Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Введение……………………………………………………………………3-5 стр.
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности…………………………………………….17-19 стр.
Определенный уровень тревожности и виды тревожности по З.Фрейду…………………………………………………………………19-25 стр.
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых …………………………………………………...33-36 стр.
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение………………………………………………………………41-44 стр.
Список литературы
Приложения
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги З. Фрейд. В 1926 г. он выпустил в свет монографию «Торможения, симптомы, беспокойства». В которой впервые охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины. [Тревога и тревожность. Хрестоматия. Стр. 78 ].
Проблема тревожности- узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, тайна, решение которой должно пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь. [Зигмунд Фрейд].
З.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, не известную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожность характеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существование бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещается им в Эго.
Что касается бессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом таких ситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней, активно разрабатывалась, причем порой в неожиданных формах.
Проблема тревожности получила дальнейшее развитие в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э. Фромма .
В работах К.Хорни особый акцент делается на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Рассматривая в качестве главной цели развития человека стремление к самореализации, Хорни оценивает тревогу как основное противодействие этой тенденции. Наиболее значимым в работах Хорни представляется именно выделение неудовлетворения потребности в межличностной безопасности, надежности как основного источника тревожности.
Э. Фромм подчеркивал, что основным источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности, чувствующей в связи с этим свою беспомощность перед силами природы и общества. Основным путем разрешения этой ситуации Э. Фромм считал самые различные формы любви между людьми.
Г.С.Салливен говоря о тревожности, использует понятия из психосоматики. Он отмечает, что удовлетворение биологических влечений обычно сопровождается снятием физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах; происходит это непроизвольно. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы (удовлетворение снимает необходимость в дальнейших действиях), и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС, также стремиться к редукции напряжения.
Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности :
Реалистическая тревога
является ответом на объективную внешнюю
угрозу, при чрезмерном проявлении такая
тревожность ослабляет способность индивида
эффективно справиться с источником опасности.
Переходя во внутренний план в процессе
формирования личности, она служит основой для
двух типов тревожности, которые различаются
по характеру осознания.
Невротическая
тревожность, по Фрейду, может существовать
в трех основных формах. Во-первых, это
«свободно плавающая», «свободно витающая»
тревожность, или «готовность в виде тревоги»,
которую, как образно замечает Фрейд, тревожный
человек носит повсюду с собой и которая
всегда готова прикрепиться к любому более
или менее подходящему объекту (как внешнему,
так и внутреннему). Например, она может
воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические
реакции, которые характеризуются несоразмерностью
вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты,
змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это
страх, возникающий при истерии и тяжелых
неврозах и характеризующийся полным
отсутствием связи с какой-либо внешней
опасностью.
Правда,
с точки зрения Фрейда, разграничение
объективной и невротической тревожности
весьма условно, поскольку невротическая
тревожность имеет тенденцию проецироваться
вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая
вид реального страха, так как от внешней
опасности избавиться легче, чем от внутренней.
Моральная же тревожность, с точки зрения
Фрейда, возникает вследствие восприятия
Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она
представляет собой, по сути, синтез объективной
и невротической тревожности.
По cфере возникновения различают :
По адекватности ситуации различают :
В настоящее время
изучению состояния тревоги
Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, похожее с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.
Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску. Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др. — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.
Вывод:
1.В данной главе определение понятию «тревожность» дают такие ученые как: Зинченко В., А.М. Прихожан, Р. С. Немов , З. Фрейд, Н. Д. Левитов, Астапов В. М и т.д.
2. На основе предложенных понятий выделяем более общее понятие тревожности: тревожность - эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
3. На основе теоретических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное (мобилизующее), так и отрицательное (разрушительное) влияние на формирование личности.
4. В данной главе мы рассмотрели
проблемы тревожности в работах Г.С. Салливана, К. Хорни и Э.
Фромма и виды тревожности по
З. Фрейду.
1.3 Обоснование методов и методик исследования
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка состояния тревожнос является существенным компонентом наблюдения за их личностным развитием и для проведения своевременной коррекционно-развивающей работы.
Методика позволяет выявить состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка. Предоставляется серия вопросов, напротив которых следует расставить определенные баллы (никогда не было-5 баллов; если встречаются очень редко-4 балла; если бывает временами-3 балла; если они бывают часто-2 балла; если почти постоянно или всегда-1 балл). Испытуемый должен отвечать искренне. Эти вопросы помогут выяснить ваше состояние.
Проставленные тестируемыми
баллы принимают определенные числовые
значения, которые будут указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл
самочувствия заменяется диагностическим
коэффициентом. Вслед за перекодировкой
подсчитывают алгебраическую сумму (с
учетом положительного или отрицательного
знака) диагностических коэффициентов
для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов,
большая +1,28, свидетельствует о хорошем
психическом состоянии. Сумма, меньшая
–1,28, говорит о выраженной психической
напряженности, тревожности, депрессии.
Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28)
говорят о неопределенности данных. Обычно
пограничные значения характеризуются
коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.
Пограничное состояние тревожности
проявляется в снижении порога возбуждения
по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости,
непоследовательности действия. Невротическая
реакция тревожности как беспокойства
за собственное здоровье и за здоровье
своих близких, в общении с людьми проявляется
в том, что человек ведет себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических
реакциях — в ослаблении тонуса жизни
и энергии, в снижении фона настроения,
сужении и ограничении контактов с окружающими,
наличии и ограничении контактов с окружающими,
наличии чувства безрадостности и одиночества.
[Карелин А. Большая энциклопедия психологических
тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с. (с. 35-36)].
Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor's Manifest Anxiety Scale) предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликована Дж. Тейлор в 1953 г. Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.
Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.