Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Подросткам свойственна  повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для  активного поиска знаний, умений и  навыков по интересующему вопросу  не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью  самообразования, в кругу друзей? где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

В подростковом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой  обязанности. Эти качества развиваются  во всех сферах деятельности, в которые  вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда  подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение  по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует  свое время, просчитывает способы получения  информации).

В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п.

Развитие волевых качеств предопределяется, прежде всего, развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых  качеств личности являются занятия  видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь  различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся  достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств  личности у подростков выделяют определенную последовательность:

1. В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

2. Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять  собой, концентрировать умения, выдерживать  и выносить большие нагрузки до способности  управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых  качеств идет по другому пути. Для  них такими видами деятельности, в  которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего  являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много  внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые  качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого.

Эмоциональное развитие.

В эмоциональной сфере  происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят  относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой  силой, трудностью в управлении ими. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано  неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно  бурное проявление своих чувств. Аффекты  подростков сильные и бурные (порой  характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется  в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).

Эмоциональные переживания  приобретают устойчивость. Подросток  редко забывает обиды окружающих.

Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может  с жаром защищать друга, зная, что  его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних  ситуациях и плакать в других.

Следовательно, взрослым важно  учитывать и эти особенности в обращении с подростками.

Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность  в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. Дефицит общения возникает вследствие разных причин:                      1) неблагополучного окружения; 2) нездоровых отношений в семье;              3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход  из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в  семье) или войти в религиозные общины, секты.

Для подростков также характерно развитие интересов, круг которых расширяется, интересы стабилизируются. Интересы, как  известно, являются одним из проявлений направленности личности. Полностью  же направленность развивается в юношеском возрасте[16]. 

 

1.2. Содержание проблемы  подростковой беременности

Как известно, подростковый возраст – это период полового созревания, это время, когда в физическом состоянии подростка происходят резкие изменения, в частности "рывок роста", формирование вторичных половых признаков; у девочек появляются менструации, у мальчиков - способность к эякуляции. Кроме того, этот период характеризуется важными изменениями в психике. Процесс полового созревания длится от 1,5 до 6 лет.

Во время полового созревания усиливается образование половых  гормонов, происходит рывок роста, окончательное  формирование внутренних половых  органов  и наружных гениталий, развитие вторичных  половых признаков. У девочек  начинаются менструации, рост молочных желез и лобковых волос. У мальчиков  появляется способность к эякуляции, понижается тембр голоса, начинается рост волос на теле и лице, происходит формирование мышечной массы.

Прежде всего, в объяснении подросткам роли секса и половых  отношений в жизни человека лежит  на плечах родителей.  Исходя из роли родителей, выделяются 4 типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семейной жизни, назвав их соответственно репрессивным, избегающим, навязчивым и экспрессивным.

Репрессивный  тип отношения охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс - это зло и непристойность. Обычно в такой семье запрещено произносить неприличные слова, двусмысленные шутки, ходить по дому в нижнем белье. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: "это неприлично", "это опасно" и "подожди пока выйдешь замуж".

При избегающем типе родители проявляют более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию. Сами того не подозревая, они выхолащивают идею тепла, человечности и любви, которая неотъемлема от понятия сексуальности, однако дети очень быстро распознают этот пробел.

При навязчивом типе отношения к сексуальности родители смотрят на секс как на полезное и здоровое явление, но перегибают палку и ставят секс в центр всей семейной жизни. Они чересчур либеральны во всем, что касается сексуальной активности и иногда столь явно выставляют напоказ свою половую жизнь, что приводят в недоумение и замешательство собственных детей. (Например, могут открыто говорить о своих интимных отношениях или своей коллекции видеокассет с эротическими фильмами.) Чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызывать у них чувство подавленности.

Родители, чье отношение  к половым вопросам можно охарактеризовать как экспрессивное, рассматривают секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей (точно так же, как всех других форм поведения). Они пытаются внушить детям, что сексуальность - это положительное и здоровое явление, не заслуживающее, однако, того, чтобы сосредоточивать на нем все свои помыслы[10].

Именно неправильное отношение родителей к половому воспитанию подростков является одной из причин беременности несовершеннолетних.

Беременность – это физиологический процесс развития в женском организме оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется плод, в дальнейшем способный к внеутробному существованию. Беременность – период, во время которого женщина вынашивает развивающийся в ее организме (обычно в матке) плод. Беременность в среднем продолжается 266 дней, начиная от момента оплодотворения и до рождения ребенка. Во время беременности у женщины полностью прекращаются менструации, набухают молочные железы. Эти и другие изменения, происходящие в организме женщины, связаны с выработкой гормона прогестогена. Диагностировать беременность можно с помощью различных тестов на наличие беременности, по прослушиваемому сердцебиению плода, а также с помощью ультразвука[18].

Подростковая  беременность — это состояние беременности у несовершеннолетней девочки-подростка (обычно, в возрасте 13-17 лет). Понятие касается забеременевших женщин, которые не стали взрослыми в медицинском и юридическом понимании, различающемся в странах мира. Проблема подростковой беременности проистекает из-за несоответствия возраста половой и социальной зрелости. Возраст и критерии социальной зрелости неодинаковы в разных в странах мира и культурах.

Подростковая  беременность — явление нередкое и уже успевшее перейти в разряд проблем современного общества. Большинство нынешних подростков намного активнее в сексуальном плане, чем их сверстники прошлых поколений. И для этого есть объективные причины. Во-первых, акселерация (раннее взросление и половое созревание). Во-вторых, влияние средств массовой информации: по телевидению бесконтрольно показывают сцены эротического характера, о сексе говорят по радио и пишут в газетах, о нем пестрит интернет. Кроме того, подростки хотят выглядеть среди своих сверстников популярными и крутыми, поэтому рано начинают половую жизнь. Однако не все из них знают о том, что секс должен быть защищенным,  в противном случае эта «игра» превратится в нежелательную беременность[4].

Беременность в подростковом возрасте редко заканчивается рождением  ребенка, еще реже — рождением  здорового ребенка, и совсем редки  случаи, когда рождение такого малыша становится радостью для его родителей[7].

Возникновение беременности у девочки-подростка имеет медицинские, социальные, экономические, психологические  и другие аспекты. Подростковая беременность в развитых странах рассматривается  как социальный вопрос по причине  более низкого уровня образования  и более высокого уровня бедности матерей-подростков и других следствий  более бедной жизни у детей  матерей-подростков. В развитых странах  подростковая беременность обычно возникает  вне замужества и во многих местных  общинах и культурах сопровождается социальным преследованием.

Приведёт ли обретение  девочкой состояния плодовитости к  возникновению ранней беременности, будет зависеть от факторов, как  социального, так и личного плана. Важная причина — отсутствие или  дефекты полового воспитания. Под  последним понимают систему медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного  отношения к вопросам пола. В составе  более крупной категории «воспитания  индивида» половое воспитание представляет один из видов его содержания[10].

Вообще причин у подросткового  материнства много. Среди них  — начало половой жизни в слишком  юном возрасте и недостаточное сексуальное  воспитание подростков. По статистике Минздрава, средний возраст начала половой жизни в Беларуси – 13-15 лет[3].

В социальном плане подростковой беременностью принято называть факт ожидания ребенка несовершеннолетней девочкой. Такая беременность в большинстве  случаев вызвана теми или иными  проблемами самой девочки или  той среды, в которой она живет, и, значит, никоим образом не направлена на счастье будущего ребенка.

Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что  весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот "мир" отворачивается от девочки гораздо  раньше, и если хотите, беременность часто бывает именно следствием этого, а не причиной. 

Вот основной перечень  поводов для такой ситуации (привожу  их не в статистическом порядке,  а просто перечисляя различные  варианты).

1. ИЗНАСИЛОВАНИЕ. Надо  заметить, что большую часть таких  изнасилований совершают не маньяки,  а друзья и знакомые (иногда  мамины). Но даже если девочка-подросток  стала жертвой нападения незнакомца - то опять же, почему она оказалась,  к примеру, одна на улице  в поздний час? Ее выгнали  из дома или она сама сбежала  от своего "домашнего уюта"? Или родителям изначально безразлична  судьба дочери, и они не обучили  ее основам безопасного поведения?  К тому же после факта насилия  не были приняты необходимые  профилактические меры - во многом  потому, что девочка так или  иначе не смогла рассказать  родителям о том, что с ней произошло.

Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности