Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить и обосновать методы проведения социально-педагогической профилактики подростковой беременности
Объектом исследования данной курсовой работы является профилактическая социально-педагогическая деятельность и ее аспекты.
Предметом исследования является социально-педагогическая профилактика подростковой беременности.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическая профилактика подростковой беременности будет эффективной, если будут учтены теоретические предпосылки организации социально-педагогической профилактики подростковой беременности; будут использованы различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, также будет введен обязательный курс по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………………………………...6
1.1. Характеристика подросткового возраста…………………………………...6
1.2. Содержание проблемы подростковой беременности…………………….17
1.3. Содержание работы педагога социального в школе по профилактике подростковой беременности…………………………………………………….25
Выводы по первой главе………………………………………………………...32
2. СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ БЕРЕМЕННОСТИ………………………………………...33
2.1. Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности…………………………………………………………………….33
2.2. Рекомендации по организации профилактической деятельности социального педагога в случае подростковой беременности………………...43
Выводы по второй главе………………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по соц педагогике.docx

— 90.95 Кб (Скачать файл)

Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению  родителей, особенно семей, находящихся  в социально опасном положении, малообеспеченных, неполными и родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Социальный педагог должен создавать  условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей  и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних. 

 

 

 

Выводы  по второй главе.

Исследование проводилось по двум методикам: анкета «Половые отношения» и анкета для подростков по половому воспитанию. После обработки анкет было выявлено, что 70% реципиентов имели сексуальный опыт, а 30% - нет. Основными же источниками информации о сексуальных отношениях для подростков являются телевидение, интернет – 46,7%  и сверстники, друзья, одноклассники – 33,3%, что обусловлено высоким уровнем развитости информационных технологий и приоритетности общения со сверстниками, друзьями, чем с родителями и учителями.

Главным мотивом вступления в интимные отношения для 50% опрошенных подростков является взаимная любовь, 13,3% - самоутверждение, чувство зрелости.

Оставить же ребенка решили 63,4% опрошенных подростков - 80% среди девушек  и 46,4% среди парней; сделать аборт  посчитали нужным 33,3% - 13,4% среди девушек  и 53,6% среди парней.

По результатам анкетирования и интерпретации было выявлено, что более 80% считают необходимыми и даже обязательными и принудительными познавательные занятия о сексе и половой жизни.

Для решения этой проблемы социальный педагог должен проводить профилактическую работу как с подростками, находящимися в зоне риска, так и с их родителями и родственниками, используя такие  формы работы как кинолектории, тренинги, беседы, встречи с медицинскими работниками  и специалистами, занимающимися  проблемами подростковой беременности и ранних сексуальных отношений. Эффективным способом профилактики подростковой беременности также будет разработка и введение обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С каждым годом проблема подростковой беременности становится все актуальнее и актуальнее, так как девочки-подростки  все раньше вступают в сексуальные  отношения с противоположным  полом. Прежде всего, проблема подростковой беременности связана с акселерацией подростков. Но не менее важным остаются и знания по этой теме. Как выяснилось, знаний у подростков недостаточно. В основном они получают информацию из средств массовой коммуникации, где много пошлости и распущенности, а в школе и дома на такую интимную тему стараются не говорить. Если уж и заходит разговор о сексуальных отношениях, то только про ВИЧ/СПИД и заболевания, передающиеся половым путем и ни слова о подростковой беременности и негативных последствиях ранних половых контактов. Также такая социально-педагогическая проблема, как подростковая беременность напрямую связана с социальным окружением, материальным состоянием и психологическим климатом в семье.

Проведенное исследование показали, что большая часть реципиентов имела сексуальный опыт, но мало осведомлены о последствиях и опасностях ранних половых связей, а также о важности применения средств контрацепции. Это говорит о необходимости принятия срочных мер по контролю над ситуацией - от принятия соответствующих законов и мер в вышестоящих органах власти до совместных усилий органов здравоохранения, гинекологических кабинетов, просвещения и других заинтересованных ведомств. Таким образом, была доказана гипотеза исследования, что профилактика будет, является эффективной, если будет иметь комплексный характер. Для решения этой проблемы социальный педагог должен проводить профилактическую работу как с подростками, находящимися в зоне риска, так и с их родителями и родственниками, используя такие формы работы как кинолектории, тренинги, беседы, встречи с медицинскими работниками и специалистами, занимающимися проблемами подростковой беременности и ранних сексуальных отношений. Также нужным и эффективным способом профилактики подростковой беременности будет введение обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс.

Для того чтобы социально-педагогическая профилактика по предупреждению подростковой беременности была эффективной необходимо развить у подростков позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу, особенно к противоположному полу, к семейным ценностям и настоящим чувствам, укрепить чувство самоуважения, уметь принимать ответственные решения и отвечать за последствия этих решений. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. 2009 гг./ С.И. Антипова, И.И. Савина// Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2010. - №4. – С. 42-57.
  2. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  3. Вашкевич А. Где в Беларуси можно получить знания о сексе/ А. Вашкевич// Народная Воля. – 2010. – 19 ноября – С. 14.
  4. Корегин А.Я., Корегина Е.П. Секс в нашей культуре/ А.Я. Корегин, Е.П. Корегина. – К.: МП «Радуга», 1993. – 96 с.
  5. Костиков В. Саша+Маша = ? Чем опасен слишком ранний секс/ В.Костиков// АиФ. – 2010. – 26 марта – С. 6.
  6. Крукс Р., Баур К. Сексуальность / Р. Крукс, К.Баур. – М.: Мир, 2002. – 642 с.
  7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  8. Мастерс У.Г., Джонсон В.Э., Колодни Р.К. Основы сексологии/  У.Г. Мастерс, В.Э. Джонсон, Р.К. Колодни. – М.: Мир, 2008. – 320 с.
  9. Нарицын Н. Подростковая беременность/ Н. Нарицын// Мамочка. – 2011. - №6. – С.16-17.
  10. Нарицын Н. Ранняя беременность / Н. Нарицын// 9 месяцев. – 2010. - №9. – С.9-11.
  11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.
  12. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реан [и др.]; под общ. Ред. А.А.Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
  13. Сапогова Е.Е. Психология развития: учебное пособие/ Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
  14. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
  15. Справочник по акушерству и гинекологии/ Л.С. Персианова [и др.]; под общ. ред. Л.С. Персиановой. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 358 с.
  16. Федина Т. Подростки продолжают беременеть/ Т. Федина// АиФ. – 2011. – 10 февраля – С.17.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Половые отношения»

  1. Имеете ли вы сексуальный опыт?

а) да

б) нет

  1. Почему вы начали половую жизнь?

а) из любопытства

б) случайно

в) чтобы казаться взрослее

г) под влиянием алкоголя или других веществ

д) свой вариант ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Откуда вы узнали о сексе?

а) телевидение, интернет

б) от сверстников, одноклассников, друзей

в) из специальной литературы

г) от родителей

д) от учителей

е) свой вариант ___________________________________________________________________

  1. Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?

а) секс

б) ухаживания

в) брак, семья

г) свой вариант ______________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Считаете ли  вы брак обязательным для вступления 

в сексуальные  отношения?

а) да

б) нет

6) Читаете ли  вы специальную литературу о  сексе?

а) да

б) нет

7) Какие вы знаете  способы предохранения/контрацепции  от нежелательной беременности  или заболеваний передающихся  половым путем, ВИЧ/СПИД?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Может ли ранняя  половая жизнь причинить вред?

а) да

б) нет

в) не знаю

9) Какие вы знаете  негативные последствия ранних  половых отношений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

10) Что вы считаете наиболее  эффективным способом защиты  от беременности, венерических заболеваний, ВИЧ/СПИД?

а) презервативы

б) таблетки

в) прерывание полового акта

г) воздержание

д) свой вариант ______________________________________________________________________________________________________________________________________

11) Кому бы вы  сообщили, что вы (ваша подруга)  беременны?

а) друзья

б) родители, родственники

в) классный руководитель/учитель

г) доктор/врач

12) Считаете ли  вы необходимыми курсы по половому  воспитанию в школе?

а) да

б) нет 

 

 

 

Спасибо большое за ответы!!!  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для  подростков по половому воспитанию.

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Все ответы анкеты останутся  анонимными.

Нам важна ваша честность. 

 

1) Твой возраст      __________   

 Твой пол        М       Ж 

 

2) Был ли у тебя сексуальный  опыт? __________________________________________________________________ 

 

3)В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?

__________________________________________________________________  

 

4)Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления  в интимную связь?

а) взаимная любовь

б) расчет на вступление в  брак

в) самоутверждение, чувство  зрелости

г) стремление к получению  удовольствия

д) модно,  престижно

е) любопытство 

 

5) Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

6) Если бы ы узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

7) Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

8) Как ты думаешь, человек  твоего возраста в современном  обществе может обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

9) Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

10) Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

Спасибо большое за ответы! 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Список учащихся 9 «А» класса ГУО СОШ №8 г. Молодечно

Инициалы

пол

1

Ангелина В.

Ж

2

Аня К.

Ж

3

Аня Ф.

Ж

4

Вадим И.

М

5

Виктор В.

М

6

Владимир С.

М

7

Вероника С.

Ж

8

Вера М.

Ж

9

Василий С.

М

10

Дима Т.

М

11

Дима Д.

М

12

Данила Н

М

13

Катя Е.

Ж

14

Кристина Р.

Ж

15

Яна Н.

Ж


 


Информация о работе Социально-педагогическая диагностика проблемы подростковой беременности