Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 09:35, курсовая работа
Цель исследования: проследить взаимосвязь тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста и определить коррекционную программу для снижения страхов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме страхов и тревожности у детей.
2. определить диагностирующие методики, при помощи которых можно выявить страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..
1.1 Психологическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………6
1.2 Тревожность и её проявление в старшем
дошкольном возрасте……………………………………………….16
1.3. Особенности страхов детей старшего
дошкольного возраста………………………………………………20
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………
2.1. Организация и методика исследования………………………………28
2.2. Диагностика страхов детей
дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)…………..30
2.3. Коррекция страхов (формирующий эксперимент) ………………...33
2.4. Эффективности коррекционной работы
(контрольный эксперимент)………………………………………….35
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………....37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……....40
На основе анализа
закономерностей изменений
Эмоциональная сфера
старшего дошкольника развивается
теснейшим образом с
Таким образом, решающими факторами развития личности ребенка является психологическое благополучие способствующие формированию всех психических процессов, поэтому в следующем параграфе данной работы проводится анализ исследований, посвященных изучению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, и влияние её на качества личности старшего дошкольника.
1.2. Тревожность и ее проявления в старшем дошкольном возрасте.
В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать, его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамику.
Так А.М. Прихожан указывает,
что тревожность – это
Над проблемой «тревожности» у детей, работали многие психологи. Так, например, Рогов Е.И. разработал коррекционную работу с детьми, испытывающих так называемую открытую тревогу [34]. Рогов Е.И. предлагает ряд приемов, способствующих детям ощутить себя спокойными и расслабленными, упражнения направленные на снятие тревожности.
А.М. Прихожан разработал методы и приемы психокоррекционной работы с тревожностью, описывал работу по психологическому просвещению родителей и педагогов. Им были разработаны коррекционные программы: программа для детей, поступающих в школу; программа по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию и др. [9] [34]
Е.Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность [9]. Доктор психологи Мэри Аворд (США) представила комплекс упражнений для мышечной релаксации. Техника работы с детьми включает в себя как физическое напряжение, так и визуальное. Психологи Р.Тэммла, М.Дорне, В. Аммена разработали тест тревожности, цель которого – исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций [10] [34]
Выделяют два основных вида тревожности [21]. Первым из них является так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии неприятностей или жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Другой вид – так называемой личностной тревожности рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям, тревоги в самых различных жизненных ситуациях в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный [34].
Среди причин, вызывающих тревожность у детей старшего дошкольного возраста, на первом месте, по мнению Е.Савиной – это неправильной воспитание и неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, непринятие ребёнка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любым способом. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится.
Тревожность ребенка старшего дошкольного возраста может вызываться и особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок старшего дошкольного возраста находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требований взрослых. [21] [10] [30]
Тревожные дети старшего дошкольного возраста отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избегать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.
В целом тревожность является проявление неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно-мнительной психологической атмосфере, в которой взрослые сами склонны к постоянным опасениям и беспокойствам. Ребенок заражается их настроением и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир [9].
Также на возникновение и развитие тревожности способны интенсивно воздействовать сказочные персонажи. Они могут как раз познакомить детей с отрицательными и негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребёнку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. [21].
Тревожные дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивает. Распознать тревожного ребенка помогает рисование. Его рисунок отличается обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. В.В.Лебединский и О.С.Никольская предлагают следующую классификацию тревожных детей [30].
«Невротики». Дети с соматическими проявлениями (тики, энурезы, заикание и т.д.). На мой взгляд, это наиболее сложная категория для работы с ними, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Задача психолога с такими детьми создать для ребёнка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор.
«Расторможенные». Это очень активные, эмоционально возбудимые дети глубоко спрятанными страхами. Поначалу они очень стараются хорошо учиться, но у них не получается. Тогда они становятся нарушителями дисциплины. Создаётся ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх. У них возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешному общению. Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны педагога. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
«Застенчивые». Обычно это тихие, обаятельные дети. Они боятся отвечать на вопрос педагога, не проявляют инициативы, не вступают в контакт со сверстниками, очень старательны и прилежны. Переживают, если чего-то не сделали, часто плачут из-за мелких неприятностей. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Педагог должен оказывать им поддержку, а в случае затруднения спокойно предлагать выход из положения, признавать за ребёнком право на ошибку, больше хвалить.
«Замкнутые». Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт с взрослым стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят отдельно. Такое ощущение, что они постоянно от всех ожидают подвоха. В работе с такими детьми необходимо отталкиваться от их интересов, проявлять участие и доброжелательность. Им тоже полезно выговориться, а потом включиться в группу сверстников со схожими интересами [9] [10] [34]
Таким образом, под тревожностью понимается устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени, переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие, грозящее опасностью. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях, но может и является некоторым фоном жизни ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.
1.3. Особенности
страхов детей в старшем
В настоящее время в психологической науке страх рассматривается как базовая фундаментальная эмоция, которая может оказывать негативное влияние на психическое развитие ребёнка и формирование его личности [7], [12], [13].
Как показал анализ литературы, существуют различные определения страхов. А.И. Захаров дает определение страха – как аффективного (эмоционального заостренного) отражения в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. «Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными физиологическими изменениями в высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока» [12,с.74]