Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Научно-теоретические исследования в области профилактики наркомании проводятся во всем мире. «Как бороться с наркоманией?» — главный вопрос, стоящий перед исследователями.
Однозначного ответа до сих пор не существует. Многие концепции, на которых основывается профилактика наркомании в нашей стране и за рубежом, оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни все время происходят изменения, за которыми не может угнаться ни одна из уже созданных теорий. Необходим постоянный поиск новых путей решения этой проблемы. Однако каждая теория содержит некоторые положения, которые могут оказаться универсальными социально-психологическими феноменами. Их необходимо учитывать при проведении профилактики наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

2.koping-strategii.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Существует огромное количество методик, направленных на выявление и измерение различных видов социальной поддержки. Их обилие и разнообразие затрудняет выбор наиболее эффективного инструмента для проведения научных исследований. В 1979 году Л.Беркман и С.Сим разработали «Индекс социальной сети» — опросник, измеряющий источник социальных контактов в сферах: «семья», «родственники» , «религиозное общество» и «общественные организации» (Berkman L., Sim S., 1979). Чуть позже была создана «шкала социальной связи», в которой оценивались качественные и количественные аспекты социальной поддержки, относящиеся к работе, финансам, семье, собственному здоровью, собственной личности и обществу в целом. Шкала состоит из 18 пунктов. Время работы со шкалой — 7 минут (Markpflan M., 1981).

Можно также отметить «опросник социально-поддерживающего поведения», разработанный в 1981 году, с помощью которого определяется частота получения социальной поддержки от окружающих и восприятие этой поддержки респондентом (Barrera M.,1983); «шкалу социальной поддержки», включающую субшкалы дружеской, семейной поддержки, поддержки, получаемой от соседей и общественных организаций (Din А., 1981); «опросник социально-поддерживающих ресурсов», измеряющий размер, характеристики и структуру индивидуальной социально-поддерживающей сети (Vauks A., 1982); «опросник социальной поддержки» Саразона, определяющий восприятие числа лиц, оказывающих социальную поддержку, а также удовлетворенность социальной поддержкой (Sarazon B.R. et. al.,1983); «индекс социальной поддержки» Вилкокса измеряющий сферы эмоциональной, информационной и материальной поддержки (Vilckox В., 1981).

Эффективность и адекватность социальной поддержки можно оценить по трем аспектам: семья, друзья, значимые другие (Zimet G., 1988).

1.2. Пассивные  и активные механизмы совладаиия  со стрессом. Соотношение копниг-механизмов  и механизмов психологической  защиты

В условиях стресса у  человека актуализируются два типа адаптационных механизмов: психологическая  защита — компенсация стресса; копинг — совладание со стрессом.

Проблема соотношения  понятий «защитные механизмы» и  «копинг-механизмы» является дискуссионной. Некоторые авторы признают только пассивные механизмы психологической защиты как единственный вид преодоления стресса. Другие же исследователи предполагают параллельное действие механизмов психологической защиты и копинга в процессе адаптации. Третьи авторы трактуют защитные механизмы как разновидность копинг-поведения.

Еще в 1952 году К.Гольдштейн проводил различия между протективными механизмами и механизмами защиты. Он утверждал, что, хотя и те и другие могут использоваться для преодоления стресса и тревоги, первые возникают при появлении трудностей функционирования в окружающей среде, последние же развиваются в ответ на психодинамический конфликт (Goldstein К., 1952).

По 3. Фрейду, защитные механизмы  являются врожденными; они запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию снятия внутреннего конфликта.

Механизмы психологической  защиты способствуют сохранению психологической целостности личности и определяются как относительно стабильные индивидуальные паттерны (Vaillant G.E., 1977).

В.А.Ташлыков рассматривает  психологическую защиту как одну из форм психических регулятивных механизмов, выступающих в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспомощности, вызванное внешним или внутренним конфликтом, не может понять его истинные источники и успешно справиться со стрессом. Защитные механизмы направлены на снижение ощущения выраженного дискомфорта, что достигается преимущественно путем искажения восприятия и оценки внешнего и внутреннего мира. Он отмечает, что диапазон этих приспосо-бительных механизмов достаточно широк: от попыток активного преодоления трудноразрешимых ситуаций до полного отказа от необходимых действий.

В.А.Ташлыков делит механизмы  психологической защиты, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и сохранение устойчивости системы «Я», на три основные группы в зависимости от степени активности и противодействия стрессу:

1) защитные механизмы,  помогающие самостоятельно справиться  с ситуациями, представляющими психологическую угрозу для личности (группа близка к копинг-механизмам);

2)защитные механизмы  по типу «вытеснения», «отрицания», отличающиеся автоматизированностью и отсутствием осознания при достаточно ригидной системе «Я»;

3) защитные механизмы  «рационализации», «бегства в болезнь», «фантазирования». Они отражают  особенно пассивный характер попыток личности справиться с психологическим стрессом при неопределенной позиции.

Для объяснения механизма  совладания автор использовал классификацию Е. Хейма, которая соотносилась со сферами функционирования личности больного (когнитивная, эмоциональная и поведенческая сферы). Механизмы совладания в когнитивной сфере представлены стратегиями «отвлечение», «проблемный анализ»; в эмоциональной сфере — «эмоциональная разрядка», «оптимизм», «пассивное сотрудничество», «сохранение самообладания»; в поведенческой сфере — «отвлечение», «альтруизм», «активное избегание», «поиск поддержки», «конструктивная активность» и т.д.

Автор рассматривает  механизмы совладания и психологической защиты как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивида на стрессовые ситуации (Ташлыков В.А., 1990, 1992).

Постепенно в работах многих зарубежных и отечественных исследователей появляется расширенное описание традиционного понятия «защитные механизмы» за счет включения в него активно-оборонительных вариантов.

Н.В. Иванов разделил защитные позиции личности на три типа:

1) уклонение от переживания  трудной ситуации;

2) преодоление такой  ситуации обходным путем;

3) стремление к преодолению  психотравмирующей ситуации путем  прямого сопротивления.

Первый вариант является отражением пассивной защиты, два последних подразумевают активность человека в использовании резервных возможностей организма и личности (Иванов Н.В., 1974; Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В. М., 1993 Савенко Ю.С., 1974). По мнению М.М. Кабанова, активная роль личности больного в преодолении болезни является одним из основных принципов реабилитации больных с психическими нарушениями (Кабанов М.М., 1985).

Исследования В.С.Ротенберга и В.А.Аршавского (1984) показали, что  активность организма и личности оказывает положительное воздействие  на предотвращение болезненных состояний, а пассивность человека — отрицательное. Патогенное действие оказывает не столько сам стресс, сколько тип поведения человека, находящегося под его давлением. Болезнь легче возникает и тяжелее протекает при пассивно-оборонительном поведении.

Н. Хаан рассмотрела термин «защитные механизмы» с позиций  психоанализа и сделала вывод  о существовании «копинг-механизмов». В рамках психоаналитической теории защитные механизмы позволяют устранить психотравмирующее воздействие, но за счет искажения действительности. На основании проведенных исследований Н. Хаан пришла к выводу, что существуют аналогичные защитные механизмы, позволяющие преодолеть конфликтную ситуацию без искажения действительности и обеспечить адаптацию без отказа от реальности. Классические защитные механизмы она характеризует как эмоционально неадекватные, ригидные, не соответствующие действительности. Четкое разведение копинга и защиты играет центральную роль в интерпретации Н. Хаан. Используя метод Q-сортировки, она разделила 97 подростков на «активно преодолевающих стресс» и «защитников». Двадцатилетнее наблюдение за ними показало, что, несмотря на выраженные изменения в поведении как «активных» так и «защитников», основное различие между ними — активное либо пассивное преодоление — сохранилось (HaanN., 1977).

Р. Лазарус рассматривает  защитные механизмы как интрапсихические формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация. Данное поведение именуется им «пассивное копинг-поведение» (Lazarus R.S., 1966). Автор провел дифференциацию непродуктивных методов психологической защиты. К первой группе он отнес симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.), а ко второй — интрапсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация). Он предложил параметры классификации и дифференциации копинг-механизмов и механизмов защиты: временная направленность; инструментальная направленность (на окружение или на самого себя); функционально-целевая значимость — механизм совладания индивида с ситуацией (функция восстановления нарушенных отношений индивида с окружением или регуляции эмоционального состояния); модус совладания — поиск информации, реальные действия или бездействие (Lazarus R.S., 1976).

Ф.Е.Василюк рассматривает  соотношение понятий «ко-пинг»  и «защита» применительно к категории  «переживание». Он отмечает, что исследователи, использующие в своей терминологии понятия «совладание» и «компенса-торика», применяют для обозначения «неудачных» процессов переживания понятие «защиты», а для описания «удачных процессов» — термин «совладание». Другие авторы, рассматривающие понятие психологической защиты как общую для всех процессов переживания категорию, употребляет в своих работах термины «успешные» и «неуспешные» защиты. Некоторые исследователи настаивают на расширении понятия «защита», и включении в него и не только «неудачных» патологических, но и «эффективных», «здоровых» процессов (Василюк Ф.Е.,1984).

Ряд авторов предлагает при постановке психотерапевтических задач условно объединить в единое целое механизмы защиты и механизмы совладания (Чехлатый Е.И., ВеселоваН.В., 1992).

Е.И. Чехлатый отмечает: «Отличие механизмов совладания от механизмов психологической защиты в том, что первые используются индивидуумом сознательно и направлены на активное изменение ситуации, а вторые — неосознаваемы, пассивны и направлены на смягчение психического дискомфорта» (Чехлатый Е.И., 1992).

Л. И. Вассерман с соавторами рассматривает механизмы психологической защиты и механизмы совладания как способы адаптации к стрессовой ситуации, где копинг - поведение определяется как стратегия действия личности, направленная на устранение ситуации психологической угрозы. Механизмы психологической защиты являются интрапсихической адаптацией и направлены на ослабление психического дискомфорта. Для различения механизмов психологической защиты (МПЗ) и механизмов совладания авторы предложили следующую схему анализа:

1. МПЗ не приспособлены  к требованиям ситуации и являются  ригидными, техники эмоционального  самоконтроля пластичны и приспособлены к ситуации.

2. МПЗ стремятся к  возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения; при использовании эмоционального самоконтроля человек, напротив, часто сам приносит себе мучения (антигедонистический характер техник самоконтроля).

3. МПЗ «близоруки»,  создают возможность только разового  снижения напряжения (принцип действия — «здесь» и «сейчас»), тогда как механизмы совладания рассчитаны на перспективу.

4. МПЗ приводят к  искажению восприятия действительности и самого себя; механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также способностью к объективному отношению к самому себе (Вассерман Л. И. с соавт., 1998).

 

 

Исследование  копинг-поведення в наркологии

Многие авторы, изучающие  причины употребления психоактивных  веществ, приходят к выводу о том, что оно тесно связно с жизненными стрессовыми событиями.

Алкоголь нередко принимается  с целью уменьшения субъективного  стресса, вызванного неприятными событиями (Temmer S.G., VeroffJ., Colten M.E., Wills T.A.). Эффект алкогольного опьянения способствует повышению эмоциональной оценки, ощущению доминирования и удовольствия, позволяет человеку временно воздействовать на среду. К злоупотреблению алкоголем в стрессовых ситуациях склонны люди, плохо переносящие фрустрацию. Избегание затруднительного положения с помощью выпивки является пассивной реакцией на ситуацию, которая приводит к еще большему напряжению и конфликтам. Неудачное решение или уход от решения увеличивает количество вновь возникающих проблем (Завьялов В.Ю., 1988).

X. Пезешкиан перечисляет  следующие причины употребления наркотиков: проблема одиночества, вопросы смысла жизни, предательство. Употребление психоактивных веществ давало пациентам возможность пребывать в мире фантазии. Но прекращении действия наркотика состояние больных ухудшалось, реальная ситуация оставалась без изменений, что способствовало появлению новой потребности в наркотиках. В результате больные попадали в «замкнутый круг», из которого не могли выбраться (Пезешкиан X., 1993).

Ф. Килхольц предполагает, что наиболее частой причиной злоупотребления алкоголем являются скрытые депрессии. Интенсивное эмоциональное напряжение длительного характера приводит к психическому истощению, которое сопровождается повышенной возбудимостью, сверхчувствительностью, хронической усталостью, нарушением сна. Подобное состояние способствует поиску спасения в алкоголе (Kielholz F., 1970). Данное предположение подтверждается в работах многих авторов, изучающих связь депрессивной личности с развитием алкогольной зависимости (Amark С., 1951; Bleuler M., 1955; Mezel A., Levendel L., 1968; Overall J., 1973; Winokur G., 1979).

Причинами употребления наркотиков могут быть низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, плохая переносимость конфликтов (Вруб-левскийА.Г., Цетлин М.Г. 1987, Битенский B.C., 1991; Звартау Э.Э., 1988; Попов Ю.В., 1994).

Употребление психоактивных  веществ более вероятно, когда степень стресса высока и когда ресурсы личности и среды истощены. Больным наркоманией свойственна низкая эффективность функционирования блока личностно-средовых ресурсов — негативная, слабосформированная Я-концепция, низкий уровень восприятия социальной поддержки, эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, отсутствие эффективной социальной поддержки со стороны окружающих и т.д. (Сирота Н.А., Ял-тонскийВ.М., 1995,1996).

Информация о работе Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ