Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.
Есть люди с глубоким, но узкими интересами. Узость интересов в известной
мере может ограничить развитие личности. Наиболее положительным является
такой тип человека, у которого на фоне широких и разносторонних интересов
есть центральный, основной интерес, определяющий смысл жизни и основное
направление в деятельности.
Когда мы пытаемся поныть и объяснить, почему разные люди, поставленные
обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия,
достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности. От
способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и
уровень достижений, зависит то, как эта деятельность выполняется.
Но человек рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е.
такими особенностями строения мозга, органов чувств и движения, которые
выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки
многозначны. На базе одних и тех же задатков могут возникнуть различные
способности в зависимости от требований соответствующей деятельности. Так
острая наблюдательность и хорошая зрительная память может войти в структуру
способностей художника, следователя, геолога. Не повредят эти качества и
специалистам в десятках других областей. Разовьются ли задатки в
способности, зависит не только от индивидуальных особенностей личности, но
и от исторических условий, от потребностей общества. Те или иные
способности развиваются тогда, когда в них появляется общественная
необходимость.
Представьте себе, что где-то на далёком острове в Тихом океане родился
мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если
учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме
одноголосного пения и никакого другого музыкального инструмента, кроме
барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый
замечательный барабанщик. Иными словами он достигнет такого уровня развития
своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных
условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в
стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал бы там к хорошим
педагогам.
Задатки проявляются прежде всего в склонностях к определенному виду
деятельности или в повышенной любознательности ко всему.
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся
способности. Нередко это стремление зарождается довольно рано, увлечение
деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни.
Если ребенок вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и
совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения, то,
конечно же, это свидетельствует о наличие определенных природных
предпосылок к развитию способностей, в данном случае музыкальных.
В.В.Богословский выделяет, наряду с истинной склонностью, ещё и ложную,
или мнимую. При истинной склонности, считает психолог, можно наблюдать не
только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к
мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой,
склонности обнаруживается поверхностное, часто созерцательное отношение к
чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных
результатов.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш
отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его
утверждению, заключены три идеи.
«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых,
способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь
такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не
сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у
данного человека».
Таким образом,
можно сказать, утверждает Р.С.
это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются
условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения
знаниями, умениями и навыками.
Советский психолог А.В. Петровский образно сравнивает способности с
зерном, которому ещё только предстоит развиться: подобно тому, как
брошенное в почву зерно, является лишь возможностью по отношению к колосу,
который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура и
влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности
человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Эти возможности
превращаются в
труда. Точнее было бы сказать, что трудолюбие, склонность к труду,
связанному с той областью, в которой у человека имеются способности, входит
в само содержание, структуру способностей.
Советский психолог Н.С. Лейтес, специально изучивший детей с большими
умственными способностями, отмечает, что все они прежде всего великие
труженики. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от
деятельности личности. Способности, как и другие свойства личности, но
только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Ещё Карл Маркс
указывал, что «человек является непосредственно природным существом. В
качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с
одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь
деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков.
И способностей, в виде влечений».
Но в психологии существуют и другие концепции способностей. Одна из них
утверждает, что способности, их проявление и развитие всецело зависят от
унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые
профессиональные психологи капиталистических стран, но и представители
различных областей науки и искусства. Так, например, Гальтон в 19 веке
пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографических
данных выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в 20, веке Котс
определял степень одаренности по количеству места, отведенного в
энциклопедических словарях известным людям.
В наше время приверженцы концепции о наследственной предопределенности
способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцевых
близнецов. «Жизнь опровергает взгляды о наследовании способностей,» -
утверждает Богословский, Степанова и Ковалёва, и объективный анализ
биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве
случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с
другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся
дарований не проявляли. Исключения составляют несколько семей музыкантов и
ученых».
Другая концепция находит, что способности всецело определяются
средой и воспитанием. Так, в 18 веке Гельвецкий провозгласил, что
посредством воспитания можно сформировать гениальность. Американский ученый
У.Эшби утверждает, «что способности, и даже гениальность определяются
приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа
интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и
сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного
программа позволяет решать творческие задачи, а у другого – только
репродуктивные». Вторым фактором способности Эшби считает
работоспособность: «Способный тот, который после тысячи неудачных попыток
делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после
второй попытки решает задачу нерешенной».
Но и эта концепция
встречала и встречает
наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные
предпосылки способностей нельзя отрицать. Вот почему в неблагоприятной
среде один человек может проявить большие способности, чем другой,
находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в
каких находятся например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие
различия в способностях, в темпе их развития.
Каждая способность
имеет свою структуру, где
ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительной
деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного
анализатора, развивающаяся в процессе деятельности, чувство линии,
пропорции, светотени, колорита, ритма. К опорным свойствам относятся также
сенсомоторные качества руки художника, и высокоразвитая образная память.
К ведущим
свойствам относятся
Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни,
производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция.
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня
развития способностей: репродуктивный и творческий.
Человек, находящийся на первом уровне развития способности, обнаруживает
высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её
по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек
создаёт новое, оригинальное. Но нужно иметь в виду, что всякая
репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а всякая
творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она вообще не
мыслима. Кроме того, указанные уровни развития способностей не есть нечто
данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в
процессе деятельности человек «переходит» из одного уровня на другой,
соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже
очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере
приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают
терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в
практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное
значение.
Гениальный человек создаёт нечто оригинальное, открывающее новые пути в
области научных исследований, производства, искусства, литературы.
Талантливый человек также творит, вносит своё, но в пределах уже
определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее
благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности
возникают при всестороннем развитии личности.
Рассматривая вопрос о классификации способностей, в первую очередь нужно
выделить природные или естественные способности и специфические
человеческие способности.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у
животных, особенно высших, например - у обезьян. У человека, кроме
биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и
развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие
интеллектуальные способности.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память,
совершенная речь и ряд других.
Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах
деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и
их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные,
математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные,
художественно-творческие и др. Наличие у человека общих способностей не
исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные
способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые – к конкретным практическим действиям. Такие способности, в
отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, первые
определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний,