Социально-психологические теории агрессии и подражания Миллера Н., Долларда Д., Бандуры А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью были определены задачи курсовой работы:
1. проанализировать социально-психологическую сущность агрессии и подражания в концептуальных идеях Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры;
2. выявить влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей;
3. исследовать влияние семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей;
4. осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
1.1. Сущность и содержание теорий агрессии и подражания Д. Долларда, Н. Миллера, А. Бандуры 5
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ полученных результатов 20
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 93.10 Кб (Скачать файл)

       На первом этапе была сформирована выборка и  определены методики исследования с учетом возрастных характеристик испытуемых.

На втором этапе проведено изучение социально-психологической ситуации в семье испытуемых, наблюдение за проявлением агрессивного поведения у детей в игровой комнате, а также применение проективных методик: «Несуществующее животное», метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.

На третьем этапе  был проведен анализ и интерпретация полученных данных. Выявлена взаимосвязь между влиянием семейных взаимоотношений на проявления агрессивности у детей.

В выборе диагностических  методик предпочтительными оказались  проективные методики, что обусловлено  возрастными особенностями исследуемых  детей.

Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга (Приложение 1)

Методика предназначена  для исследования реакций на неудачу  и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние  напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно  так понимаемыми) трудностями, препятствиями  на пути к важной цели. С помощью  методики можно исследовать такие  реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Реакция направлена на живое или  неживое окружение, в форме подчеркивания  степени фрустирующей ситуации, в  форме очуждения внешней причины фрустации, или выявления в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию.

Для выявления детей  с выраженным агрессивным поведением использовалась проективная методика «Несуществующее животное».

Тест «Несуществующее  животное» направлен на диагностику  агрессивности, которая определяется количеством, расположением и характером в рисунке острых углов, независимо от их связи с той или иной деталью  изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, острые клювы, зубы, иглы (Приложение 2).

Наблюдение за игровой  деятельностью детей позволяет  сделать анализ игровой деятельности ребенка по признакам, которые свидетельствуют о проявлении агрессии: с какими игрушками играет ребенок, какой сюжет игры выбирает ребенок.

 

2.2. Анализ полученных результатов

 

Полученные данные были проанализированы и интерпретированы.

Анализ социально-психологических  карт испытуемых позволяет характеризовать  семьи испытуемых как асоциальные, неблагополучные, где алкоголизация, наркомания родителей является укладом  семейных взаимоотношений. При анализе  было выявлено, что в семьях испытуемых - демонстрация агрессии родителями в отношении друг с другом, а также использование физического наказания как способ воспитания и воздействия на ребенка является нормой взаимоотношений между членами семьи.

Из сочетания таких  шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления  реакции пользуются буквами E,I,M.

Е – экстрапунитивные.

I – интропунитивные.

М –импунитивные.

Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD – с фиксацией на препятствия, ЕD – с фиксацией на самозащиту, NP – с фиксацией на удовлетворение потребностей, GCR - степень социальной адаптации. Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «Стандартными» среднестатистическими реакциями.

GCR – степень социальной адаптации вычисляется путем сопоставления ответов испытуемого со среднестатистическими.

По итогам исследования по методике Розенцвейга были получены следующие данные:

  • 5 детей имеют процент GCR = 10%
  • 3 ребенка имеют процент GCR= 20%
  • 4 ребенка имеют процент GCR= 30%
  • 1 ребенок имеет процент GCR= 70%

Анализируя полученные данные, видно, что дети, имеющие низкий процент GCR (90 % исследованных нами детей), недостаточно адаптированы к своему социальному окружению.

Результаты тестирования по методике С. Розенцвейга показали демонстрирование в ответах детей  следующую направленность реакций  (Рис. 1):

  • Экстрапунитивные – внешне-оборонительные реакции, в ответах обвиняется внешнее препятствие, другие люди – показали 7 детей – 54%.
  • Интропунитивные – реакции самообвинения, признания своей ответственности, внутренняя направленность на себя – показали 4 ребенка – 31%
  • Импунитивные – реакции безобвинительные, рассмотрение ситуации примиряющим образом - показали 2 ребенка - 15%.

 

Рисунок 1. Направленность реакций

 

 

По типам реакций можно  выделить:

  • У 7 детей наблюдается в ответах порицание других, возложение ответственности на других, у 4 детей - взятие ответственности на себя, остальные 2 ребенка не желают кого-либо обвинять в сложившихся ситуациях.
  • У 7 детей (40 %) преобладает препятственно-доминативный тип реакций, т.е. преобладает препятствие, вызывающее фрустрацию.

Из полученных результатов  было отмечено, что ряд ответов  обследованных детей носит экстрапунитивный характер с фиксацией на препятствии или на самозащите. Иначе говоря, в ответах детей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).

Однако в группе детей отчетливо выделяется еще один вариант ответов, которые носят бесконфликтный характер, но вместе с тем не содержат какого-либо решения ситуации. Дети не предлагают никакого выхода из ситуации, а просто констатируют оценку происходящего.

Нередко в качестве решения  выступает реакция обиды: «Обижусь и уйду». В отличие от них дети, не склонные к обиде, в большинстве  случаев предлагают либо конструктивное, либо агрессивное решение проблемы.

Эти данные позволяют предположить, что, попадая в конфликтную ситуацию, а порой ее, инициируя, данные дети не пытаются разрешить ее, а как  бы застревают в ней, погружаются  в оценивание ее участников. Осуждение  одних и оправдание других (главным  образом, себя) является для них важным занятием, приносящим особое удовлетворение. Ребенок с удовольствием подчеркивает, как нехорошо с ним поступили  окружающие, как они виноваты перед  ним. Обвинение других и оправдание себя является для них самостоятельной  задачей, более важной и привлекательной, чем разрешение конфликта.

Характерные особенности  личности обидчивых детей свидетельствуют  о том, что в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное  отношение ребенка к себе и  оценке себя. Такая фиксация порождает  острую и не насыщаемую потребность  в признании и уважении, в постоянной ее демонстрации. Ребенку необходимо непрерывное подтверждение собственной  ценности, значимости, любимости.

В дальнейшем испытуемым предлагалась проективная методика «Несуществующее животное». Им следовало придумать и нарисовать несуществующее животное, а также назвать его несуществующим именем. Затем проводился анализ рисунков испытуемых. Особое внимание обращалось на следующие детали, свидетельствующие о наличии у испытуемых агрессии:

  • рот с зубами;
  • присутствие на голове дополнительных деталей (рога — защита, в сочетании с другими признаками агрессии);
  • когти, иглы, щетина;
  • контур фигуры выполнен в острых углах.

Данные, полученные при интерпретации  рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу «Анализ  показателей агрессивности по проективной  методике «Несуществующее животное», где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" - отсутствие признака (см. таблица 1):

 

    • У 2 детей присутствуют все признаки проявления агрессии – 16%;
    • У 3 детей присутствуют три признака, которые характеризуют проявления агрессии – 23%;
    • У 4 детей присутствуют 2 признака проявления агрессии – 31%;
    • У 3 детей признаки агрессии неярко выражены, присутствует 1 признак – 23%;
    • У 1 ребенка признаки проявления агрессии отсутствуют – 7%
    • У 1 ребенка присутствуют все признаки проявления агрессии в игровой деятельности – 8%;
    • 2 ребенка имеют выраженные признаки проявления агрессии – 15%;
    • 2 ребенка имеют признаки агрессии, у одного из них проявления агрессии имеет жестокую форму, где ребенок убивает и расчленяет игрушку, которая в сюжете игры выполняла роль его сестры – 15%;
    • 4 ребенка во время игровой деятельности присутствовала 2 признака проявления агрессии – 31%;
    • У 4 детей присутствовал 1 признак проявления агрессии – 31%

Полученные данные подверглись  количественному и качественному  анализу при помощи коэффициента t-критерия Стьюдента для связанных выборок. Результаты анализа свидетельствуют о достоверности полученных данных в ходе исследования (Приложение 3).

Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод, что одной из причин, влияющих на агрессивное поведение, является следующее: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание ребенка родителями, страдающими алко- и наркозависимостью, а также демонстрация агрессивного поведения родителями моделирует агрессивное поведение ребенка.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что демонстрация агрессии родителями влияет на формирование агрессивного поведения у детей, оставшихся без попечения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

1) Результаты по методике Розенцвейга свидетельствуют о том, что у испытуемых низкий уровень адаптации к социальному окружению. Дети чрезмерно нагружены фактором социальных норм, зависят от условий воспитания ребенка. У испытуемых преобладает негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).

         2) Интерпретация результатов по проективной методике «Несуществующее животное» свидетельствуют о том, что у всех испытуемых присутствуют признаки агрессии, у большинства детей они явно выражены.

              3) Полученные данные в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, позволяют сделать вывод, что для испытуемых характерно использование агрессии, которая может носить как крайнюю форму агрессии в отношении игрушек (убивать, расчленять), так, и присутствует сюжет, связанный со смертью героев игры.

4) Сделан вывод о том, что у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается выраженное агрессивное поведение. Агрессия у большинства исследованных детей направлена на других людей, они выражают свою агрессию как вербально, так и невербально, в игровой деятельности выбирают агрессивные формы игры, где транслируют агрессию на игрушках.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Актуальность проблемы агрессии в настоящее время в детской среде приобретает особую актуальность, в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Агрессивность становится устойчивой личностной чертой, нормой взаимоотношений между индивидуумами, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах. Большое влияние на формирование агрессивности у детей оказывает семья, и та форма внутрисемейных взаимоотношений, которая присутствует  между членами семьи. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты феномена агрессии и подражания» исследования раскрыто определение основного понятия - агрессия, агрессивное поведение рассмотрено с позиций фрустрационной теории Н. Миллера и Д. Долларда и теории подражания А.Бандуры.

Основной тезис Н.Миллера  и Д.Долларда - подражающее поведение  имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает. Авторами вполне определенно подчеркивается роль подкрепления как необходимого предшествующего  условия приобретения имитирующего поведения.

Теория Бандуры А. гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Основным тезисом теории А. Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, но и с помощью наблюдения за поведением других людей.

Одна из причин влияния  семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состоянии постоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. При неблагополучии в семье подобные переживания возникают очень часто и влияют на формирование агрессивного поведения у детей.

Во второй главе «Исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей» проведено исследование детей, оставшихся без попечения родителей. Методики проведения экспериментального исследования выбраны с учетом возрастных характеристик испытуемых, анализ полученных результатов представлены в данной главе.

В ходе исследования получены данные, которые свидетельствуют о том, что одной из причин, влияющих на агрессивное поведение, является жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание ребенка родителями, страдающими алко- и наркозависимостью, а также демонстрация агрессивного поведения родителями моделирует агрессивное поведение ребенка.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что  демонстрация агрессии родителями влияет на формирование агрессивного поведения у детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

Информация о работе Социально-психологические теории агрессии и подражания Миллера Н., Долларда Д., Бандуры А.