов СС. Объединение их имеет место при психофизиологическом подходе, включающем наряду с регистрацией электрических процессов, анализ характеристик субъективных процессов ощущений и восприятия.

Самостоятельное значение имеют нейропсихологические методы, которые направлены на изучение сенсорных функций у людей, с  теми или иными патологическими  изменениями в мозге (травма, опухоль, кровоизлияние). Эти методы позволяет  судить о роли того или иного центрального мозгового отдела в реализации различных  сенсорных задач. При обобщении  результатов нейропсихологических исследований учитывают, что нарушение  сенсорной функции после разрушения  нервного центра не означает, что именно в этом центре локализована функция. Речь может идти  лишь о том, что  данный центр участвует в формировании нарушенной в результате его повреждения  функции у целостного организма.

Каждый из перечисленных методов  имеет свои возможности и ограничения. Наиболее полную информацию о работе СС можно получить лишь при использовании  комплексного подхода с применением  различных методов в их разумном сочетании.

Информация о работе Сенсорные системы