Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие II.

Упражнение 1. «Ты учитель» (родитель и т.п.).

 

Цель: коррекция агрессивности.

Каждому участнику группы дается возможность побывать в образе нелюбимого учителя. Затем рассказать о том, как он себя чувствовал в  данном образе. И сравнить с переживаемыми  эмоциями во время.

 

Упражнение 2. «Интонация».

 

Цель: коррекция замкнутости.

На маленьких клочках  бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции.

Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха  взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди  произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что  записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают с какой интонацией была произнесена фраза.

 

Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».

 

Цель: коррекция тревожности.

Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека, с  кем, по его мнению, возникло у него наибольшее взаимопонимание. Эти двое садятся рядом и договариваются, Кто за кого сейчас будет отвечать. Упражнение состоит в том, что  на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на его вопросы отвечал  его напарник. Вопросы можно задавать любые.

Идет обсуждение проведенного занятия. На дом дается задание написать небольшое сочинение про каждого  члена группы на тему «Что меня не устраивает», или «что может не устраивать других в общении со мной».

 

Занятие III.

Приветствие.                              

Упражнение 1. «Сочинение».

Цель: коррекция агрессивности.

Обсуждение сочинений. В  тексте не указываются имена, но все  участники должны догадаться о ком идет речь. Обосновать свое мнение.

 

Упражнение 2. «Подарок».

 

Цель: коррекция замкнутости.

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться. Кто автор того или иного подарка. И почему он так решил.

 

Упражнение 3. «Рисунок Я».

Цель: коррекция тревожности.

Участники располагаются  поудобнее, но не обязательно в круге. На листе бумаги им предлагается нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют.

Рисовать можно все, что  хочется. Это может быть картина  природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, подражание детским рисункам, в общем все что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру.

Далее идет обсуждение всего  занятия.

Занятие IV.

Приветствие.                              

Упражнение 1. «Выход из ситуации».

Цель: коррекция агрессивности.

Группе предлагается какая-либо спорная, провоцирующая агрессивное  повеление, ситуация (например, «в транспорте тебе наступили на ногу», «учитель несправедливо поставил оценку» или «в магазине тебе нагрубили» и т.п.).

Каждый участник должен предложить свой выход из сложившейся ситуации. В конце упражнения обсуждаются положительные моменты поведения в сложившихся ситуациях.

 

Упражнение 2. «Робот».

Цель: коррекция замкнутости.

Создается игровое поле –  обширное пространство с разбросанными  спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног туловища. Задача «робота» – беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время упражнения закрыты.

 

Упражнение 3. «Гомеостат».

Цель: коррекция тревожности.

Участники рассаживаются  в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число.

Участникам запрещено  договариваться, перемигиваться и другими  «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Упражнение продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.

Занятие заканчивается обсуждением  проделанного.

В заключении обсуждаются  проделанные упражнения. Последнее  занятие сравнивается участниками  с первым. Каждому участнику дается возможность высказать свое мнение по поводу всего тренинга, проанализировать изменения,произошедшие с ним и с группой в целом. Выразить свое мнение о том хочется ли ему продолжать общение с членами данной группы и нуждается ли он в дальнейших занятиях и почему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей  в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

В целом можно сказать, что дети из семей, где произошли изменения действительно отличаются от их сверстников из полных семей по самооценке, т. е. есть основания говорить о том, что изменения в семье действительно влияют на самооценку детей и их представления об отношениях в семье. Однако эти изменения противоречат тем, которые мы ожидали.

Поэтому в дальнейшем мы хотели бы посмотреть более детально не только структуру самооценки, но представления ребенка о себе, так как на наш взгляд, возможно, именно в системе представлений  о себе и своей семье у них  будут какие-либо особенности, отличающие этих детей от детей не сталкивающихся с разводом родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

 

  1. Гельмут Фигдор. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. Психоаналитическое исследование. М., 1995.
  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб.пособие для вузов / И.В. Гребенников. М., 1991.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. М., 1986.
  4. Личко Е.А. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / Е.А. Личко. Л., 1979.
  5. Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы  детей , живущих в неполной  семье  / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. 6. C.18-28.
  6. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. М., 2003.
  7. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности /В.Я. Титаренко. М., 1987.
  8. Тюгашев Е.А. Семьеведение: учеб. пособие /Е.А.Тюгашев, Т.В. Попкова. Новосибирск, 2003.
  9. Фетискин Н.П.  Социально-психологическая  диагностика  развития  личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М., 2005.

 

 


Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей