Страхи дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Страхи.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

На основе анализа  закономерностей изменений эмоциональной  сферы в дошкольном возрасте, представленной в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.И. Изотовой было выделено, что эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни ребёнка, придавая им специфическую окраску и выразительность. Именно эмоции, а не рассуждения определяют поведение детей  старшего дошкольного возраста. Старший дошкольник отличается интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, чувства становятся более устойчивыми, глубокими, обобщенными, осознанными: впервые появляются высшие чувства (нравственные, познавательные, эстетические), которые у старших дошкольников нередко становятся мотивом поведения. [35]

Эмоциональная сфера  старшего дошкольника развивается  теснейшим образом с возникновением у него новых потребностей, мотивов, характером взаимоотношений ребёнка  с окружающими. В ходе практической деятельности, в процессе реального  взаимодействия складывается особая психическая деятельность – эмоциональное воображение. Такая деятельность представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е «единство аффекта и интеллекта», которые Л.С. Выготский считал характерной особенностью человеческих чувств. Основные новообразования этого периода является изменение содержания аффектов (выражается, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых осуществляется сама деятельность); изменение места эмоций во временной структуре деятельности по мере усложнения и отдаления начальных её компонентов от конечных результатов. Такое «эмоциональное предвосхищение» А.В. Запорожец, Я.З. Неверович связывают и с возникающей деятельностью эмоционального воображения. Способность к эмоциональному предвосхищению дает возможность ребёнку не только предвидеть, но и переживать отдельные последствия своей деятельности, почувствовать их смысл, как для себя, так и для окружающих.   Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается количество детей с нарушениями психоэмоционального развития. Типичные симтомокомплексы эмоциональных нарушений старших дошкольников являются  эмоциональная неустойчивость, тревожность, страх, что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребёнка с окружающим миром. На фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения, общения. [5] [16] [20] [35]

Таким образом, решающими  факторами развития личности ребенка  является психологическое благополучие способствующие формированию всех психических процессов,  поэтому в следующем параграфе данной работы проводится анализ исследований, посвященных изучению тревожности  у детей старшего дошкольного возраста, и влияние её на качества личности старшего дошкольника.

 

1.2. Тревожность  и ее проявления в старшем  дошкольном возрасте.

 

В психологической литературе можно встретить разные определения  понятия тревожности, хотя большинство  исследователей сходятся в признании  необходимости рассматривать, его  дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамику.

Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание  эмоционального дискомфорта, связанное  с ожиданием неблагополучия, с  предчувствием грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях,  но может и является некоторым фоном жизни ребенка. Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, смерть близких и др.) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны сверстников и др.). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребёнку необходима помощь. Но исследователи Никольская И.М., Грановская Р.М., отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого  «стресса обыденной жизни» [9]. Неприятные события, трудные ситуации неизбежны в жизни каждого человека, но дети сталкиваются с ними чаще взрослых, так как «то, что взрослому кажется привычным и естественным, может вызвать у ребенка беспокойство, тревогу и страх. Постоянная тревога скорее негативно сказывается на общение ребёнка, но в некоторых случаях она может оказывать и мобилизующее действие, «заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям» [10].

Над проблемой «тревожности»  у детей, работали многие психологи. Так, например, Рогов Е.И. разработал коррекционную работу с детьми, испытывающих так называемую открытую тревогу [34]. Рогов Е.И. предлагает ряд приемов, способствующих детям ощутить себя спокойными и расслабленными, упражнения направленные на снятие тревожности.

А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описывал работу по психологическому просвещению родителей и педагогов. Им были разработаны коррекционные программы: программа для детей, поступающих  в школу; программа по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию и  др. [9] [34]

Е.Савина и Н. Шанина разработали  рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет  уменьшить или предотвратить  детскую тревожность [9]. Доктор психологи  Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуальное. Психологи Р.Тэммла, М.Дорне, В. Аммена разработали тест тревожности, цель которого – исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций [10] [34]

Выделяют два основных вида тревожности [21]. Первым из них  является так называемая ситуативная  тревожность, т. е. порожденная некоторой  конкретной ситуацией,  которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние  может возникать у любого человека в преддверии неприятностей или жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Другой вид – так  называемой личностной тревожности  рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям, тревоги  в самых различных жизненных  ситуациях в том числе и  таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный [34].

Среди причин, вызывающих тревожность у детей старшего дошкольного возраста, на первом месте, по мнению Е.Савиной – это неправильной воспитание и неблагоприятные отношения  ребёнка с родителями, особенно с  матерью. Так отвержение, непринятие ребёнка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любым способом. Детская тревожность может быть следствием  и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется,  волнуется и боится.

Тревожность ребенка  старшего дошкольного возраста может  вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием  авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок старшего дошкольного возраста находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требований взрослых. [21] [10] [30]

Тревожные дети старшего дошкольного возраста отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избегать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

В целом тревожность является проявление неблагополучия личности. В ряде случаев  она буквально взращивается в  тревожно-мнительной психологической  атмосфере, в которой взрослые сами склонны к постоянным опасениям  и беспокойствам. Ребенок заражается их настроением и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир [9].

Также на возникновение и развитие тревожности способны интенсивно воздействовать сказочные персонажи. Они могут  как раз познакомить детей  с отрицательными и негативными  сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.

Тревожные дети отличаются частыми  проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством  страхов, причем страхи и тревога  возникают в тех ситуациях, в  которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети  отличаются  особой чувствительностью. [21].

Тревожные дети старшего дошкольного  возраста очень чувствительны к  своим неудачам, остро реагируют  на них, склонны отказываться от той  деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно  заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. Распознать тревожного ребенка помогает рисование. Его рисунок  отличается обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается  не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать  внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. В.В.Лебединский и О.С.Никольская предлагают следующую классификацию тревожных детей [30].

«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурезы, заикание и т.д.). На мой взгляд, это наиболее сложная категория для работы с ними, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Задача психолога с такими детьми создать для ребёнка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор.

«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети глубоко спрятанными страхами. Поначалу  они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Создаётся ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх. У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешному общению. Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны педагога. Надо создать у них  ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные  дети. Они боятся отвечать на вопрос педагога, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны. Переживают, если чего-то не сделали, часто  плачут из-за мелких неприятностей. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Педагог должен оказывать им поддержку, а в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребёнком право на ошибку, больше хвалить.

«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт с взрослым стараются не вступать, избегают шумных  игр, сидят отдельно. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха. В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами [9] [10] [34]

Таким образом, под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного  времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие, грозящее опасностью. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях,  но может и является некоторым фоном жизни ребенка. Поведение тревожных детей  отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

 

 

1.3. Особенности  страхов детей в старшем дошкольном  возрасте

 

В настоящее время  в психологической науке страх  рассматривается как базовая  фундаментальная эмоция, которая  может оказывать негативное влияние на психическое развитие ребёнка и формирование его личности [7], [12], [13].

Как показал анализ литературы, существуют различные определения  страхов. А.И. Захаров дает определение  страха – как аффективного (эмоционального заостренного) отражения в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. «Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [12,с.74]

Информация о работе Страхи дошкольника