Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа
Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………
Балабанов Сергей Семенович в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. В последние годы внимание исследователя привлечено к особенностям сексуального поведения учащихся школ и профессионально-технических училищ. Так, он изучала влияние особенностей личности учащихся на их половые взаимоотношения. Острота проблемы половых взаимоотношений учащихся обусловлена их ускоренным вхождением во взрослую жизнь в период подготовки к профессиональной деятельности. Юноши и девушки заканчивают училище в возрасте, дающем юридическое право на вступление в брак. В связи с этим у них раньше возникает потребность в самостоятельном решении сугубо личных, интимных вопросов. В большинстве случаев в ранние половые контакты вступают учащиеся из неполноценных в социально-педагогическом отношении семей, которые оказывали отрицательное влияние на несовершеннолетних.[5]
Кулагина Ирина Юрьевна отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». Именно это и является одной из проблем сексуального развития молодежи. [24]
Таким образом, проблемами сексуального развития занимались многие ученые. Социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке". В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером. Среди русских же ученых проблемами социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи занимались Абрамова Г. С, Кулагина И. Ю. и Колюцкий В. Н ; сексопатологи: Кон И. С. и Балабанов С.С. Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи. Балабанов Сергей Семенович в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. Абрамова тоже исследует ветви сексуальности подростков и публикует свои труды в книге «Возрастная психология». Кулагина же отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека.
1.2 Теоретические
аспекты социально-
Операционализация понятий
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. В настоящее время возрастные границы определены от 14 до 30 лет.[33]
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Подростковый возраст – переходный возраст от детства к юношеству, обычно определяемый возрастными границами от 12 до 16 лет.[33]
В словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Секс (лат. sexus - пол; синоним - половые отношения) - совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо). [34]
Общей биологической основой сексуального поведения является инстинкт продолжения рода, его конкретные формы (разделение функций между полами, особенности репродуктивного цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и др.). Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму программой нормальное половое поведение обеспечивается посредством обучения, через общение со сверстниками, родителями и др.[5]
Биологический пол человека
включает несколько относительно автономных
компонентов, последовательно формирующихся
в процессе развития организма: хромосомный
(генетический) пол, который определяется
в момент зачатия; гонадный пол, определяемый
формированием мужских или
Нарушение любого из звеньев этой системы, так или иначе, сказывается на половой функции.
Однако сам по себе биологический
пол ещё не превращает индивида в
мужчину или женщину и не гарантирует
адекватного полового поведения. Для
этого необходима также соответствующая
психосексуальная идентификация, человек
должен осознать свою половую принадлежность
и усвоить соответствующую, мужскую
или женскую, роль (гендерный пол).
Позже, по мере полового созревания, у
подростка появляются соответствующие
сексуальные интересы, влечение к
противоположному или своему полу.
Огромное влияние оказывают при
этом среда и сверстники. В норме
биологические и социально-
Одна из особенностей человеческой
сексуальности в том и состоит,
что переживания, связанные с
удовлетворением половой
Всякое развитое человеческое общество имеет систему норм половой морали, которая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью общественных институтов, в рамках которых осуществляется продолжение рода и воспитание потомства.[17]
Уже древнейшие цивилизации
знали различные формы
Потребительское отношение
к сексу, в современном мире, оборачивается
«свободой» от ответственности и
серьёзности в любви, ведёт в
конечном итоге к деиндивидуализации
половых отношений и
В смягчении психологических кризисов, характерных для периода полового созревания и других поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение и сексологическая служба.[44]
1.3 Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте
В «Большом энциклопедическом словаре» дается следующее определение. Подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.[33]
В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее определение. Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Г.Б. Дерягин)[источник не указан 508 дней]. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. В целом же, сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов[34]
Подросток хочет видеть себя
взрослым. Однако ориентация на взрослые
ценности и сравнение себя со взрослыми
зачастую заставляют подростка снова
ощущать себя «маленьким» и «
Главная особенность подросткового
периода — открытие внутреннего
«Я», осознание собственной
Половое созревание, скачок
в росте, нарастание физической силы,
изменения внешности
Половое созревание, то есть комплекс психических и физических изменений, происходящих у подростков, в том числе появление первой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика, является очень важным моментом в жизни каждого человека и должно восприниматься как позитивное событие. Оно означает следующий шаг в развитии подростка.[32]
Долгое время беседы о половом воспитании были запретными. Считалось, что они способны вызвать у молодых людей чрезмерное любопытство и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно начинает половую жизнь в более поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска.[46]
Для того чтобы сформировать
объективное и наиболее полное представление
о человеческой сексуальности, необходимо
рассмотреть различные ее аспекты:
как биологические, так и социально-
Биологический аспект выражен,
прежде всего, в раздельнополости человека.
Само по себе понятие «пол» (мужской
или женский) слагается из многих
взаимосвязанных биологических
и социально-психологических
Биологическая дифференцировка пола зависит от набора половых хромосом. В определении пола ребенка ведущую роль играют две половые хромосомы — Х и У. Мужские половые клетки (сперматозоиды) могут содержать или Х-хромосому, или У-хромосому. Женские половые клетки (яйцеклетки) содержат только Х-хромосому, т. е. за пол ребенка «отвечает» мужчина, а не женщина. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, образуется набор хромосом XX и формируется женский пол. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим У-хромосому, образуется набор хромосом ХУ и формируется мужской пол.[26]
Действие половых желез формирует морфологический (или соматический) пол, то есть характерное строение организма, в том числе строение половых органов.[26]
Пол, фиксируемый при рождении - гражданский пол. В течение 9 месяцев, предшествующих рождению, эмбрион подвержен сложнейшим преобразованиям. На свет в большинстве случаев появляется нормальный здоровый ребенок. Считается, что с этого момента важную роль в формировании индивидуального сексуального развития начинают играть психологические, социальные и культурные факторы.
С момента определения гражданского пола начинает формироваться пол воспитания. Поведение мальчиков и девочек в младенчестве очень схоже. Традиционно почти у всех народов подчеркивается принадлежность маленького ребенка к мужскому или женскому полу, например цветом одежды (розовый - голубой), украшениями, игрушками (машинки - куклы), прической и др.[26]
Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи