Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:00, реферат
Всестороннее общее развитие человека обусловливает формирование его общих и специальных способностей. Наоборот, узкое и одностороннее психическое и физическое развитие человека всегда ущемляет, тормозит развитие его как общих, так и специальных способностей. Идеально развитие общих и специальных способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.
умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые –
создание предметов духовной и материальной культуры, производство новых
идей, открытий и изобретений, словом индивидуальное творчество в различных
областях человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные способности – в наибольшей
степени социально обусловлены.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти
большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие
начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми
видами деятельности, в
которых соответствующие
прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд
этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической
основы будущих способностей, на других идёт становление задатков
небиологического плана, на третьих складывается и достигает
соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут
протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность,
т.е. одновременное
друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь
о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей,
практически нельзя. Например, умение пользоваться речью, совершенное
владение ею, также может рассматриваться как относительно самостоятельная
способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в
интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая
их.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые
одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий
комплексного и
по мнению Р.С. Немова, должны предъявляться следующие требования:
творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для её
исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончанию выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она
постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно
привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая
деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для
себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Эта
деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень
притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от
достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности,
т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его
способностей, реализуя то, что Выготский называл зоной потенциального
развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в
меньшей степени ведет за собой развитие способностей; если же она чрезмерно
сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к
формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную
потребность человека. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он
создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, при котором
за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне
потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкрепляемые
успехи, причём их количество в целом является большим, чем число неудач.
Проблема своевременного
выявления задатков и
в том плане, что в соответствие с возможностями выбирается тот или иной
жизненный путь.
Проблема профессионального определения стоит сегодня перед каждым
старшеклассником. И не только современным. В 1835 г. семнадцатилетний
выпускник гимназии Карл Маркс написал сочинение на тему: «Размышления юноши
при выборе профессии». «Возможность выбора, - писал Маркс, - является
огромным преимуществом человека перед другими существами мира, но вместе с
тем, выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю
жизнь человека, расстроить все его планы и сделать несчастным. Серьезно
взвесить этот выбор – такова, следовательно, первая обязанность юноши,
начинающего свой жизненный путь и не желающего предоставить случаю самые
важные свои дела».
Значит, чтобы найти себя и правильно определить своё место в жизни,
необходимо ответить на главные вопросы: в чём больше всего нуждается
сегодня моя страна, что она ждёт от меня, на что я способен, в какой
области деятельности я могу полнее всего раскрыть себя.
Как оказаться «человеком на своём месте», как правильно выбрать
профессию, если их тысячи, а ты один?
Хороший компас в мире профессий предлагает советский психолог Е.А.
Климов. Он выделяет 5 основных типов профессий по принципу отношения
человека к различным объектам окружающего мира.
Профессии первого типа – «человек – природа» - все профессии связаны с
растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; второго типа –
«человек – техника» - все технические профессии. К третьему типу «человек –
знак» - все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками,
в том числе и музыкальные способности. Четвертый тип – «человек –
художественный образ» - все творческие специальности. Пятый тип – «человек
– человек» - все профессии,
связанные с обслуживанием
Разумеется, человек по склонностям и способностям может иметь
предпосылки не к одной, а к нескольким профессиям. Что же, тогда нужно
выбирать между ними. Значительно труднее принять решение, когда выясняется,
что к профессии, которая вам очень нравится, у вас данных маловато.
В соответствии
с классификацией типов
«Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО), по результатам ответов
на вопросы, даются рекомендации, на какие направления профессиональной
деятельности и профессии обратить внимание.
Поработав над темой, можно сделать вывод, что весь склад личности влияет
на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их
осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в
поведении и деятельности личности.
Исключительное увлечение
чем-то одним при
привести к отрицательным результатам – одностороннему, и даже ограниченному
развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний,
можно самообразованием восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного
уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать
соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на
формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям.
Когда личность ощущает не только тяготение к какой-то деятельности, но и
начинает сознавать свои способности, она при определенных условиях
переживает чувство
требует от себя. И наоборот, при чрезмерном захваливании, без формирования
трудолюбия образуется лажное сознание того, что при больших способностях
незачем трудиться, напрягать силы, что всё придёт само собой. Всё это
вместе взятое приводит не только к застою в развитии способностей, но даже
к их торможению. Нередко родители стремятся развивать у ребенка то, к чему
у него нет склонностей и природных предпосылок. Поэтому необходимо с
осторожностью оценивать способности ребенка, внимательно следить за его
развитием и успехами, главное внимание обратить на воспитание необходимых
для жизни качеств характера: трудолюбие, организованность – они никогда не
помешают развитию способностей.
Если у человека сформированы положительные черты характера, если он
осознал свои способности и значения для собственного развития, то такой
человек пробьётся сквозь любые трудности и препятствия, преодолеет
неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к
которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.