Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:24, дипломная работа
Часто бывает так, что девиант нуждается в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением считается единственно верным и научно обоснованным.
Особенность другого подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение является атрибутом исключительно подросткового периода. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Основные характеристики понятия «девиантное поведение»………….5
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Структура девиантного поведения, отклоняющегося от норм человеческого общежития
1.3 Характеристика девиантного поведения, проявляющегося в формах социальной патологии
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение девиантного поведения
1.5 Возможности профилактики и коррекции девиантного поведения
Глава 2. Экспериментальная часть, направленная на выявление социального портрета семьи, имеющего подростка с девиантным поведением……………..31
2.1 Цели и задачи практического исследования
2.2 Методики исследования
2.3 Результаты исследования и их обсуждение
2.4 Анализ проведенных методик
Заключение ……………………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………………………………………48
Приложение …………………………………………………………………………...50
Подросткам
и юношам в возрасте 14-18 лет присуща
как корыстная, так и насильственная
мотивация противоправного поведения.
Корыстные правонарушения носят незавершенный
детский характер, поскольку совершаются
из-за озорства и любопытства, не мотивируемой
агрессии. На сегодняшний день к подростковым
и юношеским правонарушения можно отнести
угон автотранспорта, завладение предметами
молодежной моды (радиоаппаратура, спортивный
инвентарь, модная одежда, деньги, сладости,
вина и др.). Насильственные правонарушения
вызываются потребностями самоутверждения,
недостатками воспитания. Особенно в семьях,
где нормой поведения было пьянство, грубость,
жестокость. К типичным молодежным насильственным
правонарушениям можно отнести молодежные
«Разборки», которые сопровождаются бранью,
насильем [8].
1.4 Причины и факторы, влияющие на возникновение
девиантного
поведения
Отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
А) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
Б)
глубоким психическим дискомфортом,
вызванным неблагополучием
В) отклонениями в состоянии психического и физиологического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневротического свойства;
Г)
отсутствием условий для
Д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.
Группы факторов, порождающие отклоняющееся поведение личности.
1. Внешние факторы (факторы риска которые носят объективный характер). К ним относятся:
- отсутствие
ясной позитивной
- безработица;
- разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения;
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- доступность табака, алкоголя и наркотиков и т. д.
II. Состояние семьи, ее атмосфера:
- неполная семья;
- материальное положение семьи;
- стиль воспитания в семье;
- низкий социально-культурный уровень родителей;
- отрицание самоценности ребенка;
- попустительское
отношение родителей к
III. Несовершенная организация внутришкольной жизни:
- низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу;
- профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской, возрастной психологии и т.д.
2. Внутренние факторы риска. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критичности мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей.
Социальные факторы отклоняющегося поведения.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев ими можно управлять.
Объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий; несоответствие между распределением благ и личными качествами людей; влияние норм девиантной субкультуры и обучения. Так, личность, с раннего детства помещенная девиантную субкультуру, с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.
Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является чрезвычайно важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев групповые потребности доминируют – включенными в группу, следовать её нормам, подражать её участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры – аристократическая элита, хиппи, металлисты, рокеры, Геи, скинхэды и т. д. Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами, что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм.
Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации девиации – следствие того, что само общество наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами. Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли [16, С. 13].
Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности к социальным нормам. Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия; отрицать наличие жертвы; оправдывать своё поведение девиантностью жертвы или провокацией с её стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения.
Таким
образом, социологические и близкие
к ним социально-
1.5. Возможности профилактики и
коррекции
девиантного поведения
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении подростков требует их психологической иммунизации, т. е. обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Он может включать следующие направления:
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.
Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы Социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
Существуют
различные формы
Первая форма – организация социальной среды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа или конкретная личность.
Вторичная форма – информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности повышения её способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личность деградация.
Третья форма психопрофилактический работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связанна с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагая, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор. Пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание, испытание себя, значимое общение, любовь. Творчество, деятельность.
Информация о работе Социальный портрет семьи, имеющий подростка с девиантным поведением