Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Введение……………………………………………………………………3-5 стр.
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности…………………………………………….17-19 стр.
Определенный уровень тревожности и виды тревожности по З.Фрейду…………………………………………………………………19-25 стр.
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых …………………………………………………...33-36 стр.
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение………………………………………………………………41-44 стр.
Список литературы
Приложения
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Психологический факультет
Кафедра общей психологии
Курсовая работа по дисциплине общая психология
на тему: «Тревожность: диагностика, коррекция»
Выполнил: курсант 231 уч.гр.
рядовой вн. сл.
Сосина Н.Д.
Проверил: доцент кафедры общей
психологии, подполковник вн. сл.
Харина Н.А.
Рязань 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности……………………
Определенный уровень
тревожности и виды
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования.
Классификация испытуемых ……………
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Приложения
Введение. Актуальность проблемы.
Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и др.
Актуальность темы определяется тем, что тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности. Изучение уровня тревожности является важным для психолога УИС. Эта тема весьма актуальна применительно к сотрудникам и осужденным, но серьезных исследований по данной проблеме в пенитенциарной психологии пока нет. Но психологу-практику необходимо уметь снижать уровень тревожности, как у сотрудников, так и у осужденных.
Тревожность, и другие эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у осужденных. Повышенный уровень тревожности может привести к негативным последствиям – развитию невротических синдромов, и кроме того затруднению воспитательной работы направленной на исправление осужденных. Очень важно, чтобы психолог УИС мог с точностью определить уровень тревожности осужденного, подобрать корректирующие методики и помочь ему справится с этим состоянием.
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Задачи исследования :
Гипотеза :
Методы :
Методики :
В настоящее время существует масса исследований, посвящённых тревожности, что создает достаточно четкие основания для дальнейшего понимания этой эмоции. Чаще всего, появление личностной тревожности у людей, в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями развития. Если же состояние тревожности болезненно заострено или сохраняется длительное время, то это служит сигналом, признаком неблагополучия, говорит о физической или нервной ослабленности человека. Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как А.Адлер, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, О.А.Коробанова, Р.С. Немов.
В меньшей степени
эмпирически изучен вопрос о гендерных
особенностях проявления тревожности.
Большинство исследований в этой области
выполнены в странах Европы и США (Дж. Дэвис,
М. Ксикзентмихалий, Г. Гарднер, Д. Симонтон,
Р. Стернберг, Ф. Бэррон, Д. Маккиннон, Е.
Торренс, Г. Миллар, Г. Валберг, У. Старих,
Т. Тардиф, Г. Соломон, Е. Винслоу, С. Римм,
М. Ранко, Р. Алберт, Т. Амабиль, Дж. Рензулли,
Б. Стремикис, Р. Кеттелл, Д. Рой, П. Кросс,
А. Старко, Д. Фаско и др.
Глава I.Теоретические основы психологии тревожности
Научное изучение любого явления начинается с описания его конкретных проявлений и обобщения таких данных, т. е. классификации. Необходимость классифицировать изучаемое явление это своего рода упорядочивание разнообразных фактов проявления изучаемого явления, на основе которого становится возможным выделение общих положений его существования – структуры, функций, компонентного состава. Только на основании выделения общих положений можно решать проблему принципов и механизмов протекания психических состояний. Представление же о механизме существования явления обеспечивает методическую базу для его экспериментального исследования. Последовательно рассмотрим вопросы классификации, структуры и функций психического состояния.
Определение психического состояния
Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. [Н. Д. Левитов «О психических состояниях человека». М, 1964. С. 18-21; 34-35 ]
Н. Д. Левитов отмечает, что любой признак может быть положен в основу классификации психических состояний. При этом он отмечает, что «чистых» состояний не бывает, речь может идти о преобладании в состоянии того или иного психического явления. Однако не всегда представляется возможным определить доминирование одного компонента. Выделяются моносостояния и полисостояния: первые характеризуются одним-двумя проявлениями психики, доминирующими в данный момент – аффективные состояния (страх, злоба, зависть), интеллектуальные (сомнения, тревожность, задумчивость); вторые характеризуются сложным многокомпонентным содержанием (ответственность, утомление).[ Айзенк, Х., Психологические теории тревожности: учебник для вузов/ Под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001.-247с.].
Психические состояния различают по длительности: оперативные, длящиеся секунды-минуты; текущие – часы-дни и длительные – недели-месяцы и даже годы.
Выделяются психические состояния нормы и патологии. Первые характеризуются единством, уравновешенностью, соподчиненностью, повторяемостью структурных характеристик, адекватностью психического отражения и регулирования. Такие состояния рассматриваются как гармонические. Нарушения в перечисленных характеристиках ведут к нарушению функции отражения и регулирования, негармоничности функционирования психики и как результат провоцируют развитие патологических психических состояний. Также выделяются пограничные психические состояния: неврозы, психопатии.
С точки зрения влияния на результаты деятельности психические состояния также подразделяют на две группы – положительные и отрицательные.
Психические состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко. [Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981], Ю. Е. Сосновиковой [Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975] и других ученых. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня: социально-психологический, психологический, психофизиологический и физиологический. Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния социально-психологического и психологического уровнеи. На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объек-тивных измерений параметров организма и психики, анализа внешн-го облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.
Ряд классификаций психического состояния построены на выделении: уровней активации ретикулярной формации; уровней психической активности сознания. Показано, что интенсивность функционирования ретикулярной формации тесно связана с уровнем сознания и продуктивностью деятельности. По показателям активности сознания выделяется: состояние измененного сознания; состояние повышенной психической активности; состояния средней (оптимальной) психической активности; состояния пониженной психической активности; состояния перехода от активности (бодрствования) ко сну; сон со сновидениями (бодрый сон); глубокий сон (медленный); утрата сознания. На основании выделяемых уровней сознания предлагаются качественные классификации психических состояний.
На уровне оптимальной психической активности наблюдается полное сознание, характеризующееся концентрированным, избирательным, легко переключающимся вниманием и высокой продуктивностью мнемических процессов. При отклонении от этого уровня в ту или иную сторону происходит ограничение сознания за счет сужения внимания и ухудшения мнемических функций, нарушается принцип гармоничности функционирования психики. Патологические состояния не имеют уровня средней активности, все расстройства психики происходят, как правило, на фоне значительного отклонения активности от индивидуально-оптимального уровня в сторону понижения или повышения. Измененные состояния сознания также характеризуются значительным отклонением от индивидуального оптимума уровня активности и возникают при воздействии на личность различных факторов: стрессовых; невротических и психотических заболеваний; гипнотических; медитационных.
Исходя из идеи уровня психической активности состояния подразделяются на относительно равновесные (устойчивые), имеющие средний (оптимальный) уровень психической активности, и состояния неравновесные (неустойчивые), характеризующиеся соответственно более высоким или низким уровнем активности относительно среднего уровня. Первые проявляются в предсказуемом поведении, высокой продуктивности деятельности, комфортности переживаний. Вторые возникают в особых условиях жизнедеятельности (в критических, сложных и трудных периодах и ситуациях), подчас обусловливают развитие пограничных и патологических состояний.[ Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975]
По преобладанию (выраженности) одной из характеристик психического состояния предлагается состояния делить на классы: класс состояний, выделяемых по активационным характеристикам, – азарт, вдохновение, деятельное состояние, состояние вялости, апатии; класс состояний, выделяемых по тоническим характеристикам, – бодрствование, утомление, сон, терминальное состояние; класс состояний, выделяемых по тензионным характеристикам, – состояние созерцания, монотонии, стрес, фрустрации, предстартовая лихорадка; класс состояний, выделяемых по эмоциональным характеристикам, – эйфория, удовлетворение, тревога, страх, паника; класс состояний по уровню активности – это состояния мобилизации – недостаточная, адекватная, избыточная; класс депрессивных состояний; класс астенических состояний.
Как можно заметить, все классификации
основаны на тех или иных проявлениях
психического состояния человека. Обобщая
положения разных классификаций, выделим
главное: уровень активации нервной системы; уровень
активности сознания; преобладающее проявление
реагирования на ситуацию; устойчивость-неустойчивость
состояний; кратковременность-длительность
состояний; положительность-
Поскольку психическое состояние рассматривается целостным психическим явлением, более того, выделяется как категория психических явлений, необходимо решение вопросов о его структурно-функциональной (системной) организации. Это вопросы теории и методологии проблемы психических состояний. От решения этих вопросов во многом зависят концептуальные подходы как к пониманию, так и к диагностике психического состояния. Анализ литературных источников свидетельствует о достаточно разнообразном толковании структуры и функций психического состояния.[ Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. - М.: “ВЛАДОС”. - 1999г.]