Современные подходы к изучению и диагностике характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является доскональное изучение определения характера, его свойств, особенностей. Также целью есть выявление существующих на сегодняшний день типологий характеров, их противоречивость и многофакторность.
Объектом исследования данной работы является личность человека как психологическая категория, которая характеризуется такими свойствами, присущими ей, как направленность, темперамент, способности, воля, характер.

Содержание

Введение
1Основные понятия характера.
1.1. История учений о характере.
1.2. Типология характеров. Проблемность вопроса.
2. Современные отечественные характерологические концепции
3. Становление методов диагностики характера. Современная диагностика характера
3.1. Особенности изучения психологического понятия «характер» зарубежными психологами
3.2. Современные отечественные характерологические концепции 4.Становление методов диагностики характера.
4.1Современная диагностика характера
4.2Описание акцентуаций по Леонгарду Заключение Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

           Стандартизация ПДО проводилась на материале обследования 2258 здоровых подростков и 650 подростков с психопатиями и акцентуациями характера  разных типов, госпитализированных в психиатрические больницы или наблюдавшихся в психоневрологических диспансерах. Совпадение данных по шкале объективной оценки с клинической составляет 74-84%  при разных типах акцентуаций. Опубликованы популяционные нормы для определяемых ПДО показателей акцентуаций характера у подростков.   Разработана дополнительная шкала, позволяющая выявить черты психического инфантилизма в возрасте 16-17 лет. Опросник может быть использован для группового обследования. Существуют модификации ПДО для определения взаимоотношений в семье подростка. В настоящее время ПДО достаточно широко используется в отечественных психодиагностических исследованиях.

      Близкой  к классификациям А.Е. Личко является типология характеров, предложенная немецким ученым К.Леонгардом. В соответствии с его концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты – стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Личность, у которой основные черты ярко выражены, называются акцентуированными. Их не следует рассматривать в качестве патологических. Это случаи «заострения» определенных, присущих каждому человеку, особенностей. По Леонгарду, в акцентуированную личность заложены как возможности социально-положительных достижений, так и социально-отрицательный заряд.

         Леонгард выделил 10 типов акцентуированных личностей, которые относительно произвольно разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый типы) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Концепция Леонгарда оказала значительное влияние на разработку вышеупомянутого Патохарактерологического диагностического опросника.

Характерологический опросник Леонгарда включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая о неуверенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это значение указывается в ключе методики.

 

           4.2Описание акцентуаций по Леонгарду.

          Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

Педантичный тип. Высокие  оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

Застревающий тип. Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью  к формированию сверхценных идей.

Возбудимый тип. Таким  людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

         Гипертимическиий тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

          Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

Тревожно-боязливый тип. Основная черта – склонность к  страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

         Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.

Аффективно-экзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен  большой тип эмоциональных состояний, они очень легко приходят в  восторг от радостных событий  и в полное отчаянье от печальных.

Эмотивнй тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Применение опросника  возможно как индивидуально, так  и в группе. Наиболее удачный вариант  применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед  собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется  как для психологической консультации, так и с целью профотбора и  профориентации.

      Среди методик,  выявляющих отдельные устойчивые  характерологические черты личности, важное место, с точки зрения  определения поведенческих характеристик  человека, принадлежит тестам по  определению тревожности и агрессии.

        Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, готовность к страху. Возникает в состоянии сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности. Склонность к переживанию тревоги у разных людей различна. Но у каждого имеется свой, оптимальный уровень тревожности как естественная особенность личности.

Агрессивность как качество личности — это не вызванная объективными обстоятельствами, как необходимая  ответная реакция, неспровоцированная враждебность человека по отношению  к людям, окружающему миру.             Проявляется у индивида в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Может проявляться в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или группе лиц. Агрессивность может варьироваться по степени и форме проявления от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. С одной стороны, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как отсутствие ее ведет к пассивности и конформности. С другой стороны, чрезмерное развитие агрессивности может формировать такой облик личности, который провоцирует конфликтность, затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию.

 

 

                                            Заключение

         В процессе работы с литературными источниками подтверждено, что характер не является застывшим образованием, он  формируется  на  всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки не  предопределяют абсолютно развитие  того  или  иного  характера.  Признание  же  зависимости характера от таких факторов,  как  внешний  облик,  конституция  тела,  дата рождения,  имя  и  т.п.,  ведет  к  признанию  невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер.  Однако  вся  практика воспитания  опровергает  тезис  о  постоянстве  характера,  подобные  случаи возможны лишь в случае патологии личности.

      Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон личности, но не вся личность. Человек  способен  подняться  над   своим  характером, способен изменить  его. Поэтому, когда говорят  о  прогнозировании  поведения,   не забывают,  что  оно   имеет  определенную  вероятность   и   не   может   быть  абсолютным. Личность может бросить   вызов  обстоятельствам  и   стать  другой.

       После того, как мы ознакомились с наиболее известными методиками определения характера, можно заметить у них сходные черты. Пожалуй, самым значительным и самым заметным является то, что характер диагностируется через определение акцентуаций – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Определенные черты личности, ярко выраженные у больного и определяющие течение и ход его болезни, в умеренной форме  присутствует и у здорового человека.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Ананьев Б.Г. Психология  и проблемы человекознания. 2-е издание – СПб.: Питер, 2002г.- 272 с.

2.Асмолов А.Г. Психология  личности: культурно-историческое понимание  развития человека. – М.: Академия, 2007. – 528 с.

3.Батаршев А.В. Диагностика  черт личности и акцентуаций.  Учебное пособие.- М.: Психотерапия, 2006.-283 с.

4.Батаршев А.В. Психология  индивидуальных различий: от темперамента–к  характеру и типологии личности. –М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС,2000.–315с.

5.Батаршев А.В. Темперамент  и характер: Психологическая диагностика. - М.:Изд.«ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001.- 336 с.

6.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. - 351 с.

7.Л.Хьелл, Д.Зиглер. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. 3-е издание, 2003.- 608 с.

8.Левитов Н.Д. Вопросы  психологии характера. – М.: СГУ, 2009. – 292 с.

9.Леонтьев А.Н. Лекции  по общей психологии. - М., 2000.- 451 с.

10.Личко А.Е. Типы акцентуаций  характера и психопатий у подростков. – М.,1999. – 378 с.

11.Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

12.Немов Р.С. Психология.- М.: изд.Владос, 1997.- 640 с.

13.Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. - СПб, 1995 342 с.

14.Обозов Н.Н., Щекин Г.В.  Психология работы с людьми: Советы  хозяйственному руководителю. –  К., 1995. – 220 с.

15.Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

16.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.  – М.: Изд.центр «Академия», 1998. – 512 с.

17.Практическая психодиагностика. Методики и тесты/Ред.-сост. Д.Я.Райгородский/ – Самара, 1998. – 267 с.

18.Психологические тесты/Под ред.А.А.Карелина/: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. – 312с.

19.Райгородский Д.Я. Психология  и психоанализ характера. - Самара:Изд-во «БАХРАХ»,1997.- 288 с.

20.Резепов Ильдар Шамильевич. Шпаргалка по общей психологии. – М.: 73 с.

21.Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – СПб.:Питер, 2009.-713 с.

22.Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности  – М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 512с.

23. http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/harakterologiya-2/diagnostika-xaraktera/

24. http://www.psylib.org.ua/books/index.htm

25. http://referat.mirslovarei.com/psixologija/index-sort-title-dir-down.html

26. http://www.koob.ru/

27. http://psychology.net.ru/

28. http://www.alleng.ru/edu/psych3.htm

29. http://www.childpsy.ru/lib/articles/

30. http://forum.myword.ru/index.php?/files/

31. http://azps.ru/tests/

32. http://www.myword.ru

33. http://www.typelogic.ru


Информация о работе Современные подходы к изучению и диагностике характера