Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:04, реферат
В структуре нравственных качеств личности младшего школьника В.Т. Чепиков выделил следующие компоненты: а) потребностно-мотивационный компонент, представляющий со¬бой систему доминирующих нравственных потребностей и мотивов деятельности и поведения личности младшего школьника; б) интеллектуально-чувственный компонент, определяющий уровень развития нравственного сознания младших школьников (нравственные представления, понятия, взгляды, эмоции и чувства); в) поведенческо-волевой компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости нравственных умений, навыков и привычек, а также волевых свойств личности младшего школьника.
Устойчивость ценностных
убеждений у детей также
В задании, где нужно было ответить на вопросы после прочтения текста, ученики давали ответы в основном предложениями из самого текста, а на вопросы «почему они так считают» так и не смогли дать внятных ответов, некоторые писали «не знаю». Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя. Например, после прочтения рассказа В.А. Осеевой «Три товарища» предлагалось ответить на вопросы: «Кто из мальчиков проявил внимательное отношение к Вите? Почему ты так считаешь?». Почти все дети написали «Володя», но при этом на вопрос «Почему?» были даны ответы «Володя хороший», «Володя дал ему хлеб с маслом», «Дал ему поесть».
В методе незаконченных предложений практически все учащиеся давали односложные, поверхностные ответы в одно-два слова, которые носили формальный характер. Вызвало опасение то, что ответы были не продуманы. Создалось впечатление, что учащиеся не ответственно отнеслись к данному заданию. В незаконченном предложении «Честный человек всегда…» присутствовали продолжения «Хороший», «Не врёт», «Помогает в беде». Остальные предложения «Когда я вижу бабушку с тяжелыми сумками, я…, Если мой друг в беде…, Когда я сижу в автобусе и вижу, что в автобус вошли бабушка или дедушка, я…, Если родители попросили меня сходить в магазин» многие дети заканчивали одним словом «Помогу».
Из списка желаний половина детей выбрали нравственные ценности, а половина - материальные. Это доказывает, что многие дети удовлетворение своих материальных потребностей ставят выше, чем нравственные ценности (наличие в жизни друга, быть уважаемым человеком и т.д.) и косвенным образом подтверждают отсутствие нравственных ценностей в системе своих ценностных ориентаций. Встречались дети, которые выбирали и нравственные, и материальные ценности. Наибольшую тревогу представляют дети, которые выбрали одни материальные ценности, это говорит о том, что нравственные ценности для них не приоритетны.
По эмоциональному критерию
дети набрали 2 балла, также у подавляющего
большинства детей
Наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, как показало наблюдение, у большинства детей проявлялось частично. Причем при явном контроле со стороны взрослых показатель проявлялся заметно ярче, чем без явного контроля. Под явным контролем у 8 детей показатель проявлялся, у 12 - не проявлялся. Без явного контроля со стороны взрослых больше чем у половины детей показатель не проявлялся (12), у остальных проявлялся.
Дети с ярко проявляющимся
показателем в любых условиях
и ситуациях испытывают эмоциональные
переживания, связанные с той
или иной ценностью. Они переживают,
если у их одноклассников какие-то неприятности.
При наблюдении можно было увидеть,
как некоторые школьники
Устойчивость положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью, ярко проявлялась только у двух детей, у 7 детей она проявлялась частично, у остальных не проявлялась вовсе. Для диагностики этого показателя мы использовали ситуации выбора. Описание ситуаций см. выше. На просьбу о помощи параллельному классу откликнулось только 3 человека. На вопрос: «Почему вы согласились помочь?», дети отвечали: «Потому что хочется сделать приятно, надо помогать другим, чтобы в следующий раз и нам помогли». В данном ответе присутствует легкий оттенок прагматизма. Остальные с неохотой, под давлением учителя согласились, некоторые отказались вовсе. На вопрос: «Почему вы отказались?», некоторые дети отвечали: «Нам никто не помогал, пусть сами делают». Вызывает некоторое опасение тот факт, что большинство детей так равнодушно отнеслось к чужой проблеме. Во время создания второй ситуации половина детей подошла, чтобы помочь бабушке, а половина осталась наблюдать в стороне. Тревогу вызывает то, что у детей, глядя на трудности другого человека, тем более пожилого, не было никакого эмоционального отклика.
В третьей ситуации, когда детям не хватило игр, три школьника смогли решить эту проблему мирным путем, кто-то договорился играть по очереди, кто-то решил уступить игру, а сам заняться другим делом. У двух других учеников возник конфликт и ссора из-за нежелания делиться игрой и идти на компромисс.
По поведенческому критерию - 2,4. 5 учеников набрали максимальное количество баллов. У 11 школьников по 2-3 балла. Это говорит о том, что, несмотря на то, что дети не могут сформулировать определение нравственной ценности, они понимают, как себя нужно вести. У 4 человек по одному баллу, и 0 баллов только у одного ученика (Слава Н.).
Проявление ценностей в поведении. У 9 детей показатель проявлялся ярко, а у 9 проявлялся частично. У остальных учащихся показатель не проявлялся.
Показатель «устойчивость
проявления ценностей в поведении
под контролем взрослых»
Всего в классе дети набрали 6,6 баллов из 12 максимально возможных, что говорит о невысоком уровне сформированности в классе нравственных ценностей. Только один ученик набрал 12 баллов (Григорий Д.), есть ученик с количеством баллов, равных 1 (Слава Н.)
Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности нравственных ценностей у учащихся начальной школы.
Высокий уровень: у детей есть устойчивые ценностные убеждения; дети проявляют устойчивые положительные эмоциональные реакции на ценности; нравственные ценности устойчиво проявляются в поведении (9 - 12 баллов).
Средний уровень: нравственные убеждения не устойчивы, зависят от мнения окружающих, эмоциональная реакция на ценность не всегда имеет место, поведение также во многом зависит от внешних факторов (8 - 6 баллов).
Низкий уровень: у детей почти отсутствуют ценностные убеждения; нет положительного эмоционального отклика на ценности; в поведении нравственные ценности никак не проявляются (5 - 0 баллов).
Таблица 3 Уровень сформированности у младших школьников нравственных ценностей в начале опытно-экспериментальной работы
Уровни
По итогам диагностирования уровня сформированности нравственных ценностей мы выяснили, что всего лишь у 5 человек уровень высокий (Григорий Д., Алина К., Ульяна Б., Даша П., Игорь Л.). У этих детей все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются ярко. Эти дети отзывчивые, внимательные к одноклассникам и учителю, вежливые, добрые.
У 9 человек средний уровень сформированности нравственных ценностей (Сергей Б., Лиза М., Светлана Г., Илья З., Настя А., Владислав К., Анна К., Сергей П., Варя Ц.). Наличие ценностных убеждений и их устойчивость проявляются частично, наличие положительных эмоциональных переживаний, связанных с ценностью также проявляется не всегда. Ценности в поведении проявляются только при явном контроле со стороны взрослых.
У 6 человек низкий уровень (Лиза К., Кирилл Б., Настя В., Слава Н., Сергей Л., Даниил Р.). У этих детей все показатели сформированности нравственных ценностей проявляются частично или не проявляются вовсе. Отсутствуют ценностные убеждения и положительные эмоциональные переживания, связанные с ценностью, ценности не проявляются в поведении.
Таким образом, проведенная нами диагностика показывает, что у большинства учащихся сформированность нравственных ценностей находится на среднем и низком уровнях, в связи с чем, нужно проводить целенаправленную работу по формированию нравственных ценностей у учащихся экспериментального класса.
На основе результатов
констатирующего этапа для
Список литературы
1.Азбука нравственного воспитания [Текст]/ под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2003. - 317 с.
.Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения [Текст]: Монография/ М.Н. Аплетаев.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 89 с.
.Аппаева, Ж. Г. Знания неотделимы от нравственности [Текст]/ Ж.Г. Аппаева// Начальная школа. -2009. - №8. - С. 105-107.
.Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст]: учеб. пособие для студ.пед. вузов/ И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
.Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика. - 1999.- №4.- С. 42-48.
.Архангельский, Н.В.
.Бобровская, Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы [Текст]/ Г.В. Бобровская// Начальная школа. - 2011. - № 2. - С. 5-7.
.Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 179 с.
.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 292 с.
.Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст]/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 2003. - 155 с.
.Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности [Текст] / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 196 с.
.Величко, О.Ю. Методы
стимулирования нравственного
.Выготский, Л.С.
.Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.
.Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст]/ Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
.Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 2003. - 204 с.
.Иванова, Н.Г., Семенова
Л.И. Формирование
.Калинина, Л.В. Ориентация
младших школьников на
.Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности [Текст]/ Т.В. Кетова// Начальная школа. - 2011. - №9. - С.76-78.
.Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
.Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКУ «МарТ», 2005. - 448 с.
.Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения [Текст]/ Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.
.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.
.Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей [Текст]:в 7-ми т. т. IV/А.С. Макаренкосоч. - М.: - 1979.
25.Марьенко, И.С. Нравственное
становление личности
.Маслов, С.И. Эмоционально-ценностный
компонент начального
27.Матвеева, Л. И. Развитие
младшего школьника как
28.Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо [Текст]/ Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.
.Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст]/ под ред. И.А Каирова., О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 1979. - 97 с.
.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского
.Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. / под. ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1998. - 479 с.
.Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ.пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ С.П. Баранов, Л.Н. Болотина, В.А. Сластенин и др. /под. ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд.; доп. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
.Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.
.Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011. - № 1. - С . 51-53.
.Рапацевич, Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Беларусь: Интерпрессервис, 2010. - 928 с.
.Рожков, М.И. Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе[Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 450 с.
38.Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические
проблемы нравственного
.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 2. / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1989. -199 с.
.Рыжкова, Т.В. Литературное развитие младших школьников [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В.Рыжкова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 140 с.
Информация о работе Структура нравственных качеств личности младшего школьника