Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа
Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...
Сейчас термин контркультура, в том аспекте, в котором он рассматривался ранее, теряет свой смысл. В полистилическом, поликультурном, культурно эклектическом обществе сам феномен контркультуры становится невозможен. Кроме того, говоря о контркультуре, мы говорим, прежде всего, об идее культурной революции (которая свершилась как факт), говоря о современной молодежной субкультуре, мы, прежде всего, говорим о сообществе, живущим в определенной культурной среде.
Молодежные субкультуры возникают как бы в "пустотах" существующей культуры, вбирая в себя элементы "оставленные за бортом" культурой общества. В этом аспекте рассмотрения молодежная субкультура продолжает средневековые традиции неофициальной, карнавальной культуры, и именно здесь проявляется ее инновационный характер по отношению к культуре общества.
Эти элементы
тоже отбираются не случайно. Молодежная
субкультура вбирает, продолжает и
перерабатывает традиции древних, эзотерических
культур. Современная культура утеряла
некий мистицизм, ритуализированность,
обрядовость, свойственную традиционным
культурам. Ритуалы, по сути, служили
гармонизации внутреннего мира человека
и окружающей (природной, социальной)
среды. Именно через обрядовые, праздничные
действа и "шаманские" практики
осуществлялось "выпускание" асоциальных
"паров", выход за пределы нормативных
культурных рамок, разрешение внутриличностных
кризисов. Современная молодежная субкультура
удовлетворяет целый ряд
Базируясь на данных проведенных исследований можно выделить ряд потребностей, удовлетворяемых в молодежных субкультурах: