Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...

Вложенные файлы: 1 файл

DIPLOMNIK.docx

— 161.92 Кб (Скачать файл)

Движение Ролевых Игр, как и  любое другое массовое молодежное явление, вызвано определенными социальными  факторами. Молодежь, острее других социальных слоев чувствует несовершенство социальной жизни, ее недостатки. Неформальные молодежные движения, – по сути, форма, экспериментальный способ исправить  неправильное, дополнить недостающее, найти то, чего не хватает в этой жизни. Позднее большинство из них  научатся жить по неписаным законам  социума, но опыт этого эксперимента останется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»

 

По результатам  проведенного исследования построены  два психологических профиля  в основной группе - поклонников  рок-музыки и в контрольной. В  дальнейшем в данной работе основная группа обозначена как R-группа, контрольная  как N-группа.

Средний групповой профиль R-группы не обладает ярко выраженными пиками, однако, интересен  по следующим характеристикам. Прежде всего, стоит отметить некоторую  линейность профиля (разброс данных: 45 - 66.3Т) и его позитивный наклон (приподнятость  по 4, 6, 8, 9 шкалам) отражающий высокий  риск поведенческих реакций. Наиболее высокие показатели получены по 8-й (64Т) и 9-й (66.3Т) шкалам, индивидуалистичности и оптимизма соответственно. Они  составляют характерный двойной  пик, по сравнению с пониженными 7-й (45Т) и 0-й (49.4Т) шкалами. Этот пик интерпретируется как аутизация, ориентировка на внутренние критерии, затруднения межличностных  контактов в сочетании с неспособностью длительно фиксировать внимание. Недостаточная способность к  последовательным действиям и логическим построениям.

 


 

Уровень подъема шкалы оптимизма свидетельствует  об оптимистичности, общительности, способности  к высокой активности, непринужденности в общении. Готовность к контактам, произведение впечатления приятного  веселого человека. Широта интересов, энтузиазм, готовность поделиться впечатлениями. Эмоциональная яркость, умение испытывать удовольствие от жизни. Образное, реалистическое мышление. Отсутствие приверженности к жесткой схеме. Хорошая приспособляемость  и стремление к переменам. Легкое отношение к различным проблемам, переоценка собственных возможностей.

Ведущее повышение по шкале оптимизма  тем более интересно, что достоверность  различий по Т-критерию Стьюдента с  контрольной группой достаточно высока - 0,93, что позволяет судить о повышении этой шкал как о  характерном для R-группы.

Таким образом, вышеозначенные характеристики 9-й  шкалы ярче выражаются, нежели в N-группе, и позволяют судить о том, что  по сравнению с нормальным уровнем  жизнелюбия и активности в контрольной  группе (60.1Т), характерном для исследуемого возраста, в R-группе больше выражены гипоманиакальные тенденции, склонность отрицать тревогу  путем отсутствия спонтанных упоминаний о каких либо трудностях, которые  могут ее вызвать, выраженное презрение  к трудностям, декларируемый оптимизм.

Интересно при этом отметить сопутствующий  спад по 7-й шкале, отражающей уровень  тревожности. Показатели тревожности  в R-группе низкие как в нормативном  отношении, так и по сравнению  с контрольной группой (разница 11Т). Вообще столь низкий показатель тревожности  говорит об отсутствии осторожности и осмотрительности в поступках, особой щепетильности в вопросах морали, эгоцентризме, сниженной способности  к сопереживанию, неконформности установок, грубоватой и жесткой манере общения. R-группу можно охарактеризовать высокой  способностью к вытеснению и пониженным вниманием к отрицательным сигналам, нежели в N-группе. достоверность различий по 7-й шкале составляет 0,98. Видимо, это сочетание низкого уровня тревожности с повышенной гипоманией и обуславливает ярко выраженный нонконформизм рок-культурного типа личности.

Это интересно  сопоставить с двойным повышением профиля по 3-й и 4-й шкалам, отражающим эмоциональную лабильность и  импульсивность соответственно. При  этом отмечается достоверное различие по уровню импульсивности и N-группой (0.93).

3-я шкала  во взаимодействии с 4-й является  мерилом контроля и сдерживания  социальных импульсов. В данном  случае можно судить о том,  что импульсивность и враждебность  к окружающим успешно подавляются. 

Повышенные  показатели по 4-й шкале по сравнению  с N-группой говорят о выраженности таких особенностей как склонность к приключениям, храбрость, общительность, напористость, упрямство и легкомыслие  в R-группе. Достоверность различий позволяет определить эти качества как отличительные. Вообще же, можно  судить о большей склонности к  социальной дезадаптации и асоциальному поведению. Обычно для этих лиц узки рамки общепринятых норм поведения  и морали. Причем понижение профиля  по 2-й и 7-й шкалам говорит о  недостаточном контролировании  этих тенденций.

При сопоставлении  мужского и женского профилей по основной группе отчетливо видно, что описанное  повышение по 3-й и 4-й шкалам, разбилось  при дифференциации группы по половому признаку: у женщин обнаружился явственный пик на 3-й шкале, в то время  как у мужчин - выраженное повышение  по 4-й (62.5Т). Это говорит о том, что в суммарном профиле описанные  качества шкалы импульсивности более  характерны для мужчин, чем для  женщин R-группы. Вообще же при наличии  данного пика можно говорить о  том, что блокада актуализированной  потребности у мужчин и связанное  с этим эмоциональное напряжение находят непосредственное отражение  в поведении, минуя систему установок, отношений и социальных ролей, без учета социальной и этической нормы, отмечаются гетероагрессивные тенденции.

 


 

Уровень поднятия показателей 4-й шкалы и  разница с контрольной группой  говорит о выраженности и характерности  таких качеств как неконформность, конфликтность, свободная самоактуализация. Типичный мужской стиль адаптации (эти данные подтверждаются понижением по 5-й шкале). Низкая субординация. Черты  эмоциональной незрелости. Ослабление контроля над эмоциями, руководство  в поступках первым побуждением. Преобладание эгоцентрического над  социально значимым. Решительность, склонность к риску.

Достоверное различие по этой шкале в психологическом  профиле в мужской подгруппе, позволяет говорить о том, что  среди мужчин R-группы профильно  и относительно больше выражены такие  качества как склонность к приключениям, общительность, храбрость напористость и упрямство.

Это тем  более интересно рассмотреть  в связи с повышенным показателем  оптимизма в R-группе в мужской  подгруппе (достоверность различий с N-группой - 0,97). Само по себе это говорит  о большей активности, жизнелюбии, декларируемом оптимизме, тенденции  отрицать тревогу, эмоциональной яркости  и умении получать удовольствие от жизни. в сочетании с повышенными показателями по 4-й шкале это говорит о недостаточной способности к интериоризации социальной нормы как характерной отличительной черты мужчин R-группы. Постоянное влечение к переживаниям, к внешней возбуждающей ситуации, при неудовлетворении которого возникает чувство скуки, разряжаемое в опасных, иногда разрушительных действиях. Пренебрежение существующими правилами и обычаями, протест против моральной и этической нормы реализуются активно, зачастую без всякой коррекции поведения. Снижен контроль над поведенческими реакциями, низкий самоконтроль. Оптимистичность, гиперактивность.

Показатели 4-й шкалы в общем профиле  хорошо сочетается с понижением по второй шкале, отражающей депрессивные тенденции. Столь низкий показатель депрессии говорит о жизнерадостности, решительности, самоуверенности, цинизме, легко загорающейся враждебности. Это  подтверждает вышеописанные характеристики подъема профиля по 9-й шкале. Можно  говорить о том, что в R-группе относительно низкий уровень ощущения внутренней тревожности, проявленности таких  характеристик как безразличия, утраты интересов, подавленности влечений и затруднения межличностных  связей, чем в N-группе.

В женском  профиле выделяется пик по 3-й  шкале, в нормативном профиле  характеризующийся преобладанием  художественного типа восприятия, демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности  переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние  оказывает значимое окружение. Убежденность в идентичности своего "Я" декларируемым  идеалам, некоторая ребячливость, незрелость установок. Легкая вживаемость в  различные социальные роли, артистичность. Повышена потребность в общении, переживании ярких чувств. Необходима возможность самоидентификации.

Повышенная  эмотивность, выраженная склонность к  перевоплощению, черты демонстративности, потребность сопричастности общему настроению окружающих - выступают  как ведущие черты женского профиля  в R-группе. Им хорошо удается деятельность, требующая широких, разнообразных  и относительно кратковременных  контактов, способности вживаться  в роль. Нетрудно заметить, что именно такие склонности легче и полнее всего реализуются именно в рок-среде, с характерными для нее поведенческими стереотипами.

Пик на третьей  шкале (51.8Т) хорошо сочетается у женщин с нормативно и относительно пониженным уровнем тревожности (27.2Т), отражающим отсутствие осторожности и осмотрительности в поступках, особой щепетильности  в вопросах морали. Эгоцентризм, сниженная  способность к сопереживанию, неконформность установок, грубоватая и жесткая  манера поведения. Мужчины в основной группе более тревожны чем женщины (55,2Т), что говорит о более низкой способности к вытеснению и более  высоком внимании к отрицательным  сигналам, чем у женщин.

Достоверное различие по 5-й шкале (соответствие полоролевого поведения) соответствует  о нормативно и относительно высоком  уровне полоролевой идентификации  в R-группе, в то время, как в N-группе наблюдается пикообразное повышение  профиля, отражающее выраженную женственность  поведения. Это сравнение тем  интереснее, что две трети испытуемых - мужчины. Это говорит о том, что  в R-группе можно отметить большую  дифференцированность полоролевого поведения, отсутствие мягкости, несформированности характера.

Представляется  интересным сравнительный анализ 6-й  шкалы, отражающей уровень ригидности. Нормативный уровень ригидности в R-группе трактуется как миролюбие, определенная гибкость мышления и взглядов, в то время как пониженный уровень  в N-группе расценивается либо как  избыточная тенденция к подчеркиванию  своих миролюбивых устремлений, что чаще всего встречается при  гиперкомпенсаторной установке у личностей агрессивного толка, либо как чрезвычайная гибкость мышления, легкая смена концепций, готовность в любой момент отказаться от своей точки зрения. Достоверность различий по этой шкале велика, что позволяет судить о выраженности ригидности, как характерной отличительной особенности R-группы.

Скорее  всего, это объясняется механизмом возникновения ригидного аффекта  в свете вышеописанных характеристик R-профиля. Фрустрация и возникающая  в связи с ней тревога переживаются индивидуумом как импульс, побуждающий  к той или иной форме поведения, позволяющий прямо или косвенно удовлетворить блокированную потребностью после того, как форма поведения  выражающая эмоцию реализуется - эмоция угасает. Однако в условиях организованного  общества интериоризированные конвенциальные нормы делают невозможным осуществление  ряда форм поведения, противоречащих этим нормам. В этих случаях неотреагированная  эмоция обычно угасает с течением времени. В сочетании с повышенными  показателями по шкале импульсивности, а так же с пониженными по шкалам депрессии и тревожности, призванными  подавлять импульсивность, становится понятным относительное различие по шкале ригидности с N-группой. Повышенная психастеничность, выражающаяся в асоциальности  поведения, не контролируемая низкой тревожностью и депрессией, выливается в ригидность асоциальных установок, возникающую  в следствие нереализации и низкого  подавления асоциальных импульсов.

Таким образом, можно судить о характерности  тенденций к асоциальному поведению  за счет пренебрежения к морально-этическим  нормам со способностью к стойкой  реализации этих тенденций, причем, их выраженность скорее интенсивна в сравнении  с N-группой, нежели в целом по профилю. Полученный профиль в R-группе во многом объясняет поведенческие и социальные особенности в рок-культурной среде, раскрывает сущность и психологические  причины характерного для данной среды поведения и социально-психологических  установок. Стойкость традиций в одежде, поведенческих реакциях, социально декларируемых ценностях, объясняется повышенной характерной ригидностью. Сниженная тревожность и депрессия объясняет беспечность и легкость межличностных контактов. В целом выявленные особенности профиля довольно четко характеризуют рок-культурный тип личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на страницах данной работы мы рассмотрели  особенности молодежных субкультур. Теперь мы можем ответить на вопросы, поставленные в начале работы.

Глубокий  теоретический анализ термина и  проведенные исследования позволяют  говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и  любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем  социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности  быть удовлетворенными в рамках общей  культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных  импульсов, социокультурно не одобряемого  поведения.

Молодежная  субкультура как область значений, создающая картину мира, возникает  как частичная реинтерпретация  существующих значений общей культуры. Причем, данная реинтерпретация связана  с тем, что существующие интерпретации  не могут удовлетворить наличествующие потребности.

Молодежная  субкультура возникла на переходе общества от модернистической социокультурной  парадигмы развития к постмодернистической, явившись одним из элементов этого  перехода. Возникнув в форме контркультуры, она на социальном уровне отразила существовавшую уже в идеологическом, собственно культурном аспекте, иррациональную революцию постмодерна. Сама по себе, молодежная субкультура как социальный феномен, является феноменом постмодерна, с характерной для него социокультурной  идеологией.

Информация о работе Социально-психологичские особенности молодежных субкультур (на примере студентов МАУ ВПО «ВИЭСУ»)