Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:32, курсовая работа
Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса.
Введение……………………………………………………...……………………3
1.Теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………5
1.1 Характеристика профессионального и личностного самоопределения в старшем школьном возрасте………………………………………..……………6
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности…………………………………………………………………………...9
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет экономики, менеджмента, сервиса и туризма
Кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления
Курсовая работа по психологии
на тему: «Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО»
Выполнил:
Студент
группы ПО-212, 2 курса
Пивоваров Максим Владимирович
_____________________
Научный руководитель
Терещенко Ульяна Андреевна
Оценка___________________
«___»__________________20__г.
___________________________
Омск, 2014
Содержание
Введение……………………………………………………..
1.Теоретические аспекты профессионального
и личностного самоопределения старшеклассников……………………………………
1.1 Характеристика профессионального
и личностного самоопределения в старшем
школьном возрасте………………………………………..……………
1.2 Психологические аспекты
профессионального самоопределения личности…………………………………………………………
1.3 Профессиональное самоопределение студентов колледжа как условие формирования компетентного специалиста…………………………………...11
2. Описание выборки и методов исследования………………………….…….19
2.1 Краткое описание колледжа. Анализ результатов методик……………....20
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Работа посвящена актуальной проблеме сопровождения личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО.
Актуальность проблемы исследования. Проблеме профессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. В частности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов, И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинается в период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию. На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на несколько лет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с одной стороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, с другой – критерием одного из этапов этого процесса. Кроме того, прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Эти изменения не обошли и высшую школу: студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности в своем профессиональном будущем, поэтому проблема профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.
Объект исследования – личностные особенности студентов.
Предмет исследования – личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.
Цель исследования: выявить личностные особенности студентов, испытывающих трудности с профессиональным самоопределением.
В соответствии с поставленной целью, а также объектом и предметом можно выделить следующие задачи исследования:
Методы исследования: Методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттелла (форма С), опросник профессиональной готовности, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Реана и Якунина, математико-статистическая обработка данных.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
1.Теоретические аспекты
профессионального и
Существует множество мнений о границах подросткового возраста. Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из дискуссионных в психологии.
Подростковый возраст cчитается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым. Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека. Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.
Многие психологи обращались
к исследованию подросткового
возраста. Так, Стэнли Холл, первым
описавший особенности
«Профессиональное
Формирование профессионального самоопределения начинается уже в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном интересе к сюжетно-ролевым играм, в младшем школьном - в учебно-познавательном интересе, в подростковом - в склонностях и способностях к учебным предметам, а в возрасте ранней юности профессиональное самоопределение приобретает наибольшую значимость и становится одним из центральных психологических новообразований.
Для начала нам нужно
увидеть место
Н.С. Пряжников предлагает семь типов самоопределения личности. И как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, но в то же время в их содержании выделяет два принципиально важных отличия:
- профессиональное
- профессиональное
Очень важно отметить,
что профессиональное
Подробно анализируя
профессиональное
Более сложный тип – личностное самоопределение, Н.С. Пряжников рассматривает его как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Можно сказать, что личностное самоопределение – это нахождение самобытного образа «Я», постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
По мере того как
человек приобретает жизненный
опыт, происходит более или менее
глубокое переосмысливание
«Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей» [11, с.322].
По мнению Н.С. Пряжникова, у старшеклассников постепенно формируется готовность к самоанализу основных склонностей и способностей, что может стать основой для готовности к подлинному самоопределению. «Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности. В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор» [ 16, с.33].
« То, насколько престижной
окажется выбранная профессия
или ВУЗ, в который ребёнок
собирается поступать, зависит от
его уровня притязаний. Это может
быть следствием разумного
Итак, «самоопределение
как профессиональное, так и личностное,
становится центральным
В этом возрасте
осознаётся временная
Самосознание проходит совершенно особенный этап в старшем подростковом возрасте. И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим «Я» в подростковом и юношеском возрасте, практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим «Я»[ 9, с.71-72].
Ещё один момент, связанный с самоопределением в данном возрасте, — изменение учебной мотивации. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Итак, решая вопросы
профессионального
1.2 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности.
Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения разработаны в психологии наиболее детально. Это объясняется тем, что профессиональное самоопределение один из самых значимых компонентов профессионального развития личности, а также психологически успешного прохождения личностью начальных этапов этого процесса. Большинство исследователей рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную сторону развития личности в целом. С этих позиций выбор профессии не должен рассматриваться как одномоментное явление, а как гораздо более сложный, длительный и многомерный процесс, неотделимый от развития личности в целом.
Информация о работе Сопровождение личностного и профессионального самоопределения у обучающихся СПО