Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 20:23, курсовая работа
Цель исследования : овладеть навыками диагностики и коррекции уровня тревожности.
Объект исследования : эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования : уровень тревожности.
Введение……………………………………………………………………3-5 стр.
Глава I. Теоретические основы психологии тревожности…………….6-16 стр.
1.1 Основание для классификации психических состояний………………6 стр.
Определение психического состояния……………………………..6- 16 стр.
1.2 Состояние и виды тревожности……………………………...17-25 стр.
Состояние тревожности…………………………………………….17-19 стр.
Определенный уровень тревожности и виды тревожности по З.Фрейду…………………………………………………………………19-25 стр.
1.3Обоснование методов и методик…………………………………..26-32 стр.
Глава II Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых …………………………………………………...33-36 стр.
2.2 Психолого-педагогические приемы и средства по работе психолога с лицами с повышенным уровнем тревожности………………………….37-41 стр.
Заключение………………………………………………………………41-44 стр.
Список литературы
Приложения
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности.
Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос тестируемый ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Настоящая шкала тревожности
была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983
гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша.
Особенность шкал такого типа в том, что
в них тревожность определяется по оценке
человеком тревогогенности тех или иных
ситуаций обыденной жизни. Достоинствами
шкал такого типа является то, что, во-первых,
они позволяют выделить области действительности,
вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей
степени зависят от умения школьников
распознавать свои переживания, чувства,
т.е. от развитости интроспекции и наличия
определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу
бланковых, что позволяет проводить ее
коллективно. Бланк содержит необходимые
сведения об испытуемом, инструкцию и
содержание методики.
Обработка и интерпретация
результатов теста
Выделение субшкал во многом
условно. Например, предложенные в ней
ситуации общения можно рассматривать
с позиции актуализации представлений
о себе, некоторые школьные ситуации –
как ситуации общения со взрослыми и т.
п. Однако представленный вариант, как
показывает практика, продуктивен с точки
зрения задачи преодоления тревожности:
он позволяет локализовать зону наибольшего
напряжения и построить индивидуализированную
программу работы.
При обработке ответ на каждый
из пунктов шкалы оценивается количеством
баллов, соответствующим округленной
при ответе на него цифре. Подсчитывается
общая сумма баллов по шкале в целом и
отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет
собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится
в шкальную. В качестве шкальной оценки
используется стандартная десятка. Для
этого данные испытуемого сопоставляются
с нормативными показателями группы учащихся
соответствующего возраста и пола. Результат,
полученный по всей шкале, интерпретируется
как показатель общего уровня тревожности,
по отдельным субшкалам – отдельных видов
тревожности.
Для проведения своего эмпирического исследования на определение уровня тревожности у курсантов второго курса, психологического факультета, Академии ФСИН России я выбрала следующую методику – 5.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Другое название: Шкала самооценки Спилберга-Ханина.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.
Интерпретация результатов
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и научиться разбивать большие задачи на более мелкие.
Для людей с низким уровнем тревожности, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, формирование чувства ответственности в решении тех или иных задач. [ Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. С.121−122.].
Вывод :
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности личности
2.1 Описание хода исследования. Классификация испытуемых.
Данное психологическое
Тестовая методика.
1.Название «Тест Спилбергера-Ханина »
2.Автор: Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин
3.Предмет диагностики: предметом
диагностики является уровень т
4.Материалы и оборудование: текст методики, протокол исследования, карандаш или ручка.
5.Процедура исследования. Тестовую методику прошли 34 человека:
Номер испытуемого |
Пол испытуемого |
Номер учебной группы |
Уровень личностной тревожности испытуемого |
Уровень реактивной тревожности испытуемого |
Баллы (личностная тревожность) |
Баллы (реактивная тревожность) |
Мужской |
231 |
Высокий |
Высокий |
3 |
3 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Средний |
2 |
2,6 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Средний |
2,5 |
2,8 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Высокий |
2,5 |
3 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Высокий |
2,8 |
3,1 | |
Мужской |
231 |
Высокий |
Средний |
3 |
2,5 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Высокий |
2,2 |
3,1 | |
Мужской |
231 |
Средний |
Средний |
2,6 |
2,9 | |
9. |
Мужской |
333 |
Средний |
Высокий |
2,7 |
3,1 |
10. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,2 |
11. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,9 |
12. |
Мужской |
333 |
Средний |
Высокий |
2,4 |
3 |
13. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,6 |
14. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,8 |
2,7 |
15. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,3 |
16. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,5 |
2,8 |
17. |
Мужской |
333 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,9 |
Номер испытуемого |
Пол испытуемого |
Номер учебной группы |
Уровень личностной тревожности испытуемого |
Уровень реактивной тревожности испытуемого |
Баллы (личностная тревожность) |
Баллы (реактивная тревожность) |
Женский |
231 |
Высокий |
Средний |
3,5 |
2,6 | |
Женский |
231 |
Средний |
Средний |
2,7 |
2,3 | |
Женский |
231 |
Высокий |
Средний |
3 |
2,7 | |
Женский |
231 |
Средний |
Средний |
2,3 |
2,2 | |
Женский |
231 |
Средний |
Средний |
2,1 |
2,5 | |
Женский |
231 |
Высокий |
Средний |
3,5 |
2,9 | |
Женский |
231 |
Высокий |
Средний |
3 |
2,8 | |
Женский |
231 |
Средний |
Средний |
2,9 |
2,8 | |
9. |
Женский |
231 |
Средний |
Средний |
2,6 |
2,4 |
10. |
Женский |
333 |
Высокий |
Средний |
3,05 |
2,9 |
11. |
Женский |
333 |
Высокий |
Средний |
3,15 |
2,7 |
12. |
Женский |
333 |
Высокий |
Средний |
3,3 |
2,8 |
13. |
Женский |
333 |
Средний |
Средний |
2,7 |
2,4 |
14. |
Женский |
333 |
Средний |
Средний |
2,5 |
2,5 |
15. |
Женский |
333 |
Высокий |
Высокий |
3,5 |
3,2 |
16. |
Женский |
333 |
Высокий |
Средний |
3 |
2,9 |
17. |
Женский |
333 |
Средний |
Высокий |
2,8 |
3,1 |