Социально - психологический климат коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
1. Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы…………………..4
2. Коллектив как социально-психологическая характеристика
групповой деятельности……………………………………………………….9
3. Место руководителя в трудовом коллективе…………………………….…15
4. Стили руководства……………………………………………………………19
5. Практическая часть…………………………………………………………...24
5.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………….……………....30
Список литературы………………………….………………………………...…32
Приложение………

Вложенные файлы: 1 файл

Социально - психологический климат коллектива.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2

1. Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы…………………..4

2. Коллектив как социально-психологическая характеристика

    групповой деятельности……………………………………………………….9

3. Место руководителя в трудовом коллективе…………………………….…15

4. Стили руководства……………………………………………………………19

5. Практическая часть…………………………………………………………...24

5.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………….……………....30

Список литературы………………………….………………………………...…32

Приложение………………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные.

Объектом курсовой работы является социально-психологический климат коллектива как функция руководителя.

Предметом курсовой работы является социология и психология управления.

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении социально-психологического климата коллектива как функция руководителя.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия социальная группа, коллектив: сущность
понятия, типы.

- рассмотреть социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы.

- изучить коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности.

- рассмотреть место руководителя в трудовом коллективе.

- изучить стили руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности - важнейший вопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической науки подвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, что невозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненных проявлений вне того социального и психологического окружения, в котором она живет и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малая группа.

Исследования малых групп ориентированы на различные сферы социальной практики, и, в частности, призваны способствовать как повышению эффективности функционирования организации в целом, так и непосредственно управлению людьми в них.

В современной социальной психологии термин «группа» является едва ли не самым широким и многозначным. Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая может быть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет о малой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степень близости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединения людей в малую группу.

В отечественной и зарубежной социально-психологической литературе термину «малая группа» даны весьма разнообразные определения. Проанализировав основные определения малой группы в зарубежной психологии (Шоу М., Р. Бейлз, А. Харе, М. Дойч и др.) [1] можно увидеть, что ее определяющими признаками выступают психологические особенности протекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов. Напротив, в отечественных исследованиях малых групп, прежде всего, основной акцент смещен на выявление специфических особенностей малых групп как общностей людей, где все психологические характеристики могут быть поняты и объяснены только с учётом влияния социальных факторов, которые и определяют сущность изучаемого явления.

Наиболее точный и ёмкий вариант определения малой группы предложен Г.М. Андреевой: «Малая группа - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [2]. В нем обозначены основные признаки малой группы, выделяемые в системе современного социально-психологического знания, и вместе с тем чётко проведена основная идея понимания группы в марксистской социальной психологии.

Характерным для отечественной социальной психологии является выделение наивысшего уровня развития группы — коллектива. При этом одним из важнейших факторов превращения группы в коллектив, по мнению большинства отечественных авторов, является «социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересам личности совместная деятельность членов коллектива» [2]. В данной работе мы употребляем термины коллектив и малая группа в одном значении, поскольку малые группы, выступающие объектом данной работы, обладают характерными чертами коллектива, что позволяет с высокой степенью вероятности считать их таковыми.

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах.

Различают группы первичные и вторичные. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Основа первичной группы – личные взаимосвязи между всеми ее членами. Классический пример первичной группы – семья.

В данной работе рассматриваем группы вторичные. Вторичная группа образуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей. Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможность замены практически любого члена группы новым. Коммуникация во вторичных группах носит более формальный характер и осуществляется с помощью письменных документов. Таким образом, характерная черта вторичной группы – некоторая обезличенность отношений.

Основным типом вторичной группы является организация – большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей. Организация осуществляет соединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типах деятельности, включая их в единый трудовой процесс, программируя их деятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие: специализацию каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность и однонаправленность. Социальная организация всегда стремится к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью. Деятельность всех работников организации протекает в контактах различной тесноты с большим числом коллег. Люди, которые связаны общими целями деятельности и в ходе выполнения производственных задач пересекаются практически постоянно, образуют так называемые малые группы.

Наиболее общими качествами малой социальной группы можно считать следующие [2]:

- направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

- организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративность ее (как мера единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

- микроклимат или социально-психологический климат группы – определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;

- референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов;

- лидерство – степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных задач;

- интеллектуальная активность и коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания;

- эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах;

- волевая коммуникативность – способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях.

Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:

          - Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.

          - Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

          - Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Коллектив - взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

          - внегрупповые (физические и социальные)

          - внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)

          - внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)

          - внутриличностные (индивидуально-психологические особенности     членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки)

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.

 

 

 

Информация о работе Социально - психологический климат коллектива