Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.
В
школе-интернате коррекционные
Занятия
организуются по линейно-концентрическому
принципу, имеют блочную систему.
Если в начальной школе учителя
прививают обучающимся
На сегодняшний день существует несколько групп средств реабилитации:
- кухонная техника и устройства:
- устройства для контроля за состоянием здоровья (медицинская техника);
- аудиотехника;
-
измерительные приборы и
-
программное обеспечение и
- средства ориентировки;
- письменные принадлежности;
-
оптические средства
- игры для незрячих;
- бытовые приборы и устройства.
Учитывая
состояние зрительного
Итак, мы отобрали следующие средства реабилитации:
В
исследуемом нами классе обучаются
разные категории детей – слабовидящие
и слепые с нарушением интеллекта,
поэтому каждому ребенку
Работа
проводилась на протяжении нескольких
лет согласно плану воспитателя
и учебному плану школы, но в 2012-2013
учебном году нами были проведены
исследования, направленные на изучение
влияния средств реабилитации на
уровень социально-
Опишем процесс использования швейных игл для слепых и слабовидящих.
На первом занятии мы познакомили обучающихся с разными видами игл, рассказали об их преимуществах. На нескольких последующих занятиях дети с различной степенью успешности учились использовать специальное приспособление: отрывали нить нужной длины, выбирать нить нужного цвета, учились пользоваться нитковдевателем, вдевать нить в большое ушко иголки или использовать ушко с клапаном.
Как следствие – у детей проявился интерес к элементарным швейным операциям (пришивание пуговицы, штопание небольших разрывов на одежде), что значительно повысило их самооценку и интерес к работе, так как теперь у них отпадает необходимость обращаться по мелочам к воспитателю.
На
совместном чаепитии мы познакомили
детей с сахарницей-
Несколько занятий было посвящено знакомству с бытовыми и медицинскими приборами с голосовым выходом, такими как «говорящий» термометр, «говорящие весы», определитель цвета с голосовым выходом.
На уроках природоведения ребята узнали, что у здорового человека температура тела должна составлять 36,6 градусов, что обычно при заболевании температура тела повышается, а максимальная температура тела составляет 42 градуса. Но теоретический материал обязательно должен подкрепляться практикой. Такая возможность появилась благодаря термометру с речевым выходом.
На занятиях социально-бытовой ориентировки ребята узнали о различных видах термометров, изучили их конструкцию, научились включать и выключать термометр, смогли измерить температуру тела. Для детей с комплексным дефектом достаточно проблематично удерживать в памяти столь сложный алгоритм действий, но интерес стимулировал их интеллектуальную деятельность и мотивацию к познанию. Одновременно они освоили правила гигиены при измерении температуры, врач, совместно с воспитателем рассказали детям, что после каждого человека термометры необходимо обрабатывать дезинфицирующим раствором, а после завершения операции градусник требуется убрать в чехол и разместить в безопасном месте. Таким образом, теоретические навыки были закреплены на практике. Кроме того, ребята поняли, что они самостоятельно могут измерить температуру, не прибегая к посторонней помощи, и при необходимости обратиться к врачу для назначения лечения.
Электронные весы также вызвали у детей неподдельный интерес. Научившись пользоваться прибором дети стали измерять свой вес, показатели которого говорил голос из динамика. Особенно весело становилось в классе, когда воспитатель уточнял, что Руслан весит больше взрослой немецкой овчарки, но меньше, лошади; Руслан легче Лизы, а Яна тяжелее Лизы… Узнав, сколько весит каждый из ребят, они смогли определить, кто самый тяжелый и самый легкий в классе, расставить всех учеников класса по возрастающей в зависимости от веса. Таким образом, занятие превратилось в своеобразный интегрированный урок математики, где дети не только познакомились с электронными весами, но и работали с натуральным рядом чисел, выполняли операции сравнения.
Аудио плеер – это устройство, которое позволяет разнообразить жизнь незрячего, расширить его кругозор, вовлечь в интеллектуальную деятельность и стать еще более самостоятельным. Устройство несложное в управлении, с которым может справиться даже ребенок со сложным комплексным дефектом.
Занятия
начинаются со знакомства с аудио
плеером, изучения клавиатуры и способа
установки носителя информации. Далее
воспитатель учит ребенка прослушивать
и перематывать книгу до нужного
фрагмента. На первых занятиях воспитатель
предлагает ребятам прослушать выбранную
им книгу, а на последующих занятиях
ребята сами учатся определять интересующую
их тематику. Таким образом, к уже
названным положительным
Оптические средства бывают разной кратности, диаметра, формы, отличаются по характеру линз (сферические, асферические). Лупы бывают электронные и обычные оптические.
На занятии педагог показывает детям лупы, в том числе электронные, рассказывает об их назначении и возможностях. Далее ребята учатся правильно использовать лупы. Например, обычные лупы необходимо держать на определенном расстоянии от читаемого текста, расстояние до текста должно быть постоянным, рука должна держать лупу стабильно.
Электронные лупы используются для увеличения с большой кратностью, но из-за этого они имеют малый угол обзора, поэтому педагог учит ребят перемещать текст плавными движениями слева направо, не терять строку, перемещая книгу к началу следующей строки. Дети учатся управлять лупой, подбирают более удобный для них режим просмотра: негатив, позитив, черно-белый.
Работа с лупами может продолжаться на протяжении нескольких уроков, чтобы сформировать у детей навыки работы с ними. Но уже на первом уроке, дети испытывают положительные эмоции, так как высокая кратность увеличения, позволяет им прочитать текст, который ранее им был недоступен. Особенно это актуально сегодня, когда школа не обеспечена учебниками для слабовидящих.
Программа голосового экранного доступа дала незрячим возможность почувствовать себя равными со своими здоровыми сверстниками, так как и они теперь могут пользоваться компьютером и всемирной паутиной.
Несколько лет назад в учебный план вспомогательных классов был введен коррекционный урок «Информационные технологии». Дети были безумно этому рады, так как и такие сложные дети понимают преимущества компьютера и его возможности. Урок проводится один раз в неделю в послеобеденное время.
Прежде
всего с незрячими детьми изучается
клавиатура, так как без ее знания
они не могут ею воспользоваться.
Занятия начинаются с освоения десятипальцевого
слепого метод печати и изучения
месторасположения
Особенный успех имела Анжела, которая полностью освоила десятипальцевый метод печати и использовала компьютер для написания сочинений и писем родителям, деду морозу. Эти навыки позволили ей участвовать в школьных конкурсах литературных произведений, чего она не могла позволить себе ранее.
Работа
на компьютере имеет еще и побочные
эффекты: дети, которые едва ориентируются
в школе без посторонней
Руслан – «главный» любитель компьютерного класса. Ребенок не умеет писать, но зато прекрасно освоил игру в специальные компьютерные игры для незрячих, с легкостью ориентируется в месторасположении клавиш на клавиатуре, легко определяет направление движения пальцев рук. Этот ребенок не может практически передвигаться по школе без посторонней помощи, но дорогу в компьютерный класс находит без труда. А специальная клавиатура с буквами, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля позволила ему набирать небольшие предложения и
Выводы по второй главе
Вышеизложенный материал наглядно показывает, что эффективность учебно-воспитательного и реабилитационного процессов зависят не только от умения преподавателя преподнести материал, но и от материально-технической базы образовательного учреждения. Занятия по социально-психологической адаптации обязательно должны быть обеспечены средствами реабилитации, которые позволят более качественно подготовить детей к самостоятельной жизни, облегчить ее, снизить зависимость незрячих от окружающих.
Особенно это касается детей с нарушением интеллекта, у которых и без того снижена мотивация. И именно в работе с такими детьми должны использоваться технические и иные средства, позволяющие повысить интерес учеников к учению, самообслуживанию, деятельности, улучшить психологическую обстановку в классе.
2.2. Исследование динамики
мотивации к деятельности и
уровня самооценки
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА