Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 Психологические особенности младших школьников…………...6 1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19 2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19 2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Исследования В.С. Мухиной свидетельствуют
о том, что особенностью эмоциональной
сферы становится большая сдержанность
в выражении своих эмоций – недовольство,
раздражение, зависть, когда находится
в коллективе класса, так как несдержанность
в проявлении чувств вызывает тут же замечание,
подвергается обсуждению и осуждению.
Это не значит, что младший школьник уже
хорошо владеет своим поведением – подавляет
выражение тех или других неодобряемых
окружающими чувств. Он достаточно ярко
проявляет страх, недовольство, обиду,
гнев, хотя и старается их подавить. Все
эти эмоции отчетливо проявляются в его
поведении во время столкновений со сверстниками.
Для развития воли младших школьников
важна доступность цели деятельности,
оптимальная по сложности задача, тогда
как слишком легкие или сложные задания
тормозят развитие волевых качеств и действий.
В младшем школьном возрасте формируются
способы волевой регуляции: сначала это
словесная инструкция учителя, затем,
с развитием самосознания, волевой акт
вызывается собственными потребностями
ребенка [18, с.219].
Наряду с повышением произвольности
эмоционального процесса, в младшем школьном
возрасте изменяется содержательная сторона
эмоций и чувств. Активно развиваются
высшие чувства: интеллектуальные (любознательность,
удивление, сомнение, интеллектуальное
удовольствие), нравственные (чувство
товарищества, дружбы, долга, сочувствия,
негодования от ощущения несправедливости
и пр.), эстетические [9, с.69].
Преобладающее жизнерадостное
настроение – это возрастная норма эмоциональной
жизни младшего школьника. Однако, как
показали исследования Л.С. Славиной, у
некоторых учащихся в этот период начинает
проявляться склонность к острым аффективным
состояниям, обусловленная как неудовлетворенной
потребностью в благоприятных взаимоотношениях
с окружающими, так и расхождением между
завышенным уровнем притязаний и уровнем
собственных возможностей при наличии
неосознаваемой неуверенности в себе.
Для предупреждения эмоциональных срывов
учитель должен знать индивидуальные
особенности учащихся [18, с.223].
Большое влияние на формирование
эмоций младших школьников оказывает
учебная деятельность, складывающиеся
отношения с учителем и коллективом класса.
По мнению Г.М. Бреслава, именно эмоциональное
отношение к учителю является своеобразным
«маяком» в эмоциональной сфере учащегося,
при этом особенно важной для ребенка
является функция учителя как арбитра:
эмоциональная окраска, возникающая в
результате оценки учителя, усиливает
или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку
и уровень притязаний младшего школьника,
поэтому равнодушие к учению и, прежде
всего, к оценкам учителя в этом возрасте
можно считать показателем отклонения [29, с.57].
Таким образом, с возрастом
эмоции детей становятся более обобщенными,
произвольными, социально регламентированными,
усложняется содержание эмоциональной
сферы, изменяется ее экспрессивная сторона.
Следующая особенность, которую
уже выделяет А.В. Захарова, – это развитие
выразительности эмоций младшего школьника
(большее богатство оттенков интонаций
в речи, развитие мимики).
Также у младших школьников
наблюдается рост понимания чувств других
людей и способности сопереживания с эмоциональными
состояниями сверстников и взрослых. Однако
в уровне такого эмоционального понимания
наблюдается отчетливая разница между
первоклассниками и третьеклассниками
и особенно четвероклассниками [13, с.81].
По мнению П.М. Якобсона, эмоциональная
сфера детей младшего школьного возраста
отличается впечатлительностью, эмоциональной
отзывчивостью на все яркое, крупное, красочное.
Монотонные, скучные уроки быстро снижают
познавательный интерес первоклассника,
ведут к появлению отрицательного эмоционального
отношения к учению [29].
Большое место в жизни младшего
школьника занимают чувства как мотивы
поведения. Развитие эмоциональной сферы
в этот период характеризуется усилением
сдержанности и осознанности в проявлениях
эмоций, повышением эмоциональной устойчивости.
Младший школьник начинает более сдержанно
выражать собственные эмоции, особенно
негативные, что связано с различением
ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать
собственные чувства, то есть произвольность
поведения постепенно начинает отражаться
на сфере чувств. Однако, в целом, для детей
характерна впечатлительность и отзывчивость [18, с.221].
По словам Л.С. Выготского, формирование
у учащихся умения владеть внешним выражением
чувств является насущной педагогической
задачей.
У младшего школьника интенсивно
формируются моральные чувств: чувство
товарищества, ответственности за класс,
сочувствие к горю окружающих, негодование
при несправедливости и т.д. При этом они
формируются под влиянием конкретных
воздействий, увиденного примера и собственного
действия при выполнении поручения, впечатления
от слов учителя. Но важно помнить о том,
что когда младший школьник узнает о нормах
поведения, то он воспринимает слова воспитателя
лишь тогда, когда они эмоционально его
задевают, когда он непосредственно чувствует
необходимость поступить так, а не иначе.
В этом возрасте происходит
усвоение моральных норм и правил поведения:
ребенок овладевает собственным поведением,
более точно и дифференцированно понимает
нормы поведения дома, в общественных
местах, проявляет повышенное внимание
к нравственной стороне поступков, стремится
дать поступку нравственную оценку, нормы
поведения превращаются во внутренние
требования к себе [1, с.102].
Тем не менее, для младшего школьника
характерна неустойчивость нравственного
облика: сознательно принимая правила
и «обучая» им других, он как бы сам утверждается
в том, что действительно соответствует
образцу, а при противоречии между образцом
и собственным поведением легко утешает
себя тем, что он «сделал так случайно» [1, с.103].
Конец младшего школьного возраста
знаменуется глубоким мотивационным кризисом,
когда мотивация, связанная со стремлением
занять новую социальную позицию, исчерпана,
а содержательные мотивы учения зачастую
отсутствуют: так, исследования И.М. Веренкиной
показали, что в период от 8 до 10 лет в 5
раз уменьшается число детей, которые
хотят учиться, так как им это интересно [1, с.104].
На рубеже 9-10 лет возникает
также кризис самооценки, что отражается
в бурном росте негативных самооценок
десятилетних школьников по сравнению
с уравновешенностью позитивных и негативных
суждений о себе в 9 лет. Критическая самооценка
– это проявление диалогичности в сознании
ребенка, внутреннего диалога Я – не-Я,
феномен объективного внимания к себе
(Г.С. Абрамова), который выражается во
временном отвлечении внимания от внешнего
содержания и сосредоточении его на самом
себе [22, с.25].
Основным психологическим содержанием
предподросткового кризиса является рефлексивный
оборот на себя (К.Н. Поливанова) – возникновение
«ориентировки на себя», на собственные
качества и умения как основное условие
решения разного рода задач. По словам
Д.И. Фельдштейна, между 9 и 10 годами начинается
новый уровень социального развития, фиксируемый
в позиции «я и общество», когда ребенок
пытается выйти за рамки детского образа
жизни, занять общественно важное и общественно
оцениваемое место. Это узловой рубеж,
когда ребенок осознает себя субъектом,
испытывает потребность реализовать себя
как субъекта, приобщиться к социальному
на уровне преобразования [9, с.70].
Таким образом, основные новообразования
личности младшего школьника: ориентация
на группу сверстников; формирование личностной
рефлексии (способности самостоятельно
установить границы своих возможностей);
формирование осознанной и обобщенной
самооценки; осознанность и сдержанность
в проявлении чувств, формирование высших
чувств; осознанность волевых действий,
формирование волевых качеств.
2. Объем психологических
знаний, необходимых для младшего школьного
возраста
Гуманизация школьного образования
предполагает в первую очередь обращенность
к личности ребенка, ее всестороннее развитие,
создание благоприятных условий для раскрытия
способностей учащихся. Реформирование
системы школьного образования в свете
гуманистических тенденций должно начинаться
с переосмысления его цели и основной
задачи.
В последнее время учителя начальных
классов отмечают увеличение числа детей
с трудностями в обучении, обусловленными
в первую очередь недостаточным уровнем
их когнитивно-личностного развития. Поэтому
оказание действенной психологической
помощи учащимся на начальном этапе обучения
в настоящее время становится особенно
актуальной задачей.
Определяя содержание уроков
психологического развития в начальной
школе, целесообразно основываться прежде
всего на: 1) анализе психологических причин
трудностей, которые испытывают младшие
школьники при усвоении учебного материала
по основным школьным дисциплинам – русскому
(белорусскому) языку, чтению, математике;
2) необходимости целенаправленного формирования
психологических новообразований младшего
школьного возраста; 3) необходимости формирования
психологической готовности учащихся
к переходу в среднюю школу. Однако эффективная
реализация указанных направлений работы
возможна только в том случае, если учитывается
тот объем психологических знаний (понятий),
которые необходимо усвоить ребенку младшего
школьного возраста.
Рассмотрим подробнее каждое
из этих направлений с учетом необходимого
для младших школьников объема психологических
понятий.
Содержанием уроков является:
– развитие познавательных
процессов (ощущений, восприятия, внимания,
памяти, мышления, воображения);
– формирование психологических
предпосылок овладения учебной деятельностью,
т.е. таких психологических качеств и умений,
без которых успешно учебная деятельность
осуществляться не может (умение копировать
образец, заданный как в наглядной, так
и в словесной формах;
– умение слушать и слышать
учителя, т.е. умение подчиняться словесным
указаниям учителя;
– умение учитывать в своей
работе заданную систему требований);
– формирование психологических
новообразований младшего школьного возраста
(внутреннего плана действия, т.е. умения
выполнять задания в интеллектуальном
плане без опоры и реального манипулирования
объектами;
– произвольности в управлении
не только двигательными, но, главным образом,
интеллектуальными процессами – восприятием,
вниманием, научиться произвольно запоминать,
подчинять мыслительную деятельность
поставленной задаче;
– рефлексии, т.е. умения осознавать
свои психические процессы, ход своей
деятельности, анализировать свой ответ,
затруднения, ошибки).
Не менее важной является и
задача подготовки младшего школьника
к переходу в среднюю школу. Хорошо известно,
что школьники испытывают норой значительные
трудности, начиная учиться в средних
классах, требования в которых к степени
развития различных сторон психической
деятельности учащихся достаточно высокие.
Поэтому у учащихся начальных
классов должны быть сформированы такие
психологические качества и умения, которые
позволили бы им наиболее легко адаптироваться
к требованиям средней школы. Это значит,
что психологические процессы младших
школьников должны быть сформированы
на новом, более высоком уровне: должны
функционировать более сложные, опосредованные
формы памяти, должны быть сформированы
предпосылки к переходу на уровень абстрактного,
вербально-понятийного мышления, необходимо
обеспечить достаточно высокий уровень
произвольности в управлении как двигательными,
так и интеллектуальными процессами.
Каково конкретное содержание
психологического развития на разных
ступенях начального обучения?
Основная задача психологического
развития первоклассников состоит в развитии
сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного
мышления, формировании предпосылок овладения
учебной деятельностью.
Во 2 классе представляется
важным дальнейшее развитие наглядно-образного
мышления и начало формирования словесно-логического
мышления, а также внутреннего плана действия
как одного из новообразований этого периода
развития.
Важные условия воспитания
дисциплинированности школьников, формирования
моральных качеств личности – четкая
формулировка норм и правил, поощрение
исполнительности, соответствующая реакция
на нарушение дисциплины. Рассудочное
и аффективное отношение к правилам, нравственным
нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное
отношение к нему взрослого, который санкционирует
определенный тип поведения.
В.В. Давыдов считает, что основной
задачей нравственного воспитания в младшем
школьном возрасте является развитие
произвольного уровня нравственной саморегуляции
поведения. Важной задачей является развитие
нравственной стороны отношения детей
к учению, на основе которого развивается
трудолюбие. Одна из существенных задач
– формирование у детей понимания нравственного
содержания требований [22, с.20].
Основной упор в психологическом
развитии третье- и четвероклассников
делается на формировании у них словесно-логического
понятийного мышления, развитии произвольности
(прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной
и двигательной сферах), внутреннего плана
действия.
Задача воспитания на этом этапе
заключается в том, чтобы на протяжении
первых лет обучения ребенка научить его
сознательно управлять своим поведением.
С этой целью необходимо формировать у
детей положительное отношение к новому
положению школьника и добиваться сохранения
этого отношения на протяжении всего младшего
школьного возраста; формировать познавательные
интересы; формировать такие качества
личности (прилежание, ответственность
и пр.), которые составляют необходимое
условие осуществления волевого поведения
(Л.И. Божович) [7, с.135].