Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 20:16, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Исследование посвящено изучению социально-психологических отношений старших подростков в контексте выявления особенностей и специфики их взаимодействия в учебных группах с разным содержательным уклоном обучения. Как нам представляется, актуальным в данном вопросе в частности является выявление общего и особенного в подростковых группах, обучающихся в общеобразовательной школе. С научных и практических позиций социальной психологии, особенности и специфика межличностных внутригрупповых отношений, взаимодействий в учебных группах с разным содержательны уклоном обучения, является актуальной и значимой проблемой, требующей своего решения в конкретных социальных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….......3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ……………………………….…………………..6
1.1. Межличностные отношения как социальный феномен ..…………..6
1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление ..................14
1.3. Социально-психологические особенности старших школьников...17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ, ОБЪЁМ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ ..................................................................................................24
2.1. Организация и методология исследования, объём социальной выборки и её общая характеристика ....................................………...…….24
2.2. Характеристика психодиагностических методик и их обоснование………………………………………………………………...........25
2.3. Методы математико-статистической обработки данных исследования …………………………………………………………………….29
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВНУТРИГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВОЗРАСТА 15-16 ЛЕТ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ УКЛОНОМ ОБУЧЕНИЯ ………………......................................…………….…………....31
3.1. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «А» класса………..31
3.2. Специфика межличностных внутригрупповых отношений учащихся средней общеобразовательной школы 10 «Б» класса……....39
3.3. Корреляционной анализ данных по методикам исследования …...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……...…………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Калякиной Татьяны.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Поэтому рациональные и эмоциональные отношения  чаще всего не совпадают. Так, можно  испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды. Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности [23,с.270].

В отечественной  психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Разумеется, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность – «… её потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких то абстрактных исторических условий, а прежде все результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности – и в предметной деятельности и при взаимодействии с другими людьми» [37,с.4]

Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые  появляются в результате совместной трудовой деятельности. Входе выполнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают многосторонний и глубокий характер. Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится постоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и умения установления межличностных контактов.

В ряде своих  работ Мясищев В.Н. последовательно  раскрывал взаимозависимости, которые  связывают познание людьми друг друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно  трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. Он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя [37,c.4].

Анализируя  «месторасположение» межличностных отношений в социально−психологической литературе, Г.М. Андреева отмечает, что их рассматривают, прежде всего, относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений. Сама же она утверждает, что: «...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их...». [3, с.43]

Рассматривая  межличностные отношения как  видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н. Мясищева), Н.Н. Обозов отмечает: «Межличностные отношения – всегда «субъект − субъектные» связи». Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон). [1, c. 138]

Исходя  из таких критериев, как глубина  отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н. Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные и деструктивные отношения [31, c.166]. Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), он отмечает: «...Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности...». Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

Коллектив или отдельная  группа становятся нужными для подростка  потому, потому что он может удовлетворять  в нем свое стремление к общению  со сверстниками, может испытывать общие переживания, совместную эмоциональную захваченность каким-то впечатлением, начинаниями или задуманными делами.

Стремление подростков находиться в сплоченной группе, которую объединяют общие интересы, является той психологической  почвой, которая приводит при наличии  адекватных моральных установок  и социально-ценностных устремлений  к образованию кружков энтузиастов, занятых общественно полезной деятельностью.

Но это, же стремление при  недостаточно отчетливых моральных  установках может вести к образованию  групп подростков, которые допускают  правонарушения.

При наличии такой группы желание подростка «не отстать» от товарищей даже в начинаниях, которые он не одобряет, особенно если товарищи старше и авторитетнее его, приводит в ряде случаев к антисоциальным поступкам, в которых он может в последствии раскаиваться [47, c. 151].

Так же следует отметить, что коммуникативные черты и  стиль общения подростков не всегда одинаковый. Застенчивость – самая  распространенная коммуникативная  трудность подростков. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость  считается «немужским» качеством. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, действительно отличаются пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны  к невратизму (это касается только мужчин) и переживают  больше коммуникативных трудностей. Неудивительно, что застенчивость, считается нежелательным качеством и люди стремятся от нее избавится.

Чтобы облегчить свои коммуникативные  трудности, подростки используют целый  ряд специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического взаимодействие введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гофманом, для обозначения ситуации, в которой партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью приемов и ухищрений. Совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей.

Во-первых, будучи постоянно  озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в  расчете на  некую «воображаемую  аудиторию» (одно из следствий этого  – застенчивость). Во-вторых, преувеличивая  свою уникальность и особенность [43, c. 265]. Подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.

Это проявляется даже в  житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для подростка – не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения, поэтому очень важно, сколько  бывает звонков, кто кому звонит и  т.д. Чтобы преодолеть неуверенность  в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать»,  «отбить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питаю не какого зла и которые не чем не провоцируют  подобное поведение. Весьма сложны и  многоплановы подростковые ухаживания и т.п.

Совершение запрещенных  действий, начиная с прогуливания уроков и кончая распитием алкоголя и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.

Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко  сам запутывается. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна, только пока речь идет о  непосредственных мотивах, не выходящих  за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгралась данная сцена  и с каким воображаемым прошлым  соотносится данный поступок, они  вполне объяснимы [32, c. 72].

Но подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической, потребность в самовыражении превышает интерес к собеседнику. Подлинная интимность, т.е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких индивидов, при сохранении индивидуальности и особенности каждого из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если этого нет, подросток мечется между желанием слиться с другими и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда «придумывать» другого легче, чем понять его. Отсюда – напряженность в отношениях с друзьями и любимыми.

Рост избирательности  дружбы сопровождается ее устойчивостью. С возрастом повышается стабильность интересов и предпочтений. Кроме  того, с развитием интеллекта повышается способность ребенка интегрировать  противоречивую информацию, отодвигая  частности на задний план: ссора, которая  у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно  пренебречь ради сохранения более глубокой общности. Но самый важный сдвиг  в психологии дружбы переходного  возраста – это рост ее глубины, психологической интимности [28, c, 126].

Как не важны в юности товарищеские отношения и чувство  «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

 

1.2. Внутригрупповые отношения как социальное явление

 

Уровень отношений человека с миром весьма различен: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыты определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп [40, c. 117].

Общественные  отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Как было сказано  выше общение – это специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная  сторона общения состоит в  обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается  в организации взаимодействия между  людьми, когда нужно согласовать  действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Социальная роль есть фиксация определенного положения, которая занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» [3, с.264]. Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определённую «личностную окраску». Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений  есть реализация безличных отношений  в деятельности конкретных людей, в  актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений  порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных  отношений эти отношения могут представляется единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. В не их нет где-то «чистых» общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы [2,с.264].

Эмоциональная основа межличностных отношений  включает все виды этих эмоциональных  проявлений – аффекты, эмоции, чувства. Но главным считается третий компонент. Набор чувств можно сведи в две большие группы: коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства; дизъюнктивные чувства – это разъединяющие людей чувства [1, с. 165].

Традиционная  социальная психология обращала внимание на межличностные отношения, поэтому  был разработан арсенал методических средств. Главным средством является широко известный в социальной психологии метод социометрии.

Нужно несколько  слов сказать о проблеме общения в целом. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно потребляемому английскому термину «коммуникация», но и то, потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии. Общественные и межличностные отношения человека раскрываются в общении.

Общение как реализация межличностных отношений  – это процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью.

 

 

1.3. Социально-психологические особенности  старших школьников

 

Подростковый  возраст «начинается» с существенного  изменения социальной ситуации развития и общественных условий формирования личности ребят на этом этапе. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте имеет уже все основные параметры  социального развития, присущие взрослым людям. В психологии подростковый период называют переходным, трудным, критическим  возрастом во многом из-за существеннейшего усложнения социальных отношений подростков. Подросток осваивает все возможные  виды социальных отношений, проявляет  социальную активность, нередко более  интенсивно, чем взрослый человек. Социальная активность – это потребность  личности в изменении или поддержании  основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями [36, с.97].

Информация о работе Специфика межличностных внутригрупповых отношений старшеклассников в контексте уклона обучения