Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель - провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) детей с нарушением интеллекта. Гипотеза. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, следует решить следующие задачи:
- изучить особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с нарушением интеллекта;
- исследовать детей старшего возраста СДВГ с нарушением интеллекта в ГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат».

Содержание

Введение 3
1 1 ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1 Дети с интеллектуальными нарушениями 5
1.2 Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 7
1.3 Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 8
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СДВГ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ГУ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Анализ результатов анкетирования 13
2.3 Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен) 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Однако, тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормально развивающегося. При своевременной правильной организации воспитания, как можно более раннем начале обучения многие отклонения развития у такого ребенка могут быть скоррегированы и даже предупреждены [7, с.15].

 

1.2 Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями

СДВГ может иметь множество последствий для развития ребенка. У таких детей нет друзей в детстве, у них очень трудно складываются отношения со сверстниками, которые рано начинают понимать, что гиперактивный ребенок ведет себя не всегда адекватно и им это не нравится.

А он и играть то нормально не умеет, не подчиняется правилам игры, не выжидает своей очереди. И сверстники его сторонятся. Конечно же, ребенок переживает по этому поводу, и это откладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

ДВГ проявляется расстройством внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Так же для большинства детей характерна двигательная неловкость и неуклюжесть. Эти симптомы отмечаются взрослыми у гиперактивных детей еще в дошкольном возрасте.

И чем более выражен этот синдром, тем раньше проявляются его симптомы, бывает, что уже после года видно,что поведение ребенка отличается от поведения сверстников (но не путайте просто активного ребенка с гиперактивным).

Когда такой ребенок поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями, усиливаются нарушения поведения.

Проявления СДВГ у детей:

- они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-либо забраться. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже во время сна), но также беспокойством, посторонними движениями в время выполнения заданий, требующих усидчивости (ребенок ерзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги);

- постоянно наблюдается импульсивность, которая проявляется в том, что ребенок часто действует не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, на вопросы отвечает невпопад и не выслушивая их до конца.Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваясь в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам;

- нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности совершать достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоении навыков рисования и письма. Так же это приводит к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма;

- дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи. Однако эти дети могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться. Это связано с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящие удовлетворения и не подкрепляемые поощрением. Таким образом, нарушения внимания проявляются в трудностях его удерживания (ребенок несобран, не может самостоятельно довести выполнение задания до конца), в снижении избирательности внимания (неспособен надолго сосредоточиться на определенной деятельности), выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое;

- в  школе проблемы детей с СДВГ значительно усиливаются. Требования к обучению в школе таковы, что ребенок не в состоянии их выполнить в полной мере. Его поведение не соответствует возрасту, поэтому ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, они довольно часто выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или просто угадывания без учета всех возможных вариантов. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых;

- постоянные проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В школе они более разговорчивы, чем их одноклассники и более склонны к началу общения. Но невнимательность, импульсивность и частая отвлекаемость делает таких детей плохими партнерами в играх. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных отношений, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь берет чужие вещи, мешает окружающим.Все это приводит к конфликтам и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками;

- дома таких детей часто тоже  не понимают. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы эмоционально неустойчивы. недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. Они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. У большинства таких детей слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. У некоторых наблюдается также упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность;

-к подростковому возрасту гиперактивность  у детей с СДВГ значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность часто сохраняются и во взрослом возрасте.

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  СДВГ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА  В ГУ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

2.1 Организация и  методы  исследования

 

Исследование проводилось в спецшколе ГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат».

Для изучения процесса СДВГ с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в 5 классе. Диагноз детей - олигофрения в степени дебильности.

В ходе исследования были использованы: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, тест на выявления стиля семейного воспитания, тест на выявления тревожности детей (комфортности в семье).

В беседе с родителями выяснилось, что пятеро детей живут в полных семьях, имеют обоих родителей. В трех семьях к тому же есть другие дети: в двух семьях младший брат и младшая сестра, в одной семье – старшая сестра. 6 детей из неполных семей, воспитываются одной мамой. В одной семье ребенок живет с мамой и отчимом.

Беседа с педагогами, обучающими детей, позволила выявить следующие факты. Педагоги, работающие с этими детьми отмечают, что большие трудности возникают у детей при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, т.е. действовать в уме, оперируя образами представлений. Очень сложными для таких детей являются простые тексты, содержащие причинные или временные зависимости, требующие словесно-логического мышления. Осуществляя обобщение предметов или явлений, они чаще всего основываются на несущественных, случайных признаках. Их обобщения бывают слишком широкими по объему. Особенно затрудняет этих детей изменение однажды выделенного принципа обобщения, объединение объектов по-новому. В этом проявляется свойственная умственно отсталым патологическая инертность, тугоподвижность нервных процессов и стереотипность мышления.

Память этих детей характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание развито значительно хуже.

Существенные отклонения имеются не только в познавательной деятельности, но и в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата.

Всем обследованным детям свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Их затрудняет понимание мимики и жестов, выразительных движений людей, изображенных на картинке. У этой категории детей прослеживаются слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности. Самооценка и уровень притязаний их чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.

Для продвижения школьников в общем развитии, в усвоении ими знаний, умений и навыков в школе организовано специальное коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у них положительных возможностей. Процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, учебникам, при небольшой наполняемости классов. Наряду с прохождением определенной программы по общеобразовательным предметам (русскому языку, математике, географии и т.п.), формированием у них определенных умений и навыков, существенное внимание уделяется трудовой подготовке, а также ориентировке в социально-бытовых проблемах. На каждом уроке обязательно ставятся и решаются конкретные коррекционные проблемы. Однако предусмотрены и специальные занятия, имеющие коррекционную направленность. Например, логопедические, лечебная физкультура. Родителям была предложена анкета, цель которой – выявить особенности воспитания детей дома и проблемы, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с нарушениями интеллекта (Приложение 1).

 

2.2 Анализ результатов  анкетирования 

Как показало анкетирование, большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени, но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне, т.к. не может проводить с ним много времени. Результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Время, которое проводят с ребенком родители

На вопрос «На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?» ответы распределились следующим образом (рис. 2):

- играю с ребенком - 33,3%;

- помогаю выполнять домашние  задания – 41,6%;

- гуляю с ребенком, вожу в кино, музеи, зоопарк и т.д. - 8,3%;

- читаем книги вместе с ребенком - 8,3%;

- ухаживаю за ребенком (кормлю, даю лекарства и т.д.) – 8,3%;

Как видно из результатов анкетирования, большинство родителей помогают ребенку выполнять домашние задания. Дети не могут самостоятельно делать уроки, им требуется помощь со стороны родителей. 4 родителей ответили, что большую часть времени играют с ребенком. Сюда входят и развивающие игры, которые рекомендованы педагогами.

Ответы на вопрос «На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?» представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Ответы на вопрос «На что вы тратите большую часть

времени при общении с ребенком?»

 

На вопрос: «Оказываете ли вы помощь детям при подготовке школьных занятий?» все родители ответили утвердительно.

Что касается организации досуга детей, то большинство родителей (83,3%) признались, что досуг ребенка чаще всего проходит в пределах семьи. Родители редко, как правило на день рождения или праздники, приглашают в дом сверстников своего ребенка, редко посещают культурно-массовые мероприятия, ходят с ним в походы, ребенок почти не бывает где-либо без родителей.

На вопрос: «Как относятся другие дети к ребенку с нарушением интеллекта?» были даны такие ответы:

Младший сын охотно играет с Сашей, несмотря на то, что разница в возрасте у них составляет 7 лет, им обоим интересно играть с машинками, строить башни из кубиков, они любят играть в солдатиков и др.

Младшая дочка каждый день играет вместе с Наташей, они любят играть в семью, наряжают кукол. Наташа сама делает платья для кукол. Они любят рисовать.

Старшая дочь хорошо относится с Диме, часто остается с ним, ухаживает за ним. Она не замечает, что Дима не такой, как другие дети, никогда не упрекает его, если он что-то разобьет или сломает.

Родители, не имеющие других детей в семье, отметили, что ровесники плохо относятся к их детям. На улице дети одни не гуляют (гуляли, когда были младше), их часто дразнят. В то же время трое родителей ответили, что у их детей есть друзья, которые иногда навещают их ребенка, помогают ему, общаются с ним.

Помогают родителям воспитывать больного ребенка чаще всего бабушки (41,6%), подруги матери (16,7%), старшая дочь (8,3%), няня ребенка (8,3%). Обходятся без помощи – 25% родителей. Ответы на вопрос: «Кто помогает вам воспитывать больного ребенка?» представлено на рисунке 3.

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности