Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др . Поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».

Содержание

Введение.
1.Понятие личности
2.Направленность и мотивы деятельности человека. Самооценка
3.Общая характеристика способностей человека
4.Уровни развития способностей и индивидуальные различия
5.Понятие о темпераменте

6. Типы темперамента

7.Характер человека

8.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
9. Методики:
-.Методика Диагностики Социально-Психических Установок
Личности в Мотивационно- Потребностной Сфере О. Ф. Потёмкиной
-. Методика Диагностики Самооценки Мотивации Одобрения
(Шкала Лживости) Д. Марлоу И Д. Крауна
-. Методика Диагностики Темперамента Я. Стреляу
-. Методика Определения Типа Хактера по К. Юнгу
-. Методика « Дифференциально - Диагностический Опросник» (ДДО)
Е. А. Климова
10. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психодиагностике 3,6.docx

— 125.30 Кб (Скачать файл)

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции.

  Широкое распространение  получила классификация характеров  в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы.

Следует отметить, что все  существующие концепции типов характера  обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для  становления характера можно  считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много  и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным  средством формирования характера  является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

 

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О. Ф. ПОТЕМКИНОЙ

Методика выявления  социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат»

Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный протокол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не             соответствует утвердительному ответу на вопрос.

Вопросы:

1. Сам процесс выполняемой  работы увлекает Вас больше, чем  этап ее завершения?

2. Для достижения цели  Вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят,  что Вы больше думаете о  других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени  уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не  решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости  в Вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить  за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек  сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся  деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать  людям, когда они Вас о чем-либо  просят?

12. Для себя Вы делаете  что-либо с большим удовольствием,  чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие  от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов  в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь  оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не  нужно для кого-либо сильно

напрягаться?

17. Вы более всего уважаете  людей, способных увлечься делом  по-настоящему?

18. Вы часто завершаете  работу вопреки неблагоприятной  обстановке, нехватке времени, помехам  со стороны?

19. Для себя у Вас  обычно не хватает ни времени,  ни сил?

20. Вам трудно заставить  себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете  одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете  достаточно сил, чтобы рассчитывать  на успех в жизни?

23. Вы стремитесь как  можно больше сделать для других  людей?

24. Вы убеждены, что забота  о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли Вы увлечься  делом настолько, что забываете  о времени и о себе?

26. Вам часто удается  довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая  большая ценность в жизни —  жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать  себя эгоистом?

29. Бывает, что Вы, увлекаясь  деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч  с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная  черта - бескорыстие?

32. Свободное время Вы  используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете  свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей,  которые не умеют позаботиться  о себе?

35. Вам трудно решиться  использовать усилия человека  в своих интересах?

36. Вы часто просите  людей сделать что-либо из корыстных  побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо  дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. Стремление к результату  в любом деле — Ваша отличительная  черта?

39. Ваша отличительная  черта - умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать  максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления  социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — Деньги»

Цель методики и процедура  проведения та же, что и в предыдущей.

Вопросы:

1. Вы согласны, что самое  главное в жизни — быть мастером  своего дела?

2. Вы более всего дорожите  возможностью самостоятельного  выбора решения?

3. Ваши знакомые считают  Вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать  деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для  Вас является главным наслаждением  в жизни?

6. Основное стремление  в Вашей жизни - свобода, а  не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь  власть над людьми — наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные  в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы  все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается  следовать своим убеждениям вопреки  требованиям со стороны?

11. Считаете ли Вы, что  самое важное качество для  власти - это ее сила?

12. Вы уверены, что все  можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей  по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не  связывать себя различными обязательствами  перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство  негодования, если кто-либо не  подчиняется Вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо  скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый  должен обладать свободой в  рамках закона?

19. Вам легко заставить  людей делать то, что Вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше  иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни Вас радует  только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление  в Вашей жизни — быть свободным?

23,. Вы считаете себя  способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для Вас  заработок главным стремлением  в жизни?

25. Любимое дело для  Вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удается  отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли Вы  жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги  «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим  жертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя  хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить  себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые  ценят Вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие Вашу  свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить  Вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается  накопить нужную сумму денег?

37. Труд — наибольшая  ценность для Вас?

. Вы уверенно и непринужденно  чувствуете себя среди незнакомых  людей?

39. Вы согласны ущемить  свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение  для Вас — отсутствие денег?

 

Обработка и интерпретация  данных:

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на «альтруизм— эгоизм», «процесс —результат»:

1. Сумма «плюсов» первой строки—вопросы: 1, 5, 9,13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 – «ориентация на процесс».

Обычно люди более ориентированы  на процесс, менее задумываются над  достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. Сумма «плюсов» второй строки—вопросы: 2, 6, 10,14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 — «ориентация на результат».

Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. Сумма «плюсов» третьей строки — вопросы: 3, 7, 11,15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 — «ориентация на альтруизм».

Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения.

Это люди, о которых стоит  позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм». Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий»  встречается довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32,36, 40.

Ключи к методике выявления установок «свобода—власть», «труд — деньги»:

Подсчет данных осуществляется так же, как и в предыдущей методике —подсчитывается количество плюсов (ответов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. Сумма первой строки  – «ориентация на труд» - обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. Сумма второй строки  — «ориентация на свободу» — главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы и деньги».

3. Сумма третьей строки  – «ориентация на власть» - эта ориентация больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто — это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. Сумма четвертой строки  — « ориентация на деньги» —обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители — эта ориентация выражена слабее, чем другие.

 

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ

(ШКАЛА ЛЖИВОСТИ) Д. МАРЛОУ И Д. КРАУНА

 

Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям Вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».

1. Я внимательно читаю  каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний,  когда кому-нибудь нужно помочь  в беде.

3. Я всегда внимательно  слежу затем, как я одет.

4. Дома я веду себя  за столом так же, как в столовой.

Информация о работе Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера