Теория социальных проблем и особенности социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Анализ проблем и особенностей социализации личности в современном обществе нельзя не начать с уточнения понятия «личность». На мой взгляд, личность - это итог развития человека, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Но следует дать более определенное научное понятие «личность». Итак, личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры и обусловлена биологическими особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Теоретические аспекты социализации……………………………...
Значение социализации………………………………………………
Основные положения теории социализации……………………….
Институты социализации……………………………………………
Фазы социализации…………………………………………………
Основные подходы к периодизации социализации………………..
Ресоциализация………………………………………………………
Социализация личности в современном обществе……………….
Механизмы социализации личности……………………………….
Проблемы социализации личности в современном обществе…..
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы ………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контр работа по социализ. личности.docx

— 58.43 Кб (Скачать файл)

Человеку свойственно врожденное природное стремление к познанию. Поэтому первостепенное значение процессу пробуждения и развития познавательной активности личности с ранних лет  придается тогда, когда ум и душа особенно восприимчивы, энергичны. До 25 лет - этап профессиональной социализации личности. В это время человек  сам проектирует свое будущее. Что  касается соотношения теоретических  фундаментальных знаний и практического опыта, между ними всегда существует временной лаг на протяжении всей активной жизни человека, в любой сфере деятельности. Они постоянно корректируют друг друга - то знания требуют практической реализации, то опыт нуждается в теоретической подпитке. Пожалуй, самое отрадное, обнадеживающее явление в современной России - это своего рода бум на образование. Молодые люди уже не ограничиваются одним высшим специальным образованием, а вполне осознанно стремятся дополнить его новейшими знаниями и технологиями. Сегодня вновь востребован интеллект, профессионализм, творческий, инновационный потенциал личности. Это - вызов времени, в то же время безусловный залог достойного развития общества. Порой успешное динамичное развитие личности во многом определяется физическим здоровьем, психической устойчивостью и развитым интеллектом.

На протяжении своей истории  общество меняло свое отношение к  людям с отклонениями в развитии. Оно прошло путь от ненависти и  агрессии до терпимости, партнерства  и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

По мнению Н. Н. Малофеева, в эволюции отношения общества и государства  к лицам с отклонениями в развитии можно выделить пять периодов

Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Переломным моментом перехода к данному  периоду в Западной Европе является первый прецедент государственной  заботы об инвалидах - открытие в Баварии  первого приюта для слепых в 1198 г. В России же возникновение первых монастырских приютов приходятся на 1706-1715 гг., которое связано с реформами Петра I.

Второй период - от осознания необходимости  призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности  обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности  обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с  нарушениями слуха, зрения, умственно  отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости  обучения части аномальных детей  к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей  тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском  равноправии. Период характеризуется  в западноевропейских странах перестройкой в 80-90-е гг. организационных основ  специального образования, сокращением  числа специальных школ и резким увеличением количества специальных  классов в общеобразовательных  школах.

Социальные проблемы иного порядка  связаны с региональными условиями  с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.

Поскольку специальные образовательные  учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто  вынуждены получать образование  и воспитание в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу  дети инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся  сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают  подлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Хотя новые, изменившиеся условия  жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных  престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем  видам труда, в которых есть потребность  в данном регионе, при наличии  нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Социальная политика в России, ориентированная  на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как  недуг, заболевание, патология. Такая  модель вольно или невольно ослабляет  социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального  здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая  на признание своего неравенства, неконкурентоспособности  по сравнению с другими детьми.

Главная проблема ребенка с ограниченными  возможностями заключается в  его связи с миром, а ограничении  мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к  культурным ценностям, а иногда - и  к элементарному образованию. Эта  проблема является не только субъективного  фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование  недоступной для инвалида архитектурной  среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко  выраженный региональный характер.

Проблема социализации личности (и  не только формирующейся « личности, т.е. молодого человека) представляется весьма острой и потому, что в  связи с резким падением рождаемости  в большинстве европейских стран  и в частности в России имеет  место феномен под названием «старение населения». Взрослые и в особенности пожилые люди с каждым годом составляют всё более существенную в количественном отношении часть населения многих стран. Это заметно повышает значимость проблемы социализации взрослых людей, заставляет политиков, философов и учёных, исследующих личность и общество, по-новому смотреть на место и роль пожилых людей в обществе, требует проведения новых исследований как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

Сходные условия формирования личности детерминируют у множества индивидов  общие, похожие взгляды на мир  и его ценности, общие жизненные  цели и задачи, нормы поведения, вкусы, привычки, симпатии и антипатии, черты  характера, особенности интеллекта и т.д. Конечно, каждая из личностей  по-своему своеобразна и неповторима, но она вместе с тем обладает таким  сочетанием, ансамблем социальных качеств, которые позволяют отнести ее к вполне определенному социальному  типу - продукту сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических  условий жизнедеятельности людей. Поскольку социология имеет дело не с единичным, а с массовидным, она всегда стремится найти в  многообразии повторяющиеся признаки, раскрыть в личности существенное, типичное, закономерно возникающее  в определенных социальных условиях. Обобщенное выражение совокупности повторяющихся качеств личности фиксируется в понятии «социальный тип личности».

На протяжении длительного времени  в отечественной социологии преобладала  тенденция фиксации фактически одного социального типа личности, характерного якобы для условий зрелого  социалистического общества и развивающегося в направлении идеального коммунистического  типа личности. Всё многообразие сознания и поведения людей, членов общества, как правило, сводилось к степени  развития исторического типа, к различным  условиям и проявлениям типичного  в этом плане.

В.А. Ядов подчеркивает необходимость  выявления базисного типа, характерного для определенного общества, и  модального (реального), преобладающего на том или ином этапе его развития. Модальный тип личности не конструируется исследователем произвольно, умозрительно. Он обнаруживается и описывается  только с помощью социологических  исследований. Помимо модального типа социологи выделяют и так называемый базисный тип, т.е. систему социальных качеств, наилучшим образом отвечающих объективным условиям современного этапа развития общества. Кроме того, можно говорить и об идеальном типе личности, т.е. о тех чертах, качествах личности, которые люди хотели бы видеть в своих современниках, вообще в каждом человеке, но которые в данных условиях не осуществимы.

В периоды крутой ломки общественных отношений, радикальных и масштабных преобразований экономических, социально-политических структур и форм жизни общества проблема несовпадения модального и базисного  типов чрезвычайно обостряется. Так, многие укоренившиеся в нашем  обществе, ставшие повсеместно распространенными  социальные качества людей не совместимы с осуществляемыми в стране экономическими и политическими реформами. Советский  человек, адаптировавшийся к жизни  в рамках так называемой командно-административной системы, в условиях тоталитарных политических отношений, должен пережить сложнейший болезненный процесс пересмотра многих идеалов и убеждений, переоценки многих ценностей, приобретения многих иных знаний, навыков, умений, черт социального  характера.

Проблема социализации личности вообще и политическо-экономической, в частности, актуальна для любого общества и  по причине смены (иногда довольно частой) правительств, глав государств с их доктринами, программами, концепциями  развития. Приходит к власти новая  группировка с новым курсом и  начинает «социализировать» различные слои населения в собственном ключе, и людям приходится адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.

Конечно, проблема социализации личности на сегодняшний день открыта и  очень актуальна, но, тем не менее, в нашем обществе, хоть этот вопрос и решается, но решается очень плохо. Современные социальные объединения  просто не могут повлиять на подрастающее поколение, только входящее в первую стадию социализации, в полной мере, так, как нужно. Ведь не все всегда идет так, как гласит нам «идеальная модель» решения конкретного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод, что одним из важнейших  универсальных аспектов поколений  является социализация.

Термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает  и воспроизводит определенную систему  знаний, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Итак, социализация - это процесс, посредством  которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и  ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные  убеждения, моральные стандарты, привычки - все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и  развитие «Я».

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Таким образом, реформирование российского  общества обусловило изменение эталонов успешной социализации личности, совокупности правил передачи социальных норм и  культурных ценностей от поколений  к поколению.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Г.М.Андреева Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002.

2. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник для студентов вузов /В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. -Учеб. изд. - М.: Инфра-М, 2009. -767 с.

3. Д.П. Дербенев Социальная адаптация подростков. Социальный жур., 1997. №1/2.

4. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Авт. докт. псих. наук. - М., 2002.

5. Кравченко А.И., Социология. Учебное пособие . - М.,2005.

6. Краткий словарь по социологии. - М.,1988.

7. Комлев Ю. Ю. Основы социологии для юристов /Ю. Ю. Комлев. -учеб. изд. - Казань :КЮИ МВД России, 2006. -235 с.

8. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Наука, 1984.

9. Л.Г.Борисова, Г.С. Солодова - Социология личности. Новосибирск. - М.: 1997.

10. Лукьянов В. Г.., Сидоров С. А., Урсу И. С. Социология: Учебное пособие /В. Г. Лукьянов, С. А. Сидоров, И.С. Урсу ; Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права ; Общество "Знание" Санкт-Петербурга и Ленинградской области. - СПб. :ИВЭСЭП; Знание, 2004. -416

11. Немировский В.Г. Социология  личности. Теория и опыт исследований. Красноярск, КГУ, 1989.

12. Сорокин П., Человек. Цивилизация. Общество.- М.,1992.

13. Социология /В. Н. Лавриненко, Н. А.Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова ; Под ред. В. Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт : ЮНИТИ,2007. -349 с.

14. Социология: наука об обществе. Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков. - 2001.- 688 с.

15. Социология: Учебник / Под ред. Профю Ю.Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: Гардарики, 2000. - 512с.: ил.

Тавокин Е. П. Исследование социально-экономических  и политических процессов :Учебное  пособие /Е. П. Тавокин. -Учеб. изд. -М.: Инфра-М, 2009. -188 с.

16. Терра - Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь.- М.: ТЕРРА, 1998. - Т35 672 с.: ил.

17. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 5-е изд.- М. : Просвещение, 2006. - 270 с.


Информация о работе Теория социальных проблем и особенности социализации личности