Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:44, реферат
Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы профессиональных интересов в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить проблему профессиональных интересов в старшем подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий «интерес» и «профессиональный интерес» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Изучение теоретических аспектов особенностей обучения в профильных классах……………………………………………………………..13
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов исследования………………………………...24
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы ………………………………………………………35
Введение
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Изучение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.
1.1 Теоретические аспекты понятий
«интерес» и «профессиональный
интерес» в отечественной и
зарубежной психолого-
1.2 Изучение теоретических
Вывод к главе I……………………………………………………………20
Глава II Эмпирическое исследование старших подростков обучающихся в разных профильных классах.
2.1 Организация и проведение исследования………………………...22
2.2 Анализ результатов
Вывод к главе II…………………………………………………………...31
Заключение……………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………35
Введение
Выбор профессии является определяющим
этапом профессионального
Цель исследования – выявить сходства и различия профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы
2. Изучить проблему
3. Выявить профессиональные
4. Исследовать особенности
5. По результатам исследования
разработать практические
Объект исследования – профессиональные интересы старших подростков.
Предмет исследования – профессиональные интересы учащихся, обучающихся в разных профильных классах.
Гипотеза исследования – у старших подростков, обучающихся в разных профильных классах профессиональные интересы различаются: у учеников математического профиля профессиональные интересы связаны с знаковой системой, а учеников гуманитарного профиля – с творческой деятельностью.
Методы исследования – «Оценка сферы профессиональных предпочтений учащихся» (Модифицированный вариант опросника Йовайши).
Практическая значимость – заключается в разработке рекомендаций старшим подросткам по профориентации.
Эмпирическую базу работы составил анализ результатов исследований учеников 8 классов, проведенных в МОБУ «Гимназия №3» г. Оренбурга. Общее количество испытуемых - 40 человека. Из них 19 мальчики (47%), 21 девочки (53%), в возрасте 14-15 лет.
Глава I. Рассмотрение профессиональных интересов учащихся обучающихся в разных профильных классах в литературе отечественных и зарубежных психологов.
1.1 Теоретические аспекты понятий
«интерес» и «профессиональный
интерес» в литературе
Понятие «интерес» в отечественной и зарубежной литературе, в первую очередь, определяется как направленность личности.
Маклаков А. Г. определяет интерес как специфическую форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. [14]
Согласно мнению американского философа Р. В. Перри, интерес – это характеристика моторно-аффективной жизни, состояние, акт, позиция, влечение. Р.В Перри понимает интерес в широком смысле: «Интерес является объединяющим понятием, которое дает общее значение инстинкту, побуждению, чувству, удовольствию и боли, эмоциям и другим отделам моторно-аффективной жизни». Под понятие интереса ученый подводит и волевые, и эмоциональные проявления индивида. По его мнению, связь между интересом и его объектом определяется структурой самого интереса. Интерес состоит из руководящего, иррационального элемента и служебного, рационального. Руководящая часть интереса – «управляющая склонность», служебная часть – это знание, которое трактуется как «ожидание». «Управляющая склонность» может выступать в виде инстинкта, привычки или эмоции. Знание в интересе – это приписываемое его объекту качество, которое отвечает «руководящей склонности».
Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интересы различаются, во-первых, по их содержанию; существенно прежде всего, на что направлены интересы; это более всего определяет их ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду и щегольской костюм; это, конечно, не равноценные интересы.
Говоря об интересе к тому или
иному объекту, обычно различают
непосредственный и опосредованный
интерес. Говорят о наличии
Проводимые научные
Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию – технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток. [27] Таким образом можно сказать что в период 14-15 лет у старших подростков начинает формироваться именно профессиональный интерес как основа дальнейшего выбора профессии.
За определение понятия «
Интерес к профессиям лежит в основе формирования общетрудовых и профессиональных способностей. Профессиональный интерес выступает одновременно и как цель воспитания учащихся, и как средство превращения труда в потребность жизни. «Человек сначала работает, чтобы есть; затем ест, чтобы работать, - питается, чтобы поддержать силы для работы; сначала трудится, чтобы жить, - труд для него лишь средство для того, чтобы раздобыть себе пропитание; затем он живёт ради своего труда - главной цели его жизни», - писал Рубинштейн С.Л. [27]
Основными приемами развития профессионального
интереса являются: хорошее представление
учащимися перспективы развития
изучаемой профессии, объекта, их роли
в решении народно-
Осознанный интерес к
Однако специфика профессии выступает в качестве предмета профессионального интереса, прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.
Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.
Первый уровень - агрегативный, когда интерес к профессии преимущественно основан на привлекательности внешних сторон профессионального труда. Интерес на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом виде труда. Подростки не имеют опыта профессиональной деятельности, систематизированных профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника ими еще не полностью конкретизированы.
Второй уровень развития - эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии опирается на систематизированные знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют первоначальный опыт работы.
Третий уровень развития профессионального
интереса - когда интерес к профессии
перестает в общую
Говоря об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться списком условий, выявленных в исследованиях Голомштока А.Е. к ним относятся следующие: