Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 03:38, реферат
Темперамент (лат. temperamentum - належне співвідношення рис від tempero - змішую в належному співвідношенні) - характеристика індивіда з боку динамічних особливостей його психічної діяльності, тобто темпу , швидкості, ритму , інтенсивності, що складають цю діяльність психічних процесів і станів.
Аналіз внутрішньої структури темпераменту представляє значних труднощів, обумовлені відсутністю в темпераменту (у його звичайних психологічних характеристиках ) єдиного змісту і єдиної системи зовнішніх проявів. Спроби такого аналізу приводять до виділення трьох головних , ведучих, компонентів темпераменту , що відносяться до сфер загальної активності індивіда , його моторики і його емоційності.
Сравнивая результаты разных исследований, и нашего в том числе (Saudino et al., 1995; Егорова М.С. (2004); Малых С.Б., Гиндина Е.Д., Надысева В.В. (2004)), следует отметить, что получаемые данные о влиянии наследственных и средовых факторов на индивидуальные различия зависят от особенностей исследуемой популяции, от выбора методов исследования, от экспериментальной схемы.
Основываясь на концепции
темперамента М.К.Ротбарт, мы получили
новые данные о природе темперамента
подростков от 10 до 17 лет на российской
выборке. Полученные данные вносят вклад
в развитие теоретических представлений
психологии о темпераменте, а также
способствуют оценке роли наследственности
и среды в вариативности
Нами получено, что в 10-14 лет среда влияет на индивидуальные различия реактивных свойств - страха, агрессии, уровня активности и на вариативность онтогенетически незрелых в этот период- контроля внимания и удовольствие от стимуляции высокой интенсивности. В 10-14 лет генетические влияния испытывают свойства, связанные с саморегуляцией -контроль торможения и фрустрация и онтогенетически зрелые свойства -перцептивная чувствительность, удовольствие от стимуляции низкой интенсивности, аффилиация, застенчивость.
В 15-17 лет генотип влияет на свойства, связанные с саморегуляцией -контроль торможения, контроль внимания и фрустрация, и на онтогенетически зрелые по сравнению с предыдущим возрастным периодом - контроль внимания и удовольствие от стимуляции высокой интесивности. В 15-17 лет среда влияет на вариативность реактивных свойств - страха грусти, дискомфорта и на онтогенетически незрелые - контроль активации и аффективную чувствительность.
Таким образом, гипотеза нашего
исследования полностью подтвердилась.
На вариативность свойств
Список литературы диссертационного исследования
кандидат психологических наук Лобаскова, Марина Михайловна, 2006 год
1. Алмаев Н.А., Островская
Л.Д. Адаптация опросника
2. Алфимова М.В, Трубников
В.И. Генные основы
3. Алфимова М.В, Трубников
В.И. Психогенетика
4. Андреева А.Д. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту.-М.: Педагогика, 1989, 169с.
5. Бабынин Э.В. Генетические
аспекты темперамента//
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986, 420с.
7. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Изд-во «Речь», 2000. с.440.
8. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. -М.: Знание, 1979.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1995, 348.
10. Булаева К.Б. Генетические
основы психофизиологии
11. Гилёва О.Б., Бочарова
Т.В. Влияние социальных
12. Гиндина Е.Д. Генетические
основы эмоциональных и
13. Гинзбург Э.Х. Описание
наследования количественных
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, Юрайт, 2000.-336с.
15. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997, 327с.
16. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. Монография.- М.: ОГИ, 2004. -576 с.
17. Егорова М.С., Марютина
Т.М. Онтогенетика
18. Егорова М.С. Развитие
как предмет психогенетики:
19. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. 336.
20. Забегайлова И.В. Типология
становления произвольной
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: СПб.: Питер, 2001. -464с.
22. Ильин Е.П. Дифференциальная
психофизиология мужчины и
23. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие) / Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991. Пер. изд.: Бельгия, 1986.
24. Князев Г.Г., Слободская
Е.Р., Савостьянов А.Н., Рябиченко
Т.И., Шушлебина О.А., Левин Е.А.
Активация и торможение
25. Комарова Т.К., Кондратьева С.В. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // психологический журнал. 1991. Т. 12. №3. С. 30-38.
26. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984, 335с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989, 254с.
28. Крайг Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. с.992.
29. Кулагина И.Ю. Личность
школьника: от задержки
30. Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000. с.527.
31. Куравский Л.С., Малых
С.Б. Анализ динамики средовых
влияний в близнецовых
32. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: 1993.-c.208.
33. Либин А.В. Дифференциальная
психология: на пересечении европейских,
российских и американских
34. Лурия А.Л. Об изменчивости
психологических функций и ее
изменчивочти в свете
35. Лурия А.Р. К вопросу
о генетическом анализе
36. Маккьюсик В. Наследственные признаки человека. М.: Медицина, 1976, 684с.
37. Малых С.Б. Проблема
наследственности в
Обратите внимание, представленные
выше научные тексты размещены для
ознакомления и получены посредством
распознавания оригинальных текстов
диссертаций (OCR). В связи с чем,
в них могут содержаться
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 238784
Диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии»
Диссертация
Похожие темы диссертаций
Гендерные различия в проявлении
агрессивности у детей
Природа межиндивидуальной изменчивости когнитивных характеристик в подростковом возрасте
Влияние гипогликемических состояний на личностные особенности и систему отношений детей препубертатного возраста и подростков
Природа индивидуальных различий депрессивных переживаний у подростков
Онтогенез нейро- и психодинамических свойств и их связей с индивидуальными особенностями работоспособности (на материале младшего школьного и подросткового возрастов)
Этнопсихологические различия
отношений к болезни у
Особенности темперамента детей и подростков здоровых и с резидуально-органическими психическими нарушениями
Природа индивидуальных различий в ЭЭГ-индикаторах внимания у детей в возрасте 5-6 лет :исследование близнецов
Научная электронная
библиотека disserCat — современная
наука РФ, статьи, диссертационные
исследования, научная литература,
тексты авторефератов
ООО "Научная электронная библиотека", г. Санкт-Петербург, ОГРН 1127847428774
http://www.dissercat.com/
http://www.dissercat.com/