Современные подходы к изучению и диагностике характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является доскональное изучение определения характера, его свойств, особенностей. Также целью есть выявление существующих на сегодняшний день типологий характеров, их противоречивость и многофакторность.
Объектом исследования данной работы является личность человека как психологическая категория, которая характеризуется такими свойствами, присущими ей, как направленность, темперамент, способности, воля, характер.

Содержание

Введение
1Основные понятия характера.
1.1. История учений о характере.
1.2. Типология характеров. Проблемность вопроса.
2. Современные отечественные характерологические концепции
3. Становление методов диагностики характера. Современная диагностика характера
3.1. Особенности изучения психологического понятия «характер» зарубежными психологами
3.2. Современные отечественные характерологические концепции 4.Становление методов диагностики характера.
4.1Современная диагностика характера
4.2Описание акцентуаций по Леонгарду Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Мнение, что субъект может  иметь хорошую личность, но плохой характер, – иллюзия: высокие смыслы не реализуются в низких поступках, как и наоборот. Но в жизни мы иногда наблюдаем несоответствие обсуждаемых  конструктов. Оно детерминировано  чаще всего установкой: «казаться, а  не быть», когда человек создает  внешний, социально одобряемый рисунок  поведения и лишь в экстремальной  ситуации обнаруживает свое истинное лицо, открывая личность и характер. Причина часто кроется во влиянии  темперамента на характер: эмоционально неустойчивый, взрывчатый, импульсивный человек оказывается не в состоянии последовательно выдерживать линию поведения, соответствующую его смыслам. Важны и качества интеллекта. Он не входит в характер, но решение о поступках принимается при прямом, непосредственном интеллектуальном содействии, и это фактор, способный тормозить не только реализацию, но и возникновение смыслов.           

Таким образом, отождествление понятий «личность» и «характер» неправомерно, так как это неодинаковые компоненты человеческой психики, различающиеся  по содержанию, единицам анализа, строению и генезису. Характер имеет самостоятельное значение. Исключение характера из сферы исследования делает общую структуру психики человека неполной, а идентификация личности с психической индивидуальностью столь же бесперспективна, как и с характером, в чем убеждает история изучения характера в указанной интерпретации. Исходное понятие «характер» было неправильно определено. Индивидуально в человеке все. Характер в строгом смысле слова – только один из компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Отождествляя характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле являются ярким выражением личности в ее творческой деятельности. Характер в широком смысле слова только один из аспектов личности. То, что в личности разделяется в целях научного анализа, в конкретной действительности остается единым и взаимосвязанным.

 

 

 

 

 

 

 

 

        4.Становление методов диагностики  характера.

        4.1Современная диагностика характера

      На сегодняшний  день характерологические особенности  личности могут быть определены  самыми популярными и распространенными  в психологических кругах методами  – с помощью личностных тестов. К личностным тестам относятся  психодиагностические методики, направленные  на оценку эмоционально-волевых  компонентов психической деятельности  индивида в определенной социальной ситуации.

Личностные тесты по предмету и цели диагностирования могут быть разделены на три основные группы.

           К первой группе относятся многофакторные личностные опросники, дающие комплексную оценку степени развитости психических свойств личности. К ним относится 16-факторный личностный опросник Кэттелла (16PF), Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personaliti Inventory, MMPI), некоторые личностные опросники Айзенка.

         Ко второй группе относятся проективные методики, разрабатываемые на основе определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы.

К третьей группе относятся  тестовые методики, выявляющие отдельные  устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические  черты, например агрессивность, тревожность  и т. п., и эмоциональные проявления). К ним относятся профили Г.И. Россолимо (как пример техники индивидуальной психологии), «естественный эксперимент» А.Ф.Лазурского, морфопсихологию Кормана, биографические и автобиографические материалы, дневники, письма, некоторые опросники.

Разновидность методов небольшая, и это неудивительно, так как  крайне неопределенным остается толкование предмета характерологии.

Рассмотрим первую группу методов исследования характера, куда относятся многофакторные личностные опросники.

         Среди личностных тестов первой группы одно из ведущих мест принадлежит многофакторному личностному опроснику Р. Кэттелла. Характерологические особенности личности, во многом определяющие как характер в целом, так и особенности темперамента, могут быть определены с помощью психодиагностических методик, ориентированных на теорию черт. Разрабатывая свой вариант структурной теории черт личности, Р. Кэттелл поставил задачу: раскрыть с помощью метода факторного анализа основные черты личности. При постановке эксперимента Р.Кэттелл исходил из предположения о том, что поведение человека можно с помощью теории черт определить и предсказать. В результате применения в исследовании метода факторного анализа Р.Кэттеллом было доказано существование 16 относительно независимых друг от друга факторов, с помощью которых можно описать личность, ее характерологические особенности. Известны несколько модификаций многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла. Наибольшую популярность и практическое применение как за рубежом, так и в России получили две модификации — стандартизированная форма опросника из 187 вопросов (версия А) и форма опросника из 105 вопросов (версия С).

Однако вопрос о том, какое  количество факторов необходимо и достаточно для адекватного психологического описания личности, остается открытым. Используя факторный анализ, Г. Айзенк, например, вывел всего три независимых друг от друга фактора, достаточных для описания личности (экстраверсия — интроверсия, нейротизм, психотизм).

      Анализ  характера будет неполным, если  не рассказать о таком разностороннем  личностном опроснике как Миннесотский  Многоаспектный Личностный Опросник (Minnesota Multiphasic Personaliti Inventory, MMPI). Он предложен С.Хатуэем и Дж.Маккнили в 1940 году. MMPI является реализацией типологического подхода в изучении личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.

         Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл. Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (их бывает два вида – для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, так называемые Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания «профиля» используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высоким показателями, а затем – остальные по мере снижения.

Особенностью MMPI является использование  в нем четырех оценочных шкал.

        Шкала «?» – шкалой может быть названа условно, т.к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным».

Шкала «лжи» (L) – предназначена  для оценки искренности обследуемого.

Шкала достоверности (F) –  создана для выявления недостоверных  результатов (связанных с небрежностью обследуемых), а также аггравации и симуляции.

Шкала коррекции (K) – введена  для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и  осторожностью обследуемого.

         Соотношения между этими показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.

        Собственной теоретической основы  MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описание симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических учреждениях, ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании разных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

         На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и, прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI), данными о личности обследуемого.

          Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (всего около 500). Например, шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т.д. Важную роль при интерпретации «профиля личности» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Утверждения MMPI часто используются для конструирования других личностных опросников. В последнее время для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компьютерные программы.

           В 1989г. опросник был значительно переработан и опубликован под названием MMPI – 2. Одновременно были изданы как обычная версия, так и компьютерная. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три контрольные шкалы и 10 клинических шкал. Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность, подверженность страхам, обсессивность, депрессивность, забота о здоровье, причудливость и странность мышления, гневливость, циничность, склонность к антисоциальными поступкам, близость типу А личности, низкая самооценка, семейные проблемы, социальный дискомфорт, помехи в работе, негативные индикаторы для лечения.

      Рассмотрим  проективные методики, которые относятся  ко второй группе диагностирования. Для диагностики характера используется  также так называемая личная  продукция - это определённые  задания, которые предлагается  выполнить испытуемому при использовании  данного метода (например, нарисовать  картину или составить рассказ  по рисунку). Результаты этого  задания затем анализируются  и интерпретируются.

      К третьей  группе методов анализа и исследования  характера могут быть отнесены  методы изучения характеров личности  Профили Россолимо. Россолимо  – русский невропатолог, психиатр  и психолог. Занимался изучением  проблем возрастной и экспериментальной  психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности,  стремился проникнуть в сущность  поведения детей. Россолимо определял  характер изменения психических  функций личности в зависимости  от нервных заболеваний и других  нарушений и отклонений в поведении.  Установил, что у детей с  отклонением в поведении наблюдается  прямая зависимость от уровня  развития психических функций.

Россолимо разработал метод  “Психологического профиля”. Он включает 11 тестов. Сущность метода “сводится  к определению “высоты” 11 психологических  процессов, максимум силы которых оценен в 10 единиц, причем в основу определения  высоты каждого процесса положен  принцип положительных и отрицательных ответов (нужно ответить на 10 вопросов, относящихся к каждой задаче). “Высота” каждого процесса выражается в высоте ординаты, определяемой числом десятых долей максимальной ее величины, одинаковой для всех процессов. В конце исследования все точки графика могут быть соединены линиями, и тогда получится кривая высот всех отдельных опытов, т.е. детальный психологический профиль, облегчающий обзор данных”. Т.о., оценка каждого теста определялась по числу удач и неудач при выполнении 10 аналогичных заданий одного теста (правильное выполнение задания оценивалось в 1 балл). Тест интеллекта представляет собой психометрическую шкалу измерения уровня развития общих способностей. Возраст испытуемых без ограничений.

Группы заданий: 1.Внимание. 2.Воля. 3.Точность восприятия. 4.Память. 5.Осмысливание. 6.Комбинаторные способности. 7.Сметливость. 8.Воображение. 9.Наблюдательность. Шкала представляет собой 11 отметок с вкладами отдельных заданий по каждой отметке.

 Профиль оценок шкалы  в виде суммарного показателя  может быть описан формулой: Р = I + т + % + а, где Р-средняя высота профиля, т.е. среднее арифметическое 11 показателей, входящих в состав шкалы, 1 – “психический тонус” (средняя оценка по группам тестов “внимания” и “воли”), т – точность и прочность восприятия (средняя оценка тестов точности восприятия, запоминания зрительных образов, элементов речи и чисел), % – процент сохранения в памяти, “ретенция”, а – оценка по высшим ассоциативным процессам (средняя оценка по осмысливанию, комбинаторным способностям, сообразительности, воображению и наблюдательности).

Область применения данного  метода – клинико-психологические  исследования. Компьютерного варианта нет. Рассчитаны для пользования клиническим психологом.

          В исследовании на первый план выступала количественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальной картины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенной программе). При этом, все психические функции делились на 3 группы: 1.Психический тонус личности (внимание и воля), 2.Память и восприятие, 3.Мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая – “психологический профиль” личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления.

Информация о работе Современные подходы к изучению и диагностике характера