Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа
Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………
Девушки и юноши в возрасте 17-19 лет составляющие 3 группу респондентов имеют нормальное сексуальное воспитание, но в отличие от учащихся школы имеют более спокойное отношение к такому понятию как «секс» в их повседневной жизни. У парней наблюдается некая озабоченность, которая связана с физиологическими особенностями и биологической потребностью. Рассматривая анализ опроса студентов мною было выявлено, что на вопрос «3. Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?» среди девушек наибольшей популярностью пользуются ответы «раз в день- обязательно»( 60%) и «никогда или очень редко» (40%), тогда как среди юношей 60% респондентов ответили « от этого невозможно избавиться» и 40% « раз в день обязательно». На вопрос «7. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?» 69% девушек ответили «можно обойтись «без постели»» и 60% юношей ответили « все они потенциальные партнеры». На вопрос «5. Какое место в вашей жизни вы отводите собственно сексу?» большинство респондентов среди девушек ответили «… Но и не последнее» (61%), а большинство респондентов среди юношей « жизнь без секса теряет смысл» (77%). [Таблица 3]
2. Опросник «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина:[Приложение 2]
Шкала любви регистрирует: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
Рисунок 1. Шкалы любви и симпатии.
Блок 1: Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает любовь. Среди респондентов первой группы в парах преобладает любовь у 10%, среди респондентов второй группы в парах преобладает любовь 50%, среди респондентов третьей группы любовь преобладает у 30%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2. [Рисунок 1]
Блок 2: Определено, у скольки испытуемых в отношениях преобладает симпатия.[Рисунок 1]
Среди респондентов первой группы в парах преобладает симпатия у 90%, среди респондентов второй группы в парах преобладает симпатия у 50%, среди респондентов третьей группы симпатия преобладает у 70%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2.
Блок 3: Выявлено количество респондентов имеющих пару. Проведя данный опрос было выявлено что среди респондентов первой группы у 10- ти человек имеется вторая половинка, тогда как у второй группы – у 6-ти человек и у третьей группы у 12-ти человек. [Рисунок 2]
Рисунок 2. Количество респондентов имеющих пару.
Таким образом, среди респондентов первой группы, мною было выявлено, что только у 10-ти респондентов есть «вторая половинка». Опросник позволил выяснить мне, что 90% имеют симпатию, а не любовь к своему партнеру. Большинство респондентов, а именно 78,5% на вопрос «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Врядли это так»., а на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» только 45% респондентов. Это лишний раз подтверждает что в отношениях с противоположным полом доминирует симпатия.
Среди респондентов второй группы, было выявлено всего 6 человек имеющих вторую половинку, из них у 50% в отношениях с противоположным полом доминирует любовь и у 50%- симпатия. Это подтвердили ответы на следующие вопросы: «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Да. это так» 70%, на вопрос «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 60% ответили «Вероятно это так»- данные вопросы отвечают за шкалу любви, а за шкалу симпатии отвечали следующие вопросы: «14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.» 100% респондентов ответили «Да, это так» и на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» 40% респондентов.
Среди респондентов третьей группы было выявлено 12 человек имеющих «вторую половинку», из них была одна супружеская пара. В отношениях с противоположным полом у респондентов данной группы доминирует симпатия. Это подтверждают такие вопросы как: «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 45% ответили «Врядли это так», тогда как всего 20% ответили «Да, это так». На «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Вероятно это так» 85% респондентов.
Разумеется, «первый раз» - случай по определению исключительный и судить по нему о повседневных мотивах сексуального сближения нельзя. Тем не менее гендерные различия показательны.
Таблица 4. Результаты респондентов по опроснику Левада- центра.
Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов) |
Мужской пол |
Женский пол |
Из любопытства |
9.52% |
20% |
Из стремления быть "как все" |
9.52% |
20% |
Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким |
16.6% |
10% |
По любви, из-за влюбленности |
9.52% |
70% |
Из желания угодить партнеру, доставить ему радость |
4.76% |
30% |
Для повышения самооценки |
16.6% |
10% |
Из-за сексуального влечения |
21.42% |
50% |
Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения) |
11.9% |
40% |
По принуждению |
2.38% |
20% |
Другое |
0 |
0 |
Замужество, женитьба |
0 |
10% |
Затрудняюсь ответить, нет ответа |
2.38% |
10% |
Блок 1: Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями. Исходя из результатов опросника юноши и девушки побуждают себя на вступление половой связи по разным причинам, наиболее популярными среди них являются среди девушек чувство влюбленности или же любви(70%), среди парней сексуальное влечение(21,42%). Наименьшей же популярностью пользуются у девушек причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение(10%), тогда как у парней это стремление самоутвердится и повышение самооценки(16,6%). [Таблица 4]
Блок 2: Выявлена легитимация связанная с половыми отношениями. Среди юношей и девушек составляющих первую, вторую и третью группу респондентов наблюдается фактор, указывающий на противоречие законности, т.е легитимации. 2,38% парней и 20% девушек вступили в первую половую связь по принуждению, остальная же часть совершила вступление в половую связь исключительно по собственному желанию.
Блок 3: Систематизированы причины вступления юношей и девушек в первую половую связь. Исходя из ответов был создан рейтинг причин среди юношей и среди девушек.
1. Среди девушек на
первом месте стоит причина
влюбленности или же любви(70%)
2.Среди девушек на второй
позиции стоит сексуальное
3. Среди девушек и парней третье место рейтинга причин вступления в первую половую связь заняла причина «Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)»(40% у девушек и 11,9 % у юношей). .[Таблица 4]
4. На четвертом месте у девушек причина доставить партнеру удовольствие или же угодить ему (30%), тогда как у парней это любопытство, стремление быть «как все» и влюбленность (9,52%).[Таблица 4]
5. Пятую ступень среди девушек занимают следующие причины: стремление быть «как все», принуждение и любопытство (20%), тогда как у парней это желания угодить партнеру, доставить ему радость(4,76%).[Таблица 4]
6. На данной позиции у девушек стоят причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение( 10%), тогда как у парней это принуждение (2,38%)..[Таблица 4]
Таким образом, среди испытуемых наблюдаются некие различия среди юношей и девушек.
Скорее всего это связано
с формированием подростковой сексуальности,
проявляющийся в половом
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по Ш главе:
1.Исходя из результатов теста, созданного на основе работ Кона можно выделить то, что испытуемые имеют нормальное сексуальное воспитание. Наблюдаются некие различия в ответах парней и девушек, а так же студентов и учащихся школы. Скорее всего это связано с формированием подростковой сексуальности, проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, а именно различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Все это рассматривается как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.
2.Исходя из результатов опросника «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина): было выявлено что лишь у малой части респондентов имеются постоянные отношения с противоположным полом. В данных отношениях доминирует симпатия, нежели любовь. Скорее всего это связано с тем, что современная молодежь предпочитает свободные отношения, особенно ярко это выражено у респондентов 18-19 лет. Это обусловлено их возрастными особенностями, а так же занятостью будних дней, у них просто не остается времени, на то чтобы строить отношения с «второй половинкой».
3.Исходя из результатов Опросника Левада - центра, юношеская мотивация выглядит значительно более рассудочной, чем у девушек, стереотипно объясняющая все «любовью». Романтический мотив «любви» достаточно важен. Остальные мотивы с традиционными ценностями, на которые девушки ориентируются сильнее, чем юноши, плохо совместимы. Хотя эмоциональный фон отношений для девушек действительно важнее, чем для юношей, многие девушки склонны преувеличивать этот момент и просто говорят то, что общество ожидает от них услышать.
Заключение
Тема социально-психологических особенностей сексуального воспитания молодежи является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.
Половое воспитание подрастающего поколения — дело большой государственной важности. По мере роста научных, экономических и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей молодежи. Родители и педагоги должны внимательно следить за проявлениями детской и юношеской сексуальности, чтобы вовремя обеспечить предупредительные мероприятия, а если потребуется, и врачебную помощь.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых, а так же были систематизированы причыны возникновения м проявления сексуальности в подростковом возрасте.
Во второй главе нами были рассмотрены социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи, а так же причины ранних сексульных отношений, и принципы воспитания.
В третьей главе нами были проведены эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова и рассмотрены результаты данного исследования, подведены итоги.
На основе чего гипотеза была подтверждена, нами были сделаны выводы и даны рекомендации
Выводы:
1. Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.
2. Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями.
3. Сексуальность начинает проявляется в подростковом возрасте.
4. Качественные условия сексуального воспитания зависят от саморегулирования личности, от формирования ценностей управления половым инстинктом, от специальное обучение по насыщения чувства влюбленности, от развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.
5. Наблюдаются различия в отношение к сексу и половым отношениям юношей и девушек, а так же студентов и учащихся школы.
Рекомендации:
1. Юношам и девушкам рекомендуется следить за личной гигиеной и пользоваться методами контрацепции в избежании нежелательной беременности, а так же в избежании появления венерических заболеваний.
2. Родителям подростков рекомендуется не вести беседы о сексуальном воспитание с подростками, так как современное чувственно-формирующее сексуальное воспитание может быть эффективным только тогда, когда будет осуществляться профессионалами. Личный опыт родителей не позволяет в полной мере освоить те ценности, которые обеспечивают высокую удовлетворенность половой жизнью.
3. Социальным работникам требуется разработка специальных программ сексуального воспитания, подобно тем. которые существуют в сфере нравственного, эстетического, физического, трудового развития человека. В этих программах необходимо четко определить роль семьи, средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, культуры в формировании и развитии ценностных ориентаций подрастающего поколения в сфере современной сексуальной культуры.
Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи