Структура нравственных качеств личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат

Краткое описание

В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.

Вложенные файлы: 1 файл

критерии качеств2.docx

— 215.73 Кб (Скачать файл)

        Поэтому  недостатком своей работы по  формированию духовно-нравственной  я считаю недостаточную работу  с родителями. В будущем необходимо  больше внимания уделять работе  с семьями воспитанников. Для  этого можно:

-активно привлекать родителей  к воспитательному процессу;

-вовлекать их в совместную  внеурочную деятельность;

-проводить родительский  лекторий по нравственной проблематике;

-знакомить через ИКТ  с инновационными методами воспитания;

-больше работать индивидуально  с теми детьми, которые показывают  низкий уровень развития нравственных  качеств.

         Школа  для ребёнка – та адаптивная  среда, нравственная атмосфера  которой обусловит его ценностные  ориентации. Поэтому важно, чтобы  нравственная воспитательная система  взаимодействовала со всеми компонентами  школьной жизни: уроком, переменой,  внеурочной деятельностью, пронизывала  всю жизнь ребят нравственным  содержанием. Именно поэтому школа,  решая задачи воспитания, должна  опереться на разумное и нравственное  в человеке, помочь каждому воспитаннику  определить ценностные основы  собственной жизнедеятельности,  обрести чувство ответственности  за сохранение моральных основ  общества. Этому поможет духовно-нравственное  воспитание, органически вплетённое  в учебно-воспитательный процесс  и составляющее его неотъемлемую  часть.

       В заключении  мне бы хотелось сравнить каждого  своего воспитанника с цветком.

Смотреть, как растёт маленький  человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким  он будет, когда расцветёт, - можно  только мечтать и надеяться. Но тем  больше наша гордость и радость, когда  ты видишь, каким замечательным человеком  становится ребёнок.

«Характеристика уровней сформированности духовно-нравственной личности младших школьников»

Уровни

духовно-нравственного  развития младших школьников

Структурная характеристика ДНСЛ  мл. школьника(психологические компоненты)

Содержательная характеристика ДНСЛ мл.  школьника

(проявление нравственных  качеств в поведении)

Оценка духовно-нравственного состояния  личности мл. школьника

М-мотив

Д-действия

П-поступок

Н-нравственный

Б-безнравственный

Уровень нравственного выбора

Первый уровень - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения

Доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических  знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества.

(«имею» нравственные знания  и убеждения и «умею» ими  пользоваться)

Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная  устремлённость в поведении и  деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное  отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие  поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам

«хочу» и «надо» совершенствоваться

НМ+НД=НП

Нравственный выбор полностью  соответствует этическим нормам: поступоквысоконравственный

Второй уровень - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения

Появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие  системы нравственных представлений  и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения

(«имею» нравственные знания  и убеждения и достаточно «умею»  ими пользоваться)

Устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное  к ним отношение; заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению

«не очень хочу» и «надо» совершенствоваться

НМ+НД=НП

Нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок -нравственный

Третий уровень – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения  

Наличие нравственных потребностей и  мотивов; усвоение значительной части  нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться)

Достаточно определившаяся устремлённость ученика улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных  действий.

«не хочу», но «надо» совершенствоваться

НМ+Н/БД=Н/БП

Нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок -нравственный

Четвёртый уровень - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения   

Наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения.

(«имею» нравственные знания  и убеждения, но «не умею»  ими пользоваться)

Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых  правил и норм; реализация в поведении  нравственных умений требует от ученика  больших волевых усилий и постоянного  контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков

«не хочу», но «надо» совершенствоваться

БМ+Н/БД= Н/БП

Нравственный выбор в частично соответствует этическим нормам: в поведении наблюдаютсякак нравствен., так и безнравств. поступки. 

Пятый уровень - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения   

Отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных  разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений

(«не имею» нравственные  знания и убеждения и «не  умею» ими пользоваться)

Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним  отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков

«не хочу» и «не надо» совершенствоваться

БМ+БД= БП

Нравственный выбор –бездействие,безнравственный  поступок.


 

 Первый уровень (высокий, оптимальный) - уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и «умею» ими пользоваться)  -  доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие осознанной системы этических знаний; устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества. Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение; постоянная положительная устремлённость в поведении и деятельности; осознание не только социальной, но и личностной значимости нравственных правил и норм; положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение; активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам; «хочу» и «надо» совершенствоваться;  нравственный выбор полностью соответствует этическим нормам: поступоквысоконравственный. 

    Второй уровень (выше среднего, хороший) - уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения («имею» нравственные знания и убеждения и достаточно «умею» ими пользоваться) - появление в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения. Устойчивая положительная устремлённость ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное к ним отношение; заметное проявление тенденции к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению; «не очень хочу» и «надо» совершенствоваться; нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный.  

    Первый и второй уровни духовно-нравственного развития младших школьников характеризуются наличием в  духовно-нравственной структуре личности младшего школьника и довольно высокой степенью интеграции всех её компонентов. Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний. 

       Третий уровень (средний, достаточный) – уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения («имею» нравственные знания и убеждения, но не совсем достаточно «умею» ими пользоваться) - наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и отдельных нравственных привычек. Достаточно определившаяся устремлённость младшего школьника улучшить своё поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер поведения, возможно проявление отдельных безнравственных действий; «не хочу», но «надо» совершенствоваться;

нравственный выбор в основном соответствует этическим нормам: поступок – нравственный. 

       Что касается поведения и деятельности младших школьников, имеющих третий уровень духовно-нравственного развития, то одни из них могут демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и

мотивов; другие проявляют «поведенческий дуализм» (А.В.Зосимовский); третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, поддаваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят.  

      Четвёртый уровень (ниже среднего, пограничный) - уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения   («имею» нравственные знания и убеждения, но «не умею» ими пользоваться) - наличие некоторых нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных представлений, умений и навыков поведения. Появление стремления улучшить своё поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых правил и норм; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых, иногда проявление негативных действий и поступков

«не хочу», но «надо» совершенствоваться. Нравственный выбор частично соответствует этическим нормам: в поведении наблюдаются как нравственные, так и безнравственные поступки.   

     Четвёртый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников явление довольно распространенное и объясняется недостатками и просчетами в организации духовно-нравственного воспитания, как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Совершение младшими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой духовно-нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о несформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно-содержательных психологических компонентов. Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости (например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками) связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек. 

       Пятый уровень (низкий, неудовлетворительный, нулевой) - уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения   («не имею» нравственные знания и убеждения и «не умею» ими пользоваться) - отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения, несформированность нравственных умений. Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков; «не хочу» и «не надо» совершенствоваться. Нравственный выбор – бездействие, безнравственный  поступок. При этом обнаружено, что пятый уровень сформированности духовно-нравственного развития младших школьников встречается крайне редко и характерен в основном для педагогически запущенных детей. 

    Таким образом, предложенная система критериев и уровней сформированности духовно-нравственного развития младших школьников отражает духовно-нравственное содержание внутренней структуры личности, учитывает степень ее сформированости и проявления в поведении и деятельности младших школьников.

 

 

С.В. Питенко

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ  ТРУДОЛЮБИЯ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

 

 

 

 

Подписано к печати 06.05.09. Формат 60х84 1/16.

Печать ризографическая. Усл. п. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ №       .

Дата сдачи  в печать 07.05.09.

Отпечатано в типографии ООО «Принт-Экспресс»

214000 Смоленск, проспект Гагарина, 21

 

Программа эксперимента включала в себя констатирующий этап, в ходе которого анализировалась  массовая практика решения проблемы формирования трудолюбия у детей  младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных учреждений, определялся  уровень сформированности трудолюбия у первоклассников; формирующий этап, направленный на формирование трудолюбия у младших школьников при использовании комплекса педагогических условий; контрольный этап, в ходе которого определялась степень эффективности проведённой работы.

На констатирующем этапе эксперимента использовались следующие методики: а) вопросы для интервьюирования, анкетирования, опроса учащихся, учителей, родителей учащихся; б) практические задания для младших школьников; в) методики «Акт добровольцев», «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков»; «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности»; г) «Тест самоконтроля и самооценки»; д) хронометраж «Режим дня»; е) целенаправленные наблюдения; ж) анализ продуктов детского творчества. Результаты одной методики дополнялись другими, что давало возможность получить более полную и достоверную информацию.

Результативность  экспериментальной работы отслеживалась  по выявленным критериям и уровням  сформированности трудолюбия у младших школьников, характеристика которых представлена в таблице 1.

Сопоставительный  анализ начальных показателей сформированности отдельных компонентов трудолюбия позволил обнаружить доминанты эмоционально-потребностного компонента. Наименьшие показатели выявлены в развитии контрольно-оценочного компонента. Выявленные данные объясняются особенностями психического развития детей 6-7-летнего возраста и низким уровнем сформированности умений произвести контроль и самооценку деятельности.

Проявление трудолюбия у младших школьников мы фиксировали также с учётом сформированности активности, самостоятельности, ответственности, творчества, старательности и аккуратности. Анализ результатов позволил выявить, что у большинства учащихся  на среднем и низком уровне развиты ответственность (80% детей), творчество (85% детей) и аккуратность (90% детей). Полученные данные носят вспомогательный характер для выявления уровня трудолюбия младших школьников и позволяют определить направления педагогической деятельности.

Полученные  в ходе констатирующего этапа эксперимента данные свидетельствуют, что большинство учеников (61 человек – 53,5%) имеют средний уровень сформированности трудолюбия. У значительной части младших школьников (37 человек – 32,5%) выявлен низкий уровень сформированности трудолюбия и у меньшей части (16 человек – 14,0%) – высокий.

Формирующий этап эксперимента проводился диссертантом на уроках технологии, изобразительного искусства и во внеурочное время в соответствии с авторской программой «Азбука трудолюбия» в специально организованных условиях.

 

Таблица 1

 

Характеристика уровней сформированности трудолюбия

у младших школьников

 

Компоненты 

и критерии трудолюбия

Уровень сформированности трудолюбия

Высокий

(достаточный)

Средний

(нормативный)

Низкий 

(исходный)

Когнитивный: знания о труде

Знание последовательности трудовых операций, рациональных приёмов  работы; стремление к пополнению знаний о труде

Наличие представлений  об основных приёмах работы; стремление овладевать знаниями в отдельных  видах деятельности

Поверхностные представления  о трудовых операциях; отсутствие потребности  к овладению новыми знаниями

Мотивационно-ценностный: отношение

к труду 

как ценности

Положительная мотивация  к труду; потребность к участию  в различных видах труда; ориентация на получение новых способов действия в труде

Понимание роли труда для  человека; участие в работе при  соответствующей мотивации; проявление желания участвовать в знакомых видах труда

Неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение

Эмоционально-потребностный: эмоционально-положительное отношение

к разным видам труда

Проявление положительных  эмоций от процесса и результата труда; проявление ответственного отношения  к порученному делу; стремление выполнять  задания повышенной сложности

Проявление положительных  эмоций в отдельных случаях; готовность проявлять заботу о других эпизодична; проявление ответственности к порученному  делу зависит от обстоятельств

Преобладание отрицательных  эмоциональных переживаний, связанных  с трудом; выполнение работы после  неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда

Деятельностно-преобразующий: трудовые умения и навыки, опыт нравственного поведения в труде

Способность к самостоятельному преодолению трудностей; проявление творчества, старательности и аккуратности в труде; обладание трудовыми  умениями и навыками, проявление активности и инициативы в коллективном труде; бережное отношение к орудиям  и продуктам труда

Способность к работе в  течение ограниченного отрезка  времени; преодоление трудностей при  поддержке взрослого; эпизодическое  проявление старательности и аккуратности в труде; проявление неорганизованности, безынициативности в коллективном  труде; отношение к орудиям и  продуктам труда зависит от настроения

Способность к кратковременным  действиям; желание действовать  привычными способами работы; выполнение работы лишь с посторонней помощью, чаще всего неаккуратно, без особого  старания; довольствование ролью  либо пассивного наблюдателя, либо дезорганизатора  работы коллектива

Контрольно-оценочный:

умение 

осуществлять контроль

и оценку труда

Умение самостоятельно проводить контроль и оценку процесса и результата труда; стремление достигать  положительных высоких результатов  в труде

Умение проводить контроль и оценку своего труда под контролем  взрослого;

внесение изменений в продукт  труда в некоторых случаях; достижение положительных результатов в  труде

Несформированность умения проводить контроль процесса труда, завышенная или заниженная оценка труда; удовлетворение результатами работы, выполненной на низком уровне

Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника