Тренировка памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".

Содержание

Введение. 3
Классификация видов памяти 7
Классификация видов памяти по характеру психической активности 7
Двигательная память 7
Эмоциональная память 8
Образная память 8
Словесно-логическая 9
Классификация памяти по характеру целей деятельности 10
Долговременная память 12
Основные процессы и механизмы памяти 13
Запоминание 14
Механическое запоминание 15
Сохранение 17
Воспроизведение и узнавание 18
Забывание 20
Ассоциации 23
Развитие памяти. Мнемоника. 24
Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25
Заключение. 33
Список использованной литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Тренировка памятиd.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Классификация памяти по характеру  целей деятельности

Существует  и такое деление  памяти на виды, которое  прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности, память делят на непроизвольную и произвольную память. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут-ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Непроизвольное  запоминание не обязательно  является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно  запомненный матери-ал воспроизводится  лучше, чем материал, который специально запоминался. На-пример, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная инфор-мация часто запоминается более надежно, чем, если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в цен-тре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

Эффектив-ность  произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания  (насколько прочно, долго чело-век  хочет запомнить).

2. От приемов заучивания. Приемы заучивания  бывают:

а) механическое дословное  многократное повторение -- работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает  логическое ос-мысление  материала, систематизацию, выделение главных  логических компонентов  информации, пе-ресказ  своими словами  -- работает логическая память (смысловая) -- вид памяти, основанный на установ-лении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод  информа-ции в  образы, графики, схемы, картинки) -- работа-ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ-ная.

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные  приемы для облегчения запоминания).

Память  есть у всех живых  существ. Появились  данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации на информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память -- это, прежде всего накопление, закрепле-ние, сохранение и последующее воспроизведение человеком сво-его опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память -- это спо-соб существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память -- необ-ходимое условие единства человеческой психики, нашей психо-логической идентичности.

Классификация памяти по продолжительности  сохранения материала

Большинство психологов при-знает  существование нескольких уровней памяти, различающихся  по тому, как долго  на каж-дом из них  может сохраняться  информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памя-ти. Ее системы удерживают довольно точные и полные дан-ные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-- 0,5 сек.

Если  полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться, еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень -- кратковременная па-мять.

Кратковременная память все же поддается сознательной ре-гуляции, может контролироваться человеком. А "непосредствен-ные отпечатки" сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и продлить их психи-ка возможности не имеет.

Любая информация вначале  попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъяв-ленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную па-мять, но при условии 1--2-кратного повторения. Кратковремен-ная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магичес-кая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза че-ловек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, кар-тинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти "кус-ки" были информационно насыщены за счет группиров-ки, объединения цифр, слов в единый целостный "кусок-образ".

Долговременная  память (ДП) обеспечивает длительное сохране-ние  информации. Она бывает двух типов:

ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспом-нить нужную информацию);

ДП  закрытая (человек  в есте-ственных условиях не имеет к ней  доступа, лишь при  гипнозе, при раздражении  участков мозга может  получить к ней  доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

Оперативная память -- вид памяти, проявляющийся в  ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий  эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей  как из КП, так  и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информа-ции  в течение нескольких часов, накапливает  информацию в течение  дня, а время ночного  сна отводится  организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Основные  процессы и механизмы  памяти

Память, как и любой  другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

06ъем  памяти -- это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

Быстрота  воспроизведения  характеризует способность  человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность  воспроизведения  отражает способность  человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в  памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание -- это процесс  запечатления и последующего сохранения воспринятой  информации. По степени  активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред-намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное  запоминание -- это  запоминание без  заранее поставленной цели, без использования  каких-либо приемов  и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя-ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного  запоминания произвольное (или  преднамерен-ное) запоминание  характеризуется  тем, что человек  ставит перед собой  определенную цель -- запомнить некую  информацию -- и использует специальные при-емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож-ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе-мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа-ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно-го его запоминания.

Главная особенность преднамеренного  запоминания -- это  проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой -- запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

По  другому признаку -- по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,-- запоминание  делится на механиче-ское и осмысленное.

Механическое  запоминание -- это  запоминание без  осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого  осмысленное запоминание  основано на понимании  внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если  сравнивать эти способы  запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов -- всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление  материала достигается  разными приемами, и прежде всего  выделением в изучаемом  материале главных  мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахожде-ние сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала  и достижения высокой  прочности его  сохранения является метод повторения. Повторение - важнейшее  условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого мате-риала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают мно-гократно.

Очень важно также правильно  распределить повторение во времени. В психологии известны два способа  повторения: концентрированное  и распределенное. При первом способе  материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении, каждое чтение отделено от другого чтения некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

Информация о работе Тренировка памяти