Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:35, курсовая работа
Соционика – наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, информационную психологию общения, т. е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).
I.Теоретическая часть.
Введение……………………………………………………3
Различия соционики и психологии……………………….3
История возникновения соционики………………………4
Принцип формирования соционического типа………….8
Соционический тип………………………………………..8
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)………………………………………………...10
6.1.Информационные аспекты в психике……………….10
6.2.Знаковое описание функций…………………………14
6.3.Психические функции в модели А…………………..16
6.4.Признаки Рейнина…………………………………....18
Интертипные отношения………………………………...22
Методы определения типа……………………………….26
Соционика в медицине…………………………………...28
II.Эмпирическая часть.
Выбор методики……………………………………...31
Реализация диагностических мероприятий………...31
Анализ и обсуждение полученных результатов…...36
4. Выводы по исследованию………………………..38
Заключение……………………………………………....40
Список использованной литературы………………...41
и в зависимости от установки:
получаются 8 типов психик. Например, "эмоциональный экстравертный", или "интуитивный интровертный", или "ощущающий интровертный" и т. д. Всего восемь вариантов. Причем, если сильная функция "мышление" или "эмоции", то тип будет рациональным, а если "ощущения" или "интуиция", то тип иррациональный.
Рациональность – расчленённость и упорядоченность в организации психических функций, их дискретный, последовательный характер. Линейность в построении суждений, когда последующая мысль вытекает из предыдущей по закону причины и следствия. Рациональными функциями считаются логика и этика.
Иррациональность – целостность и неразрывность в восприятии мира, континуальный, волновой, диффузный характер психических функций. Ассоциативность в построении суждений, когда соседствующие понятия соединяются вероятностной, беспричинной связью. Иррациональными функциями считаются сенсорика и интуиция.
Как было сказано ранее, первоначально Юнг описал 8 типов, но впоследствии он отметил, что возможно деление на 16 типов, в зависимости от того, какая функция стоит на втором месте. Например, эмоциональный тип может быть к тому же либо интуитивным, либо сенсорным (в зависимости от того, какая функция стоит на втором месте, сенсорика или интуиция). Таким образом получаются те громоздкие названия типов, которые существуют и сейчас: "сенсорно-логический интроверт". Поскольку на первом месте у этого типа стоит иррациональная функция — сенсорика, то и тип тоже является иррациональным. Напротив, "логико-сенсорный экстраверт" - это рациональный тип, так как на первом месте рациональная функция логика.
Еще одна деталь в конструкциях типов модели Юнга: если у типа самая сильная функция логика (мышление), то этика (эмоции) (как противоположная логике функция) у него — самая слабая (как говорил Юнг, она находится в бессознательном состоянии), то есть эмоции стоят на последнем 4-м месте в модели Юнга. Если у типа самая сильная функция — сенсорика, то тогда интуиция у него находится на 4-м месте.
Кроме того необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство, о котором упоминал Юнг. "Отдельно от свойств, мной уже упомянутых, неразвитые функции обладают дополнительной особенностью, заключающейся в том, что, когда сознательная установка интровертна, они экстравертны, и наоборот. Следует поэтому ожидать обнаружения экстравертных чувств у интровертного интеллектуала.
Одновременно человек не может быть интровертом и экстравертом: "в каждом типе есть и то, и другое, только в разной степени развития. Один из механизмов всегда преобладает. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма." То же относится и к психическим функциям. Многие ошибочно считают, что возможно как бы "гармоничное развитие" двух или большего количества элементов. Однако как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии... Равномерная сознательность и бессознательность функций может свидетельствовать о примитивном состоянии духа. Тип человека нельзя изменить, а попытка это сделать приводит к болезни и нервным расстройствам.
Очень много для популяризации идей Юнга сделали Кэтрин (ученица Юнга) и Изабель (ее дочь) Майерс Бриггс. Они доработали теорию Юнга и выделили 16 типов. Они подробно описали каждый из этих типов и разработали тест для определения типа личности, который с успехом применяется на практике по сей день (тест MBTI). Область психологии, которую развивали Кэтрин и Изабель Майерс Бриггс, получила название типоведения, которая в настоящее время достаточно распространена в Америке и в Европе. Многие американцы и европейцы, к примеру, знают свой тип личности.
Однако настоящий прорыв в этой области произошел лишь в 70-е годы, когда труды Юнга попали в поле внимания исследовательницы из Литвы Аушры Аугустинавичюте. Тщательно изучив и переработав положения Юнга, а также используя труды известных психологов Э.Кречмера, А.Личко и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского, Аушра при помощи специальных символов построила модель психики каждого из 16 типов. На основании этой модели она показала, как эти типы будут взаимодействовать между собой (следует отметить, что Аушра не знала о существовании типоведения Майерс Бриггс, но также пришла к выводу, что типов 16).
Аушра установила, что основное различие между типами состоит в том, что они по-разному воспринимают и обрабатывают информацию. Так, одно и то же событие, один и тот же предмет разные типы воспринимают по-разному. Также по-разному они будут описывать это событие или предмет. Кто-то обращает внимание на форму предмета, кто-то на его эстетический вид, кто-то на его полезность и т.д. Кто-то обращает в первую очередь внимание на то, "что" было сказано, а для кого-то гораздо важнее, "как" было сказано (да еще и кем было сказано). Для кого-то "ворчание" партнера воспринимается как придирка, а для кого-то как призыв к действию.
Наиболее значимым успехом подхода Аушры стала разработка интертипных отношений, то есть отношений, возникающих между различными типами. Аушрой с коллегами было установлено и описано 16 видов отношений. Она обоснованно показала, почему одни типы прекрасно уживаются друг с другом, а другие конфликтуют. Основное различие типов состоит в разнице получения и усвоения информации разными типами. Методы и описания типов, сделанные Аушрой, используются и по сей день.
4.Принцип формирования соционического типа
Московским социоником Е.В. Ольковой была выдвинута гипотеза о том как происходит формирование соционического типа человека. Оказалось, что система обработки данных (ТИМ психики) не передается генетически от родителей к ребенку. Система обработки данных (ТИМ психики), которой будет пользоваться ребенок в течение всей своей жизни, определяется той текущей информационной обстановкой, в которой находится ожидающая ребенка женщина.
Тот аспект информации, который был самым активным в восприятии матери во время беременности, становится болевой точкой модели психики ребенка (Болевая точка - это область знаний, по которой человек всю жизнь собирает сведения, но не может составить достаточно полной картины, чтобы правильно и быстро оценить текущую ситуацию. Информация здесь воспринимается неуверенно, самооценка начинает колебаться, человек подозревает угрозу, мобилизует защитные механизмы, захлопывается, и взаимопонимание пропадает). Была проведена большая практическая работа по подтверждению или опровержению этой гипотезы. Были опрошены более четырехсот пар мать-ребенок. На основе этих статистических данных был сделан вывод, что предложенная гипотеза подтверждается. На XXIII международной конференции по соционике в городе Киеве (сентябрь 2007года) Ольковой Е.В. был представлен доклад "Изучение зависимости социотипа рожденного ребенка от состояния, мыслей и ожиданий его матери перед и во время беременности". Эта работа была одобрена Научным Советом Международного института соционики.
5.Соционический тип.
Социотип –
(ТИМ - тип информационного метаболизма)
устойчивая структура личности человека,
задающая пропорции между основными частями
его психики – сенсорикой, интуицией,
мышлением и чувствованием.
Социотип человека на протяжении всей
его жизни остаётся неизменным, хотя отдельные
его функции и “наполняются” в разной
степени в зависимости от фактора времени
и среды.
Всего различаются четыре уровня проявления социотипа. Если взять в качестве его носителя человеческую личность, то эти проявления будут напрямую зависеть от коммуникативной дистанции.
Если эта дистанция минимальна, мы будем иметь физический уровень проявления типа. Имеется в виду его телесная жизнь, удовлетворение конкретных витальных потребностей. Это, так сказать, уровень осязательного контакта.
Увеличивая дистанцию, выходим на эмоциональный контакт. Этот уровень является психологическим. Общение на этом уровне носит неформальный характер. Это общение с родными и близкими друзьями. На первое место выходит соотношение между умом и сердцем.
Если увеличивать дистанцию
еще больше, то коммуникация принимает
отчетливо выраженный формальный характер.
Эмоциональные связи между
При возрастании коммуникативной дистанции до максимума происходит скачкообразный переход на самый высокий уровень - информационный. На этой дистанции человек уже не общается с отдельно взятыми людьми - он вступает в информационный обмен со всем обществом в целом.
Чисто информационные проявления типа могут носить только творческий характер - его продукты уникальны, ранее неизвестны. Это авторский уровень добычи принципиально новой информации. Обмен тривиальной, пусть и жизненно необходимой информацией на этом уровне не происходит: для этого существует физический уровень, где тривиальная информация обрабатывается максимально быстро и эффективно - почти автоматически.
При разделении всего социона (совокупность 16-ти социотипов, отражающая полную и завершённую композицию самоорганизующихся систем в микро - и макросоциуме) по четырём юнговским дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими псевдонимами:
· «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (интуит, логик, экстраверт, иррационал, ИЛЭ)
· «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (сенсорик, этик, интроверт, иррационал, СЭИ)
· «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал, ЭСЭ)
· «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал, ЛИИ)
· «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал, ЭИЭ)
· «Максим» («Максим Горький»), «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал, ЛСИ)
· «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (сенсорик, логик, экстраверт, иррационал, СЛЭ)
· «Есенин», «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (интуит, этик, интроверт, иррационал, ИЭИ)
· «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (сенсорик, этик, экстраверт, иррационал, СЭЭ)
· «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (интуит, логик, интроверт, иррационал, ИЛИ)
· «Джек» («Джек Лондон»), «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал, ЛИЭ)
· «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал, ЭСИ)
· «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал, ЛСЭ)
· «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал, ЭИИ)
· «Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (интуит, этик, экстраверт, иррационал, ИЭЭ)
· «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (сенсорик, логик, интроверт, иррационал, СЛИ)
6. Модель типа информационного метаболизма (Модель А).
Социомодель – схема из восьми ячеек, которая
показывает, как отдельные психические
функции, заполняющие эти ячейки, взаимодействуют
в рамках целостного типа. Ещё называют
моделью А в честь её создателя – Аушры
Аугустинавичюте.
Состоит из четырёх основных блоков: Эго
– наиболее развитые ментальные функции
(блок “знаю”), Ид – функции ментальной
компенсации (блок “могу”), Суперэго –
функции, служащие для адаптации в социуме
(блок “надо”) и Суперид – функции, создающие
благоприятную коммуникативную среду
типу (блок “хочу”).
6.1.Информационные аспекты в психике
Аспекты информационного метаболизма Анализируя 8 юнговских функций Аушра Аугустинавичюте переработала их содержание, уточнив и дополнив его. По Аугустинавичюте, вид информации относящийся к этим функциям в соционике называется информационным аспектом.
Были внесены изменения в терминологию. Аушра Аугустинавичюте использовала для обозначения признаков «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения признаков «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика».
Соционика опирается на то, что разные люди по-разному акцентируются на разных аспектах воспринимаемой реальности. Непрерывный процесс отсеивания и использования людьми воспринимаемой информации называется «информационный метаболизм» (ИМ). Использование информации определённым образом — это функции психики, а те части информации, которые этими функциями используются — это информационные аспекты воспринимаемой реальности.
Наш физический мир, как мы знаем, сводится к категориям материи и энергии, которые, в свою очередь, существуют на базисе пространства-времени. Таким образом, мироздание полностью описывается этими четырьмя первоосновными понятиями. О чем бы ни говорил человек, какие бы действия ни совершал, мы всегда можем установить, по какому из четырех аспектов (материя, энергия, пространство, время) мы получаем от него информацию.
Обсудим это подробнее.
Материя.
Человек живет в мире материальных объектов. Он ими пользуется в своих целях, он совершает над ними действия и, в свою очередь, испытывает их действия на себе. В земной жизни он и шагу не мог бы сделать без связи с материальными предметами. Умение осознавать их качества, такие, как твердость, мягкость, вес, упругость и т. п., умение производить над этими объектами какие-то действия образует некое информационное поле, которое мы обозначим . Это — непосредственное восприятие объекта как такового и непосредственные действия над ним.