Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:21, курсовая работа
Проблема психологической совместимости в коллективе в настоящее время является очень актуальной. Нередки случаи, когда работники предпочитают хороший коллектив не только большему денежному вознаграждению за свой труд, а также перспективам карьерного роста. Для многих спокойствие на работе и положительные эмоциональные контакты с коллегами оказываются важнее. Также актуальность данной проблемы в том, что возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнение психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Введение
I. Понятие «социально-психологический климат»
1. Современные проблемы изучения социально - психологического климата
2. «Социально-психологический климат»
II. Сущность социально-психологического климата
1. Основные подходы к пониманию природы социально-психологического
климата
2. Уровни социально-психологического климата
III. Социально-психологические аспекты коллектива, как высокоразвитой малой группы
1. Краткая характеристика коллектива
2. «Модель» развития группы
3. Формирование личности в коллективе
IV. Факторы социально-психологического климата
1. Факторы формирования социально-психологического климата
1.1.Факторы макросреды
1.2.Факторы микросреды
2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического
климата
V. Показатели социально-психологического климата
5.1.Характеристики благоприятного социально-психологического климата
5.2.Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата
VI. Диагностика социально-психологического климата
Заключение
Использованная литература
V. Показатели социально-психологического климата
Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата33.
Как известно, социально-психологический климат может быть как
Благоприятным, так и неблагоприятным.
5.1.Характеристики
В коллективе преобладает жизнерадостный, бодрый тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах взаимной помощи, доброжелательности, сотрудничества; члены коллектива с большим удовольствием участвуют в совместных делах, любят вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, а критика высказывается корректно, с добрыми пожеланиями.
В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают «новичкам».
В коллективе высоко ценят такие черты личности как: принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, взаимопонимание, сотрудничество.
Сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива вызывают успехи или неудачи отдельных членов коллектива
Члены коллектива быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности. Они очень активны и полны энергии.
5.2.Характеристики
В коллективе преобладают пессимизм, подавленное настроение; наблюдаются антипатии людей друг к другу, конфликтность и агрессивность, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
В коллективе отсутствуют
нормы справедливости и
Не в почете такие черты личности как: трудолюбие, бескорыстие, принципиальность, честность.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда успехи вызывают нездоровую зависть, а
неудачи – злорадство.
В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. В трудных случаях коллектив не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Итак, можно сделать вывод, что социально-психологический климат – это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей – руководителей и членов коллектива.
VI. Диагностика социально-психологического климата
Диагностика социально-психологического климата в трудовом коллективе – интегральная содержательная характеристика проявлений его преобладающего настроения и оценка уровня его качества, с точки зрения задач, стоящих перед ним.34
Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность. Работая на руководящей должности, надо знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника – это одна из целей менеджера и психолога в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника служит важным побудительным стимулом его творческих поисков.35
В конкретном социально-психологическом исследовании климата необходимо учитывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенность. Субъективная удовлетворенность это крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и ни в коем случае не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен.36 Удовлетворенность – неудовлетворенность человека работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются: характер труда; размер заработной платы; престиж профессии; перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и пр.; специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый руководитель и т.п.; сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что изучение социально-психологического климата представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам.
Изучение социально-психологического климата можно строить на основе практических и психологических методов, требующих специальной подготовки.
Основа практических методов составляет наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.
А основа психологических
методов – социометрический
При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата.
Обычно при диагностике социально-психологического климата применяется комплекс методических процедур: специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др.
Задачи проведения диагностики социально-психологического климата38:
– изучение внутригрупповых и межличностных отношений;
– оценка групповой сплоченности и совместимости коллектива;
– психологическая оценка деловых, профессиональных и поведенческих качеств личности сотрудников;
– диагностика конфликтов;
– построение схемы взаимодействия и информационного обмена между структурными подразделениями.
Для диагностики социально-психологического климата необходимо провести оценку коллектива и коллег, в частности, по заранее заданным алгоритмам. В результате такой оценки выявляются: степень взаимосвязанности индивидов, теснота их эмоциональных связей, которые характеризуют внутреннюю социально-психологическую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности; совместимые и не совместимые пары (дружеские и конфликтные); структура группы (выявляются неформальные организации группы, лидеры, лица, находящиеся в социальной изоляции и пр.). Результаты используются специалистами для дальнейшего анализа и выводов, которые помогут скорректировать действия для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, который имеет огромное влияние на производительность как умственного, так и физического труда.39
Заключение
Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального – установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологического климата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности.
В данной курсовой работе был проведен теоретический анализ понятия социально – психологического климата в коллективе.
Социально-психологический
климат – это психологический
настрой в группе, который отражает
характер взаимоотношений
Коллектив – это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив – это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития.
Социально-психологический
климат – это всегда
Морально-психологический климат – это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в многообразных формах их деятельности. Руководителю, деловому человеку важно знать пути формирования морально-психологического климата и механизмы сплочения коллектива. В своих управленческих решениях, при подготовке, обучении и расстановке кадров необходимо использовать эти пути, добиваясь оптимального согласования межличностного взаимодействия членов коллектива в условиях конкретной совместной деятельности.
Психологическая
совместимость в коллективе
Психику группы не следует понимать лишь как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого из ее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в значительной степени ее климат.
Рассматривая факторы, влияющие на климат группы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат группы.
При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одним из важнейших является рассмотрение факторов, которые оказывают влияние на климат. Выделив факторы, влияющие на климат группы, можно пытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление, тем самым способствовать созданию благоприятного социально-психологического климата как в группе, так и в коллективе.
Использованная литература
1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов Н.О. «Социология и психология управления», Ростов на Дону: «Феникс», 2001г.
2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат. М.: «ИСИ МГУДТ», 2003г.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник, М: «Аспект Пресс»,
2003 г.
4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: «Просвещение» 1989г.
5. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов
В.Н. Социально-психологический
6. Вересов Н.Н. Психология управления. Учебное пособие. М.: «Проспект», 2001г.
7. Веснин В.Р. «Основы менеджмента», М: «ТК Велби», 2007 г.
8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. М.: «ТетраСистемс», 2000г.
9. Лебедев В.И. Психология и управление, 1990 г.,
10. Мошканцев Р.И., Мошканцева А.В., Социальная психология: учебное пособие для вузов, М: «ИНФРА-М», 2001г.
11. Петровский А.В. Учебник. Социальная психология, М: «Просвещение», 2005 г.
12. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999г.
13. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988г.