Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Как и у девочек, у мальчиков  пубертат связан с психологическими изменениями. Половое созревание сопряжено у них с повышением конфликтности в отношениях с родителями и дистанцировании от них. Эта конфликтность наиболее заметна в средний период пубертата и сначала затрагивает отношения сына и матери; конфликтность с отцом возникает позже.

Перед началом и во время  полового созревания некоторые мальчики страдают синдромом страха раздевания (на уроках физкультуры, в спортивных секциях и т.п.). Поскольку все  развиваются с разной скоростью, то облик тела разный, что и вызывает у некоторых застенчивость и  стыд своего тела.

Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, поэтому подростки (в особенности – девушки) уделяют пристальное внимание своему телу. Иногда желание иметь стройную фигуру доводит подростков до таких крайностей, что у них развиваются такие нарушения питания, как нервная анорексия и булимия.

Нервная анорексия – это опасное для жизни эмоциональное расстройство, которое характеризуется навязчивой идеей относительно еды и собственного веса. Ее главными симптомами являются постоянное и преувеличенное внимание к диете и еде, искажение нормальной самооценки, чрезмерная потеря в весе (не менее 15%), колебания настроения, чувство изоляции, беспомощности, подавленности и одиночества. От 5 до 10% больных анорексией умирают от медицинских последствий недоедания. Фанатичная диетомания сочетается у них с изнурительными физическими занятиями, что приводит к социальной изоляции и отдалению от родственников и друзей.

Мужчины редко страдают анорексией. Среди больных анорексией – 95% женщин, преимущественно в возрасте от 12 до 18 лет. Сегодня данным нарушением страдает около 1% девушек.

Булимия – это синдром  обжорства, с последующим искусственно вызванным освобождением от съеденной пищи. Для булимии характерно неудержимое и быстрое поглощение за короткое время большого количества высококалорийной пищи. Переедание с последующим освобождением от съеденной пищи может происходить по много раз в день. Обжорство происходит тайно, часто по ночам. Обычным завершением эпизодов обжорства являлась произвольно вызванная рвота.

Булимики недовольны своим внешним видом и мечтают о стройной фигуре. Однако они не могут совладать со своим пристрастием к еде. Обычно приступы обжорства следуют за периодами стресса, сопровождаются тревожностью, подавленным настроением. Булимией страдают в основном девушки.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет  свои различия. Так, рано созревающие  мальчики, как правило, являются более  успешными в общении со сверстниками и в других видах деятельности. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены  производимым впечатлением. Поздно созревающие  мальчики менее уравновешенны, более  напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны  тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие  мальчики менее популярны среди  сверстников.

В отношении девочек исследования показывают, что раннее созревание оказывает преимущественно негативное влияние на девочек. Они менее  довольны своим телом, т.к. они становятся крупнее и полнее своих поздно созревающих сверстниц. Также они  более подвержены стрессу, более  беспокойны, капризны и раздражительны, а также менее популярны среди  своих сверстниц. Они хуже учатся, чаще наблюдается нарушение поведения  в школе, преждевременное  сексуальное  поведение и ранние браки. Многие поведенческие проблемы этих девочек  связаны непосредственно с вовлеченностью в отношения со старшими мальчиками.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность подростка.

Учебная деятельность, которая  являлась ведущей в младшем школьном возрасте, требует, чтобы ребенок  постоянно находился во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

В тоже время физическое развитие, а также и прогрессирующее  психическое развитие приводят ребенка  к изменению его внутренней позиции. Позиция («позиция школьника»), с которой  ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему взаимоотношений с окружающей действительностью, начинает расшатываться, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к 11-12 годам формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Реализоваться же эта позиция уже не может в школьной жизни[2].

Следовательно, ребенок нуждается  – для осуществления своей  новой роли «взрослого» - в новых  условиях. Эти условия ему может  предоставить новая социальная ситуация развития. Однако, поскольку, окружающая ребенка действительность сопротивляется принять его стремление быть взрослым, т.е. никакого места в системе  отношений со взрослыми ребенок занять не может, то он находит свое место в детском обществе, в среде сверстников. Именно здесь складывается новая социальная ситуация развития. Подросток нуждается в среде сверстников, которая для него становится «референтной группой». Причем у каждого подростка начинает складываться своя референтная группа и не является то странным, что дети, до сих пор крепко дружившие, перестают нуждаться друг в друге, т.к., возможно, у каждого появляется собственная потребность в общении, зависящая как от взглядов ребенка, так и от социальных условий, в частности, семьи ребенка.

Естественно, что находясь в новой социальной ситуации развития, в среде сверстников, ребенок  вступает в общение. Оно в подростковом возрасте называется интимно-личностным и является ведущим видом деятельности подростка.

Именно в такой социальной ситуации и благодаря такому типу деятельности ребенок начинает осваивать  нормы социального поведения, нормы  морали. В этот период, как правило, учебная деятельность для подростка  отступает на задний план.

Центр жизни переносится  из учебной деятельности, хотя она  и остается преобладающей (но не ведущей), в деятельность общения.    Обухова  Л.Ф. говорит об этом так: «Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все  самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система  отношений с учителем: то место, которое  занимает ребенок внутри коллектива, становится важнее оценки учителя»[16].

Поскольку «центр жизни» подростка  оказывается в среде сверстников, то, естественно, что каждый из них  стремиться занять видное место в  этой среде. С этим связаны такие  потребности подростка, как            1) самопознание, 2) самовыражение, 3) самоутверждение, т.е. – он активно стремится к  личностному самосовершенствованию. Причем, потребности самовыражения  и самоутверждения могут быть настолько сильны, что подросток, чтобы не потерять авторитет в  глазах сверстников, уронить свою честь  и достоинство, - может совершить  действия, которые расходятся с моральными установками общества, а то и своими собственными. Следствием этого является понятие «трудного подростка».

Важно еще раз обратить внимание на то, что с самого начала подросткового возраста ребенок  стремится быть похожим на взрослых. Это еще одна особенность социальной ситуации, которая существенно влияет на систему взаимоотношений подростков со взрослыми. С этой особенностью и с этим стремлением тесно связана следующая характеристика подросткового возраста – становление как управляемого процесса подражания в развитии личности. Подражание начинается с подражания внешним атрибутам взрослости, а заканчивается формированием личностных качеств взрослого человека (для девушки – черты женственности, для юноши – мужественности).

Как определить, что ребенок  уже начинает «казаться быть взрослым», у него появляется чувство взрослости? Показателями этого чувства являются:

1. Возникновение требований у подростка, чтобы к нему относились как к взрослому, выполнять какую-то роль в семье.

2. Стремление к самостоятельности, т.е. желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей.

3. Наличие собственных взглядов.

Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие  трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье  родители давали возможность подростку  участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков. Родители также должны контролировать отношения  ребенка со сверстниками и подсказывать, чтобы эти отношения были равноправными. Взрослым также следует направлять подростка на формирование интеллектуальной зрелости (стремление к самообразованию).

Этими средствами могут быть созданы благоприятные условия  для развития личности подростка.

В процессе интимно-личностного  общения у подростков возникают  свойственные этому возрасту психологические  новообразования:

1 – стремление к взрослости (чувство взрослости);

2 – формирование социального сознания, которое, переносясь внутрь, становится самосознанием личности[15].

Личностное развитие подростков.

В течение этого периода  ломаются и перестраиваются все  прежние отношения ребенка к  миру и самому себе, развиваются  процессы самосознания, приводящие, в конечном счете, к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что  в подростковом возрасте процесс  формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка  ранее сложившихся психологических  структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики  человека, а не возрастные закономерности. Т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.

На основании имеющихся  данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с  возникновением следующих новообразований  личности в этот период: 1) чувства  взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности  и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования  оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых  и деловых качеств личности. Они  также оказывают влияние на эмоциональные  особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.[15].

Чувство взрослости – это  новообразование является центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный  и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.

Развитие самосознания проявляется  в формировании образа – «Я», представления  о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу.

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к  своему внутреннему миру и его  оценке. Все это становится возможным  благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в  условиях усложняющейся учебной  деятельности.

Формирование самосознания начинается с того, что подросток  выделяет те или иные свои качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает  их как особенности своего поведения, а позднее как особенности  своей личности. Однако, первоначально осуществлять оценочную деятельность помогают взрослые, прежде всего учителя и родители. Затем ребенок сравнивает оценки других и самооценку. Это является основанием для выделения каких-либо особенностей личности, по которым имеются расхождения в оценках взрослых и своих. Эти особенности, если они окружающими осуждаются, являются для подростка предметом особого внимания. Вот почему дети начинают чутко реагировать на то, как к ним относятся окружающие, становятся более ранимыми, отсюда колебания настроения, вспышки речевой агрессии, либо уход «в себя». Все эти особенности необходимо учитывать взрослым в обращении с подростком, не использовать резких, категорических высказываний, приказов, осуждений в их адрес, а делать это тактично.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание  себя с окружающими, т.е. «желаемый  образ собственной личности создается  из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток  выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает  стремление к самовоспитанию.

Развитие деловых качеств  личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов  подростка к различным видам  деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и  первыми мечтами о будущей  профессии.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности