Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 Психологические особенности младших школьников…………...6 1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19 2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19 2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Учителям необходимо в полной
мере осознавать этот факт и учитывать
его в общении с младшими школьниками.
В частности, для формирования у них правильной
самооценки учителю необходимо объяснять
удачи ребенка его способностями, а неудачи
– не недостатком способностей, а недостатком
приложенных усилий. Такая позиция создаст
условия для того, чтобы ученик прилагал
больше усилий для достижения успехов
в учебной деятельности и не окажет негативного
влияния на самооценку ребенка, поскольку
в тех случаях, когда взрослые (и учителя,
и родители) постоянно подчеркивают недостатки
ребенка, его неудачи, промахи, а успехи
объясняют случайностью, у учащегося формируется
низкая самооценка, препятствующая нормальному
развитию.
Однако чрезмерное захваливание
ребенка, объяснение успехов ребенка его
способностями, а неудач – случайным стечением
обстоятельств, также имеют неблагоприятные
последствия. В этом случае в самооценке
ребенка младшего школьного возраста
возникает конфликт между очень высокими
притязаниями и сильной неуверенностью
в себе. Такие дети, как правило, болезненно
реагируют даже на мельчайшие замечания,
не могут правильно отнестись к критике
в свой адрес, отвечая на них грубостью,
плачем, другими острыми отрицательными
эмоциональными реакциями. Это явление
получило в психологии название «аффект
неадекватности».
При работе с детьми с неблагоприятными
вариантами самооценок необходимо, прежде
всего, помочь им добиться успеха, то есть
помочь приобрести необходимые знания
и навыки. Без этого никакая работа по
преодолению отклонений в развитии самооценки,
по ее укреплению не будет результативной.
Сама деятельность по развитию
и коррекции самооценки должна быть направлена
на раскрытие собственных возможностей
подростка, создание внутренних критериев
самооценки, базирующихся на его реальных
и потенциальных достижениях. Этой цели
может служить, прежде всего, работа по
развитию интересов и способностей школьника,
формирование у него представлений о собственных
возможностях, самооценки способностей.
Именно знание и уверенность в собственных
способностях в той или иной области в
наибольшей степени способствуют укреплению
представлений подростка о себе, формированию
положительной самооценки.
Развитию самооценки служит
формирование у младших школьников умения
правильно, по объективным критериям оценивать
свой успех и неуспех. У учащихся с низкой
самооценкой важно оценивать как успех
даже малейшее продвижение, показывая
им, что такого продвижения они добились
благодаря собственным усилиям. При этом
оцениваться должен действительно реальный
успех, критерии которого должны показываться,
а иногда и доказываться. Важно обучать
детей анализу собственных успехов и неудач,
сформировать их адекватные критерии.
Как уже было сказано, наиболее
сложными для психологического и педагогического
воздействия являются случаи аффекта
неадекватности. Для их преодоления требуется
найти такую область деятельности, которая
была бы интересна ребенку, но не влияла
на его самооценку. Надо помочь школьнику
добиться реального успеха, разъясняя
и объясняя ему, благодаря чему и как он
добился успеха. Важно, чтобы успешность
в данной области получила признание у
сверстников, способствовала его популярности.
Следует обратить особое внимание на распространение
отношения к собственным успехам и неудачам
в данной области на другие сферы.
Для формирования интереса
к себе, развития чувства собственного
достоинства необходимо развивать у школьников
умение думать, говорить о себе, разбираться
в своих переживаниях. Полезны регулярное
проведение уроков психологии, групповые
занятия, посвященные развитию «Я», формированию
представления о себе как о личности, уверенности
в себе и общению со сверстниками и взрослыми.
Такие занятия, сочетающие в
себе теоретические знания по психологии,
прежде всего психологии «Я», психологии
личности, с элементами тренинга – упражнениями,
выполнением отдельных заданий и т.п.,
открывают пути самопознания, позволяют
приобрести навыки и средства самовыражения
и позволяют тут же реализовать их в активных
формах поведения.
Принципиально важным для действенности
и тренинговой работы и занятий психологии
являются, по мнению А.М. Прихожан, «обеспечение
практики реализации новых навыков и умений
в реальной жизни, помощь и поддержка со
стороны психолога за пределами обучающей
ситуации». С этой целью, в частности,
можно использовать домашнее задание,
выполнение которых школьник должен был
бы анализировать в личном дневнике и
которые «проверялись» бы в ходе специального
обсуждения на уроке.
При организации психологических
занятий для младших школьников необходимо
соблюдать следующие принципы:
– обеспечение возможности
для ребенка получить и расширить опыт
личностно-ориентированного взаимодействия,
когда каждый участник ощущает собственную
значимость, уникальность;
– создание условий для формирования
адекватного образа «Я» и самооценки,
предоставления возможности реально увидеть
себя со стороны и сориентироваться
в собственном сложившимся опыте;
– уводить от возможности формирования
неадекватных компенсаторных защит, искажающих
образ «Я» и способствующих наработке
компенсаторных моделей поведения и эмоционального
реагирования.
Задача психолога заключается
в научении ребенка способам самоанализа
поиску причин неудач в проектировании
вариантов решения конкретной проблемы.
Структура психологических
занятий с младшими школьниками должна
выстраиваться в соответствии с тремя
названными аспектами:
– рефлексивный – предполагает
получение информации средствами самоанализа,
самонаблюдения, самооценивания;
– «отражательный» – означает
получение информации от других людей
через обратную связь;
– «научный» – посредством
специальных диагностических методик.
При этом каждое занятие должно
быть посвящено конкретной теме. Например:
«Развитие уверенности в себе и коррекция
агрессивных манер поведения»; «Методы
преодоления стрессовых ситуаций и развитие
эмоциональной устойчивости».
Таким образом, в работе педагога-психолога
с детьми младшего школьного возраста
необходимо способствовать формированию
у детей адекватной самооценки, предупреждать
возникновение «аффекта неадекватности».
Структура психологических занятий строиться
с учетом рефлексивного, отражательного
и научного аспектов.
Гипотезу курсовой работы считаем
доказанной: занятия по психологии являются
одним из способов развития познавательного
и личностного потенциала учащихся начальной
школы, а также условием успешной адаптации
детей при поступлении в первый класс;
их использование требует знания соответствующей
методики проведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача педагога-психолога
в начальной школе состоит в реализации
личностных развивающих программ, способных
помочь детям успешно пройти адаптацию
к начальной школе, осознать свои силы
и индивидуальность. Наиболее эффективно
реализуются эти программы в групповых
формах работы.
Младший школьник открывает
значение новой социальной позиции –
позиции школьника. Начавшаяся дифференциация
внешней и внутренней жизни ребенка связана
с изменением структуры его поведения
(появляется смысловая ориентировочная
основа поступка). В учебной деятельности
у школьника складываются представления
о себе, самооценка, формируются навыки
самоконтроля и саморегуляции.
На протяжении младшего школьного
возраста нарастает организованность
в эмоциональном поведении ребенка. У
первоклассников активно развивается
сенсорно-перцептивная сфера, наглядно-образное
мышление. Во 2 классе начинает формироваться
словесно-логическое мышление, внутренний
план действий. К концу младшего школьного
возраста формируются такие волевые черты
характера, как самостоятельность, настойчивость,
выдержка.
При разработке содержания
психологических занятий основное внимание
нами было уделено: сопровождению процесса
адаптации первоклассников к условиям
начальной школы; развитию личностного
и творческого потенциала младших школьников
с целью их
Работа школьного психолога
по развитию мотивационной сферы детей
может проводиться как в виде познавательно-обучающих
занятий («Соль и перец», «Невидимые чернила»,
«Согнутые косточки», «Летающие пробки»),
так и виде «больших» игр («Волшебная поляна»).
Также автором курсовой работы
был разработан курс развивающих занятий
по психологии, рассчитанный на два года
обучения (третий и четвертый классы).
Первая часть курса (3-й класс)
рассчитана на коррекцию и формирование
интеллектуально-психических свойств
ребенка, несформированность которых
может затруднять обучение уже в начальной
школе.
На 2-м этапе обучения (4 класс)
продолжается работа по направлениям
первого этапа, однако в качестве особой
добавляется задача знакомства детей
с условиями и характером учебной деятельности
в основной школе и формирования у учащихся
адаптивного поведения при переходе на
вторую ступень обучения.
Таким образом, в работе педагога-психолога
с детьми младшего школьного возраста
необходимо способствовать формированию
у детей адекватной самооценки, предупреждать
возникновение «аффекта неадекватности».
Структура психологических занятий строиться
с учетом рефлексивного, отражательного
и научного аспектов.
Гипотезу курсовой работы считаем
доказанной: занятия по психологии являются
одним из способов развития познавательного
и личностного потенциала учащихся начальной
школы, а также условием успешной адаптации
детей при поступлении в первый класс;
их использование требует знания соответствующей
методики проведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Владос, 1998. – 312 с.
Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное
обучение: вопросы теории и практики: Монография
/ Н.А. Алексеев. – Тюмень: ТГУ, 1996. – 211 с.
Алфёров, А.Д. Психология развития
школьников / А.Д. Алфёров. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. – 367 с.
Беломыцева, Н.Н. Психологические занятия для младших школьников / Н.Н. Беломыцева // Школьный психолог. – 2004. – №6. – С.38-49.
Беспалько, В.П. Педагогика и
прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: ИПО,
1995. – 195 с.
Блейхер, В.М. Психологическая диагностика познавательной активности и личности / В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук. – Киев: Вища школа, 2008. – 142 с.
Богоявленская, Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Н. Богоявленская. – Ростов-н/Д.: РГУ, 2007. – 336 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 217 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика: Учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль
в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – №6. – С.14-19.
Выготский, Л.С. Педагогическая
психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 211 с.
Гельфан, Е.М. От игры к самовоспитанию / Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 2006. – 177 с.
Захарова, А.В. Психология формирования
самооценки / А.В. Захаров. – Мн.: Высшая Школа, 1993. – 167 с.
Иванов, А. Современные учебно-методические
комплексы нового поколения: состояние,
проблемы, пути решения, перспективы /
А. Иванов // Школа. – 1997. – №2 – С.54-58.
Карелина, И.О. Развитие эмоциональной
сферы в период детства / И.О. Карелина. – Ярославль: Пресса, 2008. – 89 с.
Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С Кашлев. – Мн.: РИПО, 2001. – 201 с.
Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование / Т.Н. Князева. – СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
Кроль, В.М. Психология и педагогика:
Уч. пособие для вузов / В.М.Кроль – М.: Высшая
школа, 2008. – 319 с.
Мухина, В.С. Детская психология
/ В.С. Мухина. – М.: Апрель-Пресс, 2008. – 352
с.
Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Книга 3: Психология
образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 632 с.
Поляков, А.М. Психология развития:
учеб. пособие для студентов психол.
и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / А.М. Поляков. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 304 с.
Попова, Г.П. Занимательная математика.
Материалы для коллективных и индивидуальных занятий
и уроков с дошкольниками и младшими школьниками / Г.П. Попова. – М.: Учитель, 2007. – 141 с.
Психическое развитие младших
школьников / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1990. – 117 с.
Реан, Н.В. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2001. – 385 с.
Рудякова, О.Н. Психологическая поддержка
младших школьников: Из опыта работы / О.Н. Рудякова. – М.: Учитель, 2008. – 89 с.
Сенько, Т.Б. Развитие воли у
младших школьников / Т.Б. Сенько // Психологическая
служба. – 2004. – №8. – С.45-49.
Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников / Н.П. Локалова; под ред. А.Р. Шанина. – СПб.: Питер, 2004. – 269 с.
Строганова, Л.В. Внеклассные
занятия по психологии для младших школьников и подростков
/ Л.В. Строганова, О.П. Чурляева. – М.: Владос-Пресс, 2007. – 218 с.
Талызина, Н.Ф. Формирование
познавательной деятельности младших
школьников: Кн. для учителя / Н.Ф. Талызина.
– М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Познавательно-обучающие
занятия
Занятие «Соль и перец»
Смешайте немного соли и перца
вместе. А затем попросите ребенка отделить
ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки
не принесут никакого результата. Секрет
в том, что надо потереть ложку о свитер,
желательно сделанный из искусственной
шерсти или волокна. А затем подержать
ее над смесью. Перец очень легкий. И за
счет этого статическое электричество
на ложке поднимает его и отделяет, таким
образом, от соли.
Это простая и эффективная демонстрация
статического электричества. Для маленьких
детей это волшебство, связанное с наукой.
Для ребят очевидной разницей
между солью и перцем является их цвет.
Эта игра показывает им, что может быть
и много других таинственных различий.