Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли темперамента в профессиональной деятельности и управленческом общении. Цель работы будет достигаться путем решения следующих задач:
1) Определение понятия темперамент и его свойств,
2) Рассмотрение основных теорий темперамента
3) Описание основных типов темперамента

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Общая характеристика темперамента................................................................5
1.1Темперамент: понятие, теории, свойства, значение в жизнедеятельности человека....................................................................................................................5
1.2 Характеристика типов темперамента............................................................13
2 Темперамент: управленческий аспект..............................................................22
2.1 Руководитель как носитель темперамента: особенности проявления каждого типа..........................................................................................................22
2.2 Взаимодействие руководителя с подчиненными разных типов темперамента.........................................................................................................30
Заключение.............................................................................................................43
Список используемой литературы.......................................................................44

Вложенные файлы: 1 файл

SiPU_kursovaya.docx

— 94.27 Кб (Скачать файл)

Рекомендации для продуктивной деятельности:

Руководитель  должны делать основной на умении сосредотачиваться  на выполняемой работе и доводить ее до конца. С сангвиниками можно  быть требовательным и, конечно, не следует  перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно можно перешагнуть порог очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, так и будет бросать очередное задание, как только оно потребует от него непривычных усилий. Не позволяйте ему пропускать  тренинги и семинары, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько плохо и ненадежно выглядит его работа, если оно выполнено без соблюдения "ненужных, правил, терпеливо объясните как его нужно оформлять. И, конечно, хвалите его, удивляйтесь результатам.

Наиболее подходящие работы: благодаря своим организаторским  способностям и умением легко  налаживать контакты с людьми подходят такие профессии и специальности, как менеджер, учитель, врач, воспитатель.

Меланхолик: человек со слабым типом нервной системы, неуравновешен, малоподвижный, его отличает высокая эмоциональная чувствительность, при слабом внешнем выражении, часто реакция не соответствует  силе раздражения. Слабые стороны:

    1. Склонен к размышлениям, интроверты, нередко погружены в свой мир переживаний, мыслей, часто обладает высокими творческими способностями.
    2. Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь"
    3. Отправляясь заниматься работой, меланхолик  будет долго сидеть над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";
    4. На новом рабочем месте первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится
    5. Человек меланхолического типа темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики речи и резкой утомляемостью.
    6. Ненастойчив и необщителен, склонен к опасениям по поводу и без повода; застенчивый и робкий, он часто проявляет тревожность и неловкость. Эти люди склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми, неизвестными им людьми.
    7. Нерешительны в трудных обстоятельствах. Проявляют неловкость в новой обстановке.
    8. Из-за слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходят в состояние растерянности, замедленности, наблюдается ухудшения результатов деятельности или ее прекращения.
    9. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется довольно продолжительный отдых).
    10. Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им.
    11. Он часто грустен, подавлен, не уверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстройства.
    12. Самооценка меланхолика, как правило, заниженная, что не дает им возможности достаточно полно раскрыть имеющиеся возможности, умения, навыки, способности. Заниженная самооценка у человека меланхолического темперамента как бы блокирует реализацию имеющихся возможностей, мешает не только проявлению имеющихся способностей, но и отрицательно воздействует на их развитие.
    13. При недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Сильная сторона:

    1. Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей, они чувствительные, тонкие и наблюдательные, способные заметить мельчайшие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть. 

Рекомендации для продуктивной деятельности:

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, треннинги, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится  вместе со всеми. Ему нужна помощь окружающих включиться в игру,занятие, нужно научиться знакомиться  с партнерами, новыми коллегами; порепетировать фразы, с которыми он подойдет к незнакомцам. Нужно так же убедиться, что неудача  не делает его хуже остальных. Девиз  в общении с меланхоликом - "Людям  свойственно ошибаться".

 

 Для меланхолика важно  постоянно получать поддержку  близких людей. Нужно его хвалить,  хвалить и еще раз хвалить,  искать даже в неудачах позитивные  моменты. Например, если что-то  не удалось, нужно хвалить его  за то, что он вообще решился  заняться этим делом. Нужно  переключать его внимание на  результат деятельности, а не  на оценку. Нужно просить продемонстрировать  его достижения, восхищаться и  радоваться за него. Подчеркивать, что окружающие его близкие  люди уверены в его силах  и знают, что он сможет справиться  с задачей. Говорить ему об этом, напоминайть о прошлых успехах.

 

Ему нужно научиться воспринимать ошибку как подсказку к будущим  успехам, спокойно разбирать без  отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсуждать с кем-то, как действовать в следующий  раз. Так же ему нужно поручать дела, с которыми он наверняка справится  и результат которых сможет оценить  как можно больше окружающих. Это  поможет ему набраться уверенности  для решения более сложных  задач.

 

Общение. Такие люди чаще всего чувствуют себя "белой  вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику  трудно прийти в новый коллектив, участвовать в общих делах  и развлечениях. Окружающим, в том  числе и руководителю, нужно постараться  стать для него тем самым человеком, которому он может довериться, не разглашать его тайн, не критиковать слишком  сильно, философствовать вместе с  ним, обсуждать ситуации, которые  вы наблюдали, демонстрировать, что  вам очень интересно слушать  его рассказы о себе, его мысли  об окружающем "мире".

 

 Если меланхолик чувствует  себя уютно в коллективе, он  может играть роль мозгового  центра, эдакого серого кардинала,  и пользоваться уважением за  свою выдумку и изобретательность

Наиболее подходящие работы: меланхолики это чаще всего люди искусства: писатели, поэты, художники, музыканты.

От темперамента зависит отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник – рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. [12, 6]

Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно  иллюстрирует А.Ф.Кони : "Для характеристики влияния темперамента на показание, на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно. Сангвиник, волнуясь, скажет: "Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей; эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнует и тревожит". Меланхолик скажет: "При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе". Холерик, негодуя, скажет: "Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего? И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!"  А флегматик скажет: "Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят: я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!". Так же можно вспомнить книгу Круга "Торопись не спеша": "Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. "Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезенье! Что же ждать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет", – приговаривал он сквозь слезы. "Чего тут ворчать, вышибем ворота и все дела!" - горячился второй, дубася кулаком в ворота. "Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка", - успокаивал попутчиков третий. "Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем", - взял в свои руки инициативу четвертый".

    В зависимости от темперамента изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций: одни склонны к гневу, радости, удивлению (сангвиники); другие – к гневу, отвращению, враждебности (холерики); третьи – к грусти (меланхолики).

Подводя итог можно сделать  вывод, что у каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться меланхолику, как человеку впечатлительному с  глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без  скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому  для любой работы; холерику, как  страстному, неистовому и активному  в работе человеку. Тем боле, что  большинство живущих на земле людей не являются "чистыми типами", а представляют собой смесь  разных темпераментов.  

2. Темперамент: управленческий  аспект

 

2.1 Руководитель как носитель  темперамента: особенности проявления  каждого типа

Определенное сочетание  свойств темперамента, проявляющееся  в познавательных процессах, действиях  и общении человека, определяет его  индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих  от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом  действий, а способом достижения результат

Руководитель-холерик: руководители с данным типом темперамента, являются незаменимыми в организациях с авторитарной системой руководства, где необходим постоянный контроль и умение быстро реагировать и принимать решения в сложных ситуациях, поскольку данный тип темпераментах характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом. Врабатываемость у холерика быстрая, но ритм работы неравномерный.

Такой менеджер или руководитель легко берется за новые дела, правда не всегда доводит их до конца. При  выполнении ответственных заданий  у него может возникнуть повышенная напряженность и обостриться  чувство ответственности. Наиболее продуктивен холерик на цикличных  работах, когда максимальное напряжение сил сменяется более спокойным  периодом.

Для поведения руководителя-холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и наоборот, эмоциональные  спады, состояние депрессии, цикличность эмоциональных состояний. В состоянии эмоционального подъема у них высокая работоспособность, исключительная инициатива и творческий порыв.

Холерику противопоказаны  монотонные, однообразные виды работы, требующие терпения и усидчивости. Наоборот, работа, требующая самостоятельного поиска или смены обстановки, условий  и инструмента, выполняется им более продуктивно. [14, 124]

 Руководители с холерическим  темпераментом любит учиться  и всегда стремится к повышению  компетентности.

В общении с подчиненными руководитель-холерик допускает  резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности  объективно оценить поступки людей, служит причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Он много и быстро говорит, без промедления отвечает собеседнику. Часто перебивает: когда  собеседник только начал о чем-то говорить, он  уже все понял  и имеет готовый ответ. В тоже время не терпит, чтобы перебивали его. Такой руководитель быстро воспринимает и запоминает новую информацию, правда, иногда поверхностно, и может сразу  же ее забыть. Он много и быстро двигается, часто и суетливо поправляет детали своего костюма (мужчины – галстук, очки или часы, женщины – прическу и украшения). На совещании может  крутить ручкой, снимать и надевать очки, болтать ногой, вынимать носовой  платок и убирать, шептаться с  соседом и т. д. Он с трудом переносит  снижение активности, и необходимость  оставаться некоторое время в  покое. Отношение его к другим людям также может полярно  изменяться к зависимости от фаз  психического, эмоционального состояния: при эмоциональном подъеме вера в другого человека, желание ему  помочь, стать другом, братом, а при  спаде – подозрительность, недоверие, замкнутость, необщительность. В связи  с тем, что отношение к людям  и поведение руководителя-холерика крайне изменчивы, а нередко полярно  противоположны, приспособиться, адаптироваться к такому начальнику порой трудно. В отношениях с членами коллектива, в общении нередко образуется барьер, вызванный трудностями прогнозирования  его поступков. Однако его психодинамические  свойства достаточно выразительны, что  позволяет людям хорошо их обнаруживать и оценивать, и в соответствии с этим строить вполне адекватную линию поведения. У таких руководителей можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, может быть злопамятным, мстительным. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. [14, 124]

Руководитель холерик нередко имеет авторитарный стиль управления с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки.

Информация о работе Темперамент в профессиональной деятельности и управленческом общении