Темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:38, реферат

Краткое описание

Темперамент (лат. temperamentum - належне співвідношення рис від tempero - змішую в належному співвідношенні) - характеристика індивіда з боку динамічних особливостей його психічної діяльності, тобто темпу , швидкості, ритму , інтенсивності, що складають цю діяльність психічних процесів і станів.
Аналіз внутрішньої структури темпераменту представляє значних труднощів, обумовлені відсутністю в темпераменту (у його звичайних психологічних характеристиках ) єдиного змісту і єдиної системи зовнішніх проявів. Спроби такого аналізу приводять до виділення трьох головних , ведучих, компонентів темпераменту , що відносяться до сфер загальної активності індивіда , його моторики і його емоційності.

Вложенные файлы: 1 файл

десертація.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

 

Сравнивая результаты разных исследований, и нашего в том числе (Saudino et al., 1995; Егорова М.С. (2004); Малых  С.Б., Гиндина Е.Д., Надысева В.В. (2004)), следует отметить, что получаемые данные о влиянии наследственных и средовых факторов на индивидуальные различия зависят от особенностей исследуемой  популяции, от выбора методов исследования, от экспериментальной схемы.

 

Основываясь на концепции  темперамента М.К.Ротбарт, мы получили новые данные о природе темперамента подростков от 10 до 17 лет на российской выборке. Полученные данные вносят вклад  в развитие теоретических представлений  психологии о темпераменте, а также  способствуют оценке роли наследственности и среды в вариативности темперамента подростков и соответственно - оптимизации  психического развития.

 

Нами получено, что в 10-14 лет среда влияет на индивидуальные различия реактивных свойств - страха, агрессии, уровня активности и на вариативность  онтогенетически незрелых в этот период- контроля внимания и удовольствие от стимуляции высокой интенсивности. В 10-14 лет генетические влияния испытывают свойства, связанные с саморегуляцией -контроль торможения и фрустрация и онтогенетически зрелые свойства -перцептивная чувствительность, удовольствие от стимуляции низкой интенсивности, аффилиация, застенчивость.

 

В 15-17 лет генотип влияет на свойства, связанные с саморегуляцией -контроль торможения, контроль внимания и фрустрация, и на онтогенетически зрелые по сравнению с предыдущим возрастным периодом - контроль внимания и удовольствие от стимуляции высокой интесивности. В 15-17 лет среда влияет на вариативность реактивных свойств - страха грусти, дискомфорта и на онтогенетически незрелые - контроль активации и аффективную чувствительность.

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. На вариативность свойств темперамента в подростковом возрасте, наряду с  генетическими факторами, существенное влияние оказывают факторы индивидуальной среды, при этом соотношение наследственных и средовых факторов в индивидуальных особенностях темперамента зависит  от возраста и структура фенотипической дисперсии свойств темперамента различается у младших (10-14 лет) и  старших подростков (15-17 лет).

Список литературы диссертационного исследования

кандидат психологических  наук Лобаскова, Марина Михайловна, 2006 год

 

1. Алмаев Н.А., Островская  Л.Д. Адаптация опросника темперамента  и характера Р.Клонинджера на  русскоязычной выборке// Психологический  журнал. 2005. т. 26. №6 .с.77-86.

 

2. Алфимова М.В, Трубников  В.И. Генные основы темперамента  и личности // Вопросы психологии. 2000. №2. с.128-140.

 

3. Алфимова М.В, Трубников  В.И. Психогенетика агрессивности  // Вопросы психологии. 2000. №6. 128-140.

 

4. Андреева А.Д. Формирование  личности в переходный период: От подросткового к юношескому  возрасту.-М.: Педагогика, 1989, 169с.

 

5. Бабынин Э.В. Генетические  аспекты темперамента//Психологический  журнал 2003, том 24, №5, с. 95-102.

 

6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986, 420с.

 

7. Бодалев А.А., Столин В.В.  Общая психодиагностика. Спб.: Изд-во  «Речь», 2000. с.440.

 

8. Божович Е.Д. Психологические  особенности развития личности  подростка. -М.: Знание, 1979.

 

9. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности: Избранные  психологические труды. М.: Институт  практической психологии, Воронеж:  НПО МОДЭК, 1995, 348.

 

10. Булаева К.Б. Генетические  основы психофизиологии человека. М.: Наука, 1991,207с.

 

11. Гилёва О.Б., Бочарова  Т.В. Влияние социальных условий  на структуру темперамента// Вопросы  психологии. 2000. №4.с.73-75.

 

12. Гиндина Е.Д. Генетические  основы эмоциональных и поведенческих  особенностей у детей подросткового  возраста. Кандидатская диссертация  М.: 2005.

 

13. Гинзбург Э.Х. Описание  наследования количественных признаков  человека. Новосибирск: Наука, 1984, 249с. 

 

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.-336с. 

 

15. Егорова М.С. Психология  индивидуальных различий. М.: Планета  детей, 1997, 327с. 

 

16. Егорова М.С., Зырянова  Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда.  Развитие. Монография.- М.: ОГИ, 2004. -576 с. 

 

17. Егорова М.С., Марютина  Т.М. Онтогенетика индивидуальности  человека//Вопросы психологии. 1990.№3. с. 9-16.

 

18. Егорова М.С. Развитие  как предмет психогенетики: роль  генотипа и среды в возрастных  изменениях структуры психологических  признаков. Докторская диссертация.  М.: 2000.

 

19. Ермолаев О.Ю. Математическая  статистика для психологов. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336.

 

20. Забегайлова И.В. Типология  становления произвольной регуляции  в младшем школьном возрасте // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2000. №4. с.20-33.

 

21. Ильин Е.П. Дифференциальная  психофизиология: СПб.: Питер, 2001. -464с.

 

22. Ильин Е.П. Дифференциальная  психофизиология мужчины и женщины.  СПб.: Питер, 2002. -544с.

 

23. Кле М. Психология  подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991. Пер. изд.: Бельгия, 1986.

 

24. Князев Г.Г., Слободская  Е.Р., Савостьянов А.Н., Рябиченко  Т.И., Шушлебина О.А., Левин Е.А.  Активация и торможение поведения  как основа индивидуальных различий // Психологический журнал. 2004. т.25. №4, с.28-40.

 

25. Комарова Т.К., Кондратьева  С.В. Взаимосвязь самопознания  и познания других людей в  ранней юности // психологический  журнал. 1991. Т. 12. №3. С. 30-38.

 

26. Кон И.С. В поисках  себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, 335с. 

 

27. Кон И.С. Психология  ранней юности. М.: Просвещение, 1989, 254с. 

 

28. Крайг Г. Психология  развития. СПб: Питер, 2000. с.992.

 

29. Кулагина И.Ю. Личность  школьника: от задержки психического  развития до одаренности М.: ТЦ  Сфера, 1999, 188с. 

 

30. Купер К. Индивидуальные  различия. М.: Аспект Пресс, 2000. с.527.

 

31. Куравский Л.С., Малых  С.Б. Анализ динамики средовых  влияний в близнецовых исследованиях  // Вопросы психологии. 1991. №6. с.80-89.

 

32. Левонтин Р. Человеческая  индивидуальность: наследственность  и среда. М.: 1993.-c.208.

 

33. Либин А.В. Дифференциальная  психология: на пересечении европейских,  российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.-с.532.

 

34. Лурия А.Л. Об изменчивости  психологических функций и ее  изменчивочти в свете генетического  анализа // Вопросы психологии. 2002. №4. с. 4-18.

 

35. Лурия А.Р. К вопросу  о генетическом анализе психологических  функций и их развитии. Вестник  Московского университета. Сер. 14. Психология. 2004. №2. с.84-87.

 

36. Маккьюсик В. Наследственные  признаки человека. М.: Медицина, 1976, 684с. 

 

37. Малых С.Б. Проблема  наследственности в современных  психологических исследованиях  // Вопросы психологии. 2004. №2. с.136-148.38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для  ознакомления и получены посредством  распознавания оригинальных текстов  диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством  алгоритмов распознавания.

В PDF файлах диссертаций и  авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

 

Автореферат

200 руб.

 

Диссертация

500 руб.

 

Артикул: 238784

Диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история  психологии»

Диссертация

 

 

 

Похожие темы диссертаций

Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового  возраста

Природа межиндивидуальной  изменчивости когнитивных характеристик  в подростковом возрасте

Влияние гипогликемических  состояний на личностные особенности  и систему отношений детей  препубертатного возраста и подростков

Природа индивидуальных различий депрессивных переживаний у подростков

Онтогенез нейро- и психодинамических свойств и их связей с индивидуальными особенностями работоспособности (на материале младшего школьного и подросткового возрастов)

Этнопсихологические различия отношений к болезни у подростков :На материале исследований в России и Йемене

Особенности темперамента детей  и подростков здоровых и с резидуально-органическими психическими нарушениями

Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у  детей в возрасте 5-6 лет :исследование близнецов

 

 Научная электронная  библиотека disserCat — современная  наука РФ, статьи, диссертационные  исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций.

ООО "Научная электронная  библиотека", г. Санкт-Петербург, ОГРН 1127847428774

 

http://www.dissercat.com/content/proyavlenie-svoistv-temperamenta-v-akusticheskikh-kharakteristikakh-rechi

 

http://www.dissercat.com/search?keys=%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%2019.00.01


Информация о работе Темперамент