Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа направлена на изучение специфики самооценки у старших дошкольников из многодетных семей, а так же нами была проведена сравнительная работа по специфики самооценки у старших дошкольников из многодетной семье и старших дошкольников из семьи , где они являются единственным ребенком.

Содержание

Введение
Глава I. Специфика самооценки у старших дошкольников из многодетных семей.
Особенности социальной ситуации развития ребенка по порядку рождения.
Самооценка - как психологическая категория.
1.2.1 Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания.
1.2.2 Виды самооценки и факторы, влияющие на ее развитие.
1.3 Психологическая характеристика старшего дошкольного возраста и особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
1.4 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.
Глава II. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенок.
2.1 Методическое обеспечение исследования.
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс (Автосохраненный).doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

В этот период происходят значительные изменения  структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно - ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребенок 5-6 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребенка важно «что» он делает, (собственная оценка деятельности будет всегда положительна), а для ребенка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.

Таким образом, самостоятельнее, все более независимым от взрослых становится дошкольник. Расширяются, усложняются и его взаимоотношения с окружающими. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и окружающих.

                В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, младшего дошкольного возраста.

     К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми.

       Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.

     В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

       Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции»8. Данный сдвиг в развитии самооценки играет важную роль в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

   Таким  образом, главным новообразованием старшего дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, формируется самооценка и личностное сознание.

1.4 Значение детско-родительских отношений в развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Очевидно, что значение семейных отношений  в развитии личности ребенка и  его самосознания очень велико.

Существует  два условия гармонии детско-родительских отношений: любовь и независимость. Любовь родителей к детям должна быть безусловной и безграничной.

Любовь  родителей несет в себе две  задачи, выполняя которые родители помогают своим детям развиваться  и формировать в себе гармонично развитую личность.

Первая  задача – создать ребенку уверенность  в том, что его любят и о нем заботятся. Нужно стремиться поддерживать и сохранять контакт с ребенком на протяжении всей жизни. Психологический контакт – это, прежде всего партнерские, доверительные отношения. Интерес к проблемам, желаниям, состояниям, ко всему, что интересно именно ребенку. Необходим диалог с ребенком, совместные действия. В контакте необходимо соблюдать равенство позиций ребенка и взрослого не вправе опыта, а в праве на чувство собственного достоинства.

Вторая  задача – принятие ребенка. Основное правило – признать за ребенком право быть таким, какой он есть. Если оценивать, то только действия, а не личность ребенка. Любая оценка личности вредит, она ведет либо к формированию завышенной, либо заниженной самооценки. Лучше проявлять конструктивную похвалу, «Я - высказывания», позволяющие ребенку оценивать самого себя.

Другим  условием гармонии детско-родительских отношений является - независимость. Существует нормальное противоречие. Связь родителя и ребенка изначально конфликтна. Взрослеющий ребенок отрывается от родителей, а родитель в свою очередь стремится удержать его, продолжать учить, как нужно ему жить и. т.д. В этой связи, главное определить границы дистанции, меры самостоятельности ребенка, соответствующие его возрасту и способностям. Короткая дистанция ведет к безответственности ребенка. Независимость же дает ребенку выбор, который в свою очередь, несет за собой ответственность за собственное поведение, способствует более гармоничному развитию личности.

Опыт  общения ребенка с родителями является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием родителей у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль родителей в развитии детского самосознания заключается в следующем:

  • сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях;
  • оценка его деятельности и поведения;
  • формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать сам себя;
  • побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков.

Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать  эмоциональную вовлеченность родителей  в жизнь ребенка, не препятствующую, однако развитию его самостоятельности. 

 

 

Глава 2. Исследование специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где старший дошкольник является единственным ребенком.

    1.   Методическое обеспечение исследования

    Целью данного исследования было выявление специфику самооценки у старших дошкольников из многодетных семей и семей, где ребенок является единственным и провести сравнительный анализ данных.

Для проведения исследования были выбраны 20 полноценных семей, из них 10 многодетные семья, а остальные 10 семья с единственным ребенком. Практическая работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

В процессе исследования нами были использованы следующие методики.

  1. Для исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста нами была использована методика «Лесенка», «Шарики».

Представим  более подробное описание данных методик.

Тест «Лесенка».

Изучение  особенностей самооценки и соотношения  реального и идеального «Я» проводили  с помощью методики «Лесенка».

Инструкция: «Давайте нарисуем на листе бумаги небольшую лесенку всего из 7 ступенек. Вот такую: (лесенка демонстрируется детям, представлена в приложении 2). На самой низшей ее ступени стоят плохие (злые, завистливые) мальчики и девочки, которые живут в нашем городе, на второй — чуть- чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше, а вот на самой верхней ступеньке стоят самые хорошие (добрые, умные) мальчики и девочки. Скажи, на какой ступеньке стоял бы ты. Нарисуй себя на этой ступеньке, или поставь «крестик», или «галочку».

Анализ результатов.

«Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не о конструктивной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным, отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети: не могут быть хорошими постоянно уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условия начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности; важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в  структуре личности ребенка, так и в, его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы»9.

Ребенку была представлена нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками («лесенка» представлена в приложении), где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяснялось задание по следующей инструкции: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя и объясни почему.

После того как ребенок сделал пометку, ему задавался следующий вопрос: «Ты такой на самом деле или  ты хотел бы быть таким?», «Покажи, а  на какой ступеньке ты сейчас». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, а на какую поставил бы тебя папа?». «Покажи, а на какую ступеньку тебя поставила бы воспитательница?»

В процессе обследования учитывалось, как ребенок  выполняет задание: испытывает ли он колебания, раздумывает, как аргументирует  свой выбор. Полученные результаты заносились в протокол. С детьми исследования проводились в индивидуальном порядке. Поочередно предлагались три вышеуказанные методики.

 

 

Методика «Шарики»

Это проективная методика, она направлена на выявление самооценки ребенка в системе взаимоотношений с социальным окружением ребенка.

Ребенку показывали 3 разноцветные шарики (красный, зеленый, белый) и разные по длине ниточки, он должен выбрать один шарик, который будет мама, другой шарик - я сам и третий шарик - мой друг. Далее спрашивается у него «а кто из ваз троих самый умный? Возьми, пожалуйста, самую длинную ниточку и завяжи ее к тому шарику, который, по-твоему, самый умный человек, среднюю ниточку к тому шарику, который средний по уму, а короткую ниточку к самому не умному шарику». Действия ребенка и полученные результаты заносились в протокол. При анализе и обработке результатов, для удобство, длина ниточек нами были переведены в цифровые значения, таким образом, самая длинная ниточка получила цифровое значение 3, средняя – 2, короткая-1.

 

 

2.2 Анализ  результатов исследования

По  окончании проведения методики «Лесенка», нами были получены следующие результаты.

Таблице 1.

Результаты  исследования самооценки по тесту «Лесенка»  старших дошкольников из многодетных  семей

          Переменные

Имя

 

Я

 

Мама/Папа

 

Воспитательница

Отабек

6

4

5

Севинч

7

5

5

Нилуфав

6

4

4

Наргиза

7

5

5

Рисолат

7

5

5

Дилфуза

7

4

4

Хумора

7

4

4

Ильхом

7

6

5

Александр

6

6

5

Мафтуна

7

4

5


 

 

Таблице 2.

Результаты  исследования самооценки по тесту «Лесенка» старших дошкольников в семьях, где они являются единственным ребенком.

 

Информация о работе Специфика самооценки старших дошкольников из многодетных семей