Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:20, курсовая работа
Цель исследования: выявление связи социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте. Гипотеза: существует связь между альтруистической – эгоистической установкой личности и выбором предпочитаемых переживаний. Задачи: проанализировать научную психологическую литературу по теме социально – психологических установок и по проблеме предпочитаемых переживаний; изучить социально-психологическую установку личности испытуемых, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; характеризовать связь социально – психологической установки личности с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.
Введение …..3
Глава 1. Понятия социально – психологической установки личности и предпочитаемых переживаний в современной психологи……………………..5
Понятие социально – психологической установки личности………......5
Концепция «предпочитаемых переживаний» Б.И.Додонова………….14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….27
Глава 2. Экспериментальное исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте………………………..29
Организация и методы исследования........................................................29
Анализ и интерпретация полученных результатов……………………...31
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..…38
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы………………………………………..42
Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно — от произведений искусства до зажигалок.
Переживание эмоций акизитивного типа может быть описано с помощью такого инвентария: “Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать”. “Радость по случаю увеличения своих накоплений”. “Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т. д.”.
Такова классификация эмоций Б.И. Додонова. Он называет ее “открытой”, подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.
Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. По качеству эмоции могут быть положительными и отрицательными, или стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими ее активность). Эмоции можно классифицировать по самым различным параметрам. Наиболее распространенными являются классификации по интенсивности и продолжительности (аффекты, чувства, собственно эмоции и настроения) и по качеству (грусть, страх, удивление и т.д.).
Эмоции человека выражаются одновременно в 1) специфических субъективных переживаниях, 2) поведении и 3) физиологических изменениях в организме. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния. Что касается поведенческого критерия, то, как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т.д. Точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями.
Классификации эмоций по качеству более противоречивы. В работах разных авторов выделяется от 6 до 20 «основных эмоций».
Одной из наиболее универсальных
схем, позволяющих как классифицирова
В зависимости от направленности чувства делятся на:
По мнению Е.Ф. Ященко, установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности. [30, с. 50 - 51]
Таким образом, для разных людей существуют разные категории наиболее желанных чувств. Их спектр, к которому стремится человек, характеризует его индивидуальность.
Выводы по 1 главе.
Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.
По мнению Д. Н. Узнадзе
установка регулирует поведение
на двух уровнях регуляции психической
активности: бессознательном и
Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. По качеству эмоции могут быть положительными и отрицательными, или стеническими (повышающими активность личности) и астеническими (снижающими ее активность). Эмоции – это субъективная форма выражения потребностей.
Все способствующее или облегчающее удовлетворению потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, – отрицательные.
Установки на определенные комплексы «предпочитаемых переживаний» служат важной составляющей направленности личности.
Как указывает Л.И. Божович, установка – это занятая личностью позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. В свою очередь иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы.
Таким образом, можно
заключить, что установка личности,
как регулятор направленности и избирательности поведения,
непосредственно связана с эмоциональной
сферой, влияя на то, какие потребности
в данный момент будут у личности, являясь
регулятором выбора «предпочитаемых переживаний».
Глава 2. Экспериментальное исследование
связи социально – психологической установки
личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми
переживаниями в зрелом возрасте.
Целью нашего исследования является исследование связи социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.
Задачи нашего эмпирического исследования следующие: 1) изучить социально-психологическую установку личности, выявить альтруистическую – эгоистическую установку; 2) выявить эмоциональную направленность испытуемых, выражающуюся в их предпочитаемых переживаниях; 3) характеризовать связь социально – психологической установки личности (альтруизм - эгоизм) с предпочитаемыми переживаниями в зрелом возрасте.
В исследовании принимали участие 20 женщин и 10 мужчин в возрасте от 25 до 35 лет.
Для выявления альтруистической
– эгоистической установки
Опросник «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»». По форме данная методика представляет собой опросник, состоящий из 20 вопросов и предлагающий два варианта ответов "да", "нет" [см. Приложение 1].
После тестирования ответы обрабатываются с помощью ключа. Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы 1, 4, 6, 7, 9, 13,17 и ответах «нет» на вопросы 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Чем набранная сумма баллов больше 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем сумма баллов меньше 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.
Для выявления эмоциональной направленности испытуемых, выражающейся в их предпочитаемых переживаниях, была использована тест – анкета «Эмоциональная направленность», разработанная Б.И.Додоновым. [6, С. 35 - 65]
Анкета предназначена для установления различий в предпочитаемых переживаниях испытуемых, которые должны внимательно прочитать приведенный перечень приятных переживаний [см. Приложение 2] и записать номер того из них, которое им больше всего нравится испытывать. Остальные номера следует расположить вправо по строчке в порядке предпочтения, которое они отдают одной эмоции перед другой.
Для классификации эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в конце концов в основание классификации. В этой классификации используются только те «речевые модели», которые обязательно передают специфический компонент эмоции, ее окрашенность «в цвет» определенной потребности. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов.
С испытуемыми было проведено тестирование по опроснику «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» и по тест – анкете «Эмоциональная направленность» (результаты представлены в Приложении 3). Нами было выявлено следующее.
Средний балл по методике «Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»» в данной выборке равен 8,23 баллам, что свидетельствует о выраженной эгоистической тенденции испытуемых, при этом количество набранных баллов варьирует от 1 до 18, т.е. встречаются крайние проявления как эгоизма, так и альтруизма.
Результаты описательной статистики по данным, полученным после проведения тест – анкеты «Эмоциональная направленность», приведены в таблице 1. Они свидетельствуют о том, что в среднем для испытуемых наиболее предпочитаемыми эмоциями являются гностические (средний балл – 7,4), что говорит о преобладании у зрелых людей интеллектуальных чувств, потребности в получении любой новой информации, потребности в «когнитивной гармонии». Наименее же испытуемые склонны стремиться к акизитивным эмоциям (средний балл – 3,9), которые возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Таблица 1. Описательная статистика по шкалам эмоциональной направленности.
Шкалы эмоций |
среднее |
медиана |
мода |
minimum |
maximum |
Альтруистические |
5,1 |
4 |
2 |
1 |
10 |
Коммуникативные |
4,733333 |
4 |
1 |
1 |
10 |
Глорические |
5,866667 |
6 |
6 |
4 |
9 |
Праксические |
6,2 |
6 |
3 |
3 |
10 |
Пугнические |
5,466667 |
6,5 |
multiple |
2 |
9 |
Романтические |
6,166667 |
6 |
4 |
4 |
10 |
Акизитивные |
3,9 |
3 |
3 |
1 |
8 |
Гедонистические |
6,666667 |
9 |
10 |
1 |
10 |
Гностические |
7,433333 |
9 |
9 |
1 |
10 |
Эстетические |
4,433333 |
5 |
multiple |
1 |
9 |