Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат
Краткое описание
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".
Содержание
Введение. 3 Классификация видов памяти 7 Классификация видов памяти по характеру психической активности 7 Двигательная память 7 Эмоциональная память 8 Образная память 8 Словесно-логическая 9 Классификация памяти по характеру целей деятельности 10 Долговременная память 12 Основные процессы и механизмы памяти 13 Запоминание 14 Механическое запоминание 15 Сохранение 17 Воспроизведение и узнавание 18 Забывание 20 Ассоциации 23 Развитие памяти. Мнемоника. 24 Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25 Заключение. 33 Список использованной литературы 35
Классификация
памяти по характеру
целей деятельности
Существует
и такое деление
памяти на виды, которое
прямо связано с особенностями
самой выполняемой деятельности.
Так, в зависимости от
целей деятельности,
память делят на непроизвольную
и произвольную память.
В первом случае имеется
в виду запоминание
и воспроизведение,
которое осуществляется
автоматически, без
волевых усилий человека,
без контроля со стороны
сознания. При этом отсутствует
специальная цель что-то
запомнить или припомнить,
т. е. не ставится специальная
мнемическая задача.
Во втором случае такая
задача присут-ствует,
а сам процесс требует
волевого усилия.
Непроизвольное
запоминание не обязательно
является более слабым,
чем произвольное.
Напротив, часто бывает
так, что непроизвольно
запомненный матери-ал
воспроизводится
лучше, чем материал,
который специально
запоминался. На-пример,
непроизвольно услышанная
фраза или воспринятая
зрительная инфор-мация
часто запоминается
более надежно, чем,
если бы мы пытались
запомнить ее специально.
Непроизвольно запоминается
материал, который оказывается
в цен-тре внимания,
и особенно тогда, когда
с ним связана определенная
умственная работа.
Способность постоянно
накапливать информацию
являющаяся важнейшей
особенностью психики,
носит универсальный
характер, охватывает
все сферы и периоды
психической деятельности
и во многих случаях
реализуется автоматически,
почти бессознательно.
Эффектив-ность
произвольной памяти
зависит:
1.
От целей запоминания
(насколько прочно,
долго чело-век
хочет запомнить).
2.
От приемов заучивания.
Приемы заучивания
бывают:
а)
механическое дословное
многократное повторение --
работает механическая
память, тратится много
сил, времени, а результаты
низкие.
6)
логический пересказ,
который включает
логическое ос-мысление
материала, систематизацию,
выделение главных
логических компонентов
информации, пе-ресказ
своими словами
-- работает логическая
память (смысловая) --
вид памяти, основанный
на установ-лении в запоминаемом
материале смысловых
связей.
в)
образные приемы запоминания (перевод
информа-ции в
образы, графики, схемы,
картинки) -- работа-ет
образная память. Образная
память бывает разных
типов: зрительная, слуховая,
моторно-двигательная,
вкусовая, осязательная,
обонятельная, эмоциональ-ная.
г)
мнемотехнические приемы
запоминания (специальные
приемы для облегчения
запоминания).
Память
есть у всех живых
существ. Появились
данные о способности
к запоминанию даже
у растений. В самом
широком смысле память
можно определить как
механизм фиксации на
информации, приобретенной
и используемой живым
организмом. Человеческая
память -- это, прежде
всего накопление, закрепле-ние,
сохранение и последующее
воспроизведение человеком
сво-его опыта, т.е. всего,
что с ним произошло.
Память -- это спо-соб
существования психики
во времени, удержание
прошлого, т. е. того,
чего уже нет в настоящем.
Поэтому память -- необ-ходимое
условие единства человеческой
психики, нашей психо-логической
идентичности.
Классификация
памяти по продолжительности
сохранения материала
Большинство
психологов при-знает
существование нескольких
уровней памяти, различающихся
по тому, как долго
на каж-дом из них
может сохраняться
информация. Первому
уровню соответствует
сенсорный тип памя-ти.
Ее системы удерживают
довольно точные и полные
дан-ные о том, как воспринимается
мир нашими органами
чувств на уровне рецепторов.
Длительность сохранения
данных 0,1-- 0,5 сек.
Если
полученная информация
привлечет внимание
высших отделов мозга,
она будет храниться,
еще около 20 сек (без
повторения или повторного
воспроизведения сигнала,
пока мозг ее обрабатывает
и интерпретирует). Это
второй уровень -- кратковременная
па-мять.
Кратковременная
память все же поддается
сознательной ре-гуляции,
может контролироваться
человеком. А "непосредствен-ные
отпечатки" сенсорной
информации повторить
нельзя, они сохраняются
лишь десятые доли секунды,
и продлить их психи-ка
возможности не имеет.
Любая
информация вначале
попадает в кратковременную
память, которая обеспечивает
запоминание однократно
предъяв-ленной информации
на короткое время, после
чего информация может
забыться полностью
либо перейти в долговременную
па-мять, но при условии 1--2-кратного
повторения. Кратковремен-ная
память (КП) ограничена
по объему, при однократном
предъявлении в КП помещается
в среднем 72. Это магичес-кая
формула памяти человека,
т. е. в среднем с одного
раза че-ловек может
запомнить от 5 до 9 слов,
цифр, чисел, фигур, кар-тинок,
кусков информации.
Главное добиться, чтобы
эти "кус-ки" были
информационно насыщены
за счет группиров-ки,
объединения цифр, слов
в единый целостный "кусок-образ".
Долговременная
память (ДП) обеспечивает
длительное сохране-ние
информации. Она бывает
двух типов:
ДП
с сознательным доступом (т.
е. человек может по
своей воле извлечь,
вспом-нить нужную информацию);
ДП
закрытая (человек
в есте-ственных условиях
не имеет к ней
доступа, лишь при
гипнозе, при раздражении
участков мозга может
получить к ней
доступ и актуализировать
во всех деталях образы,
переживания, картины
всей жизни).
Оперативная
память -- вид памяти,
проявляющийся в
ходе выполнения определенной
деятельности, обслуживающий
эту деятельность
благодаря сохранению
информации, поступающей
как из КП, так
и из ДП, необходимой
для выполнения текущей
деятельности.
Промежуточная
память обеспечивает
сохранение информа-ции
в течение нескольких
часов, накапливает
информацию в течение
дня, а время ночного
сна отводится
организмом для очищения
промежуточной памяти
и категоризации
информации, накопленной
за прошедший день, перевода
ее в долговременную
память. По окончании
сна промежуточная память
снова готова к приему
новой информации. У
человека, который спитменее трех часов
в сутки, промежуточная
память не успевает
очищаться, в результате
нарушается выполнение
мыслительных, вычислительных
операций, снижается
внимание, кратковременная
память, появляются
ошибки в речи, в действиях.
Основные
процессы и механизмы
памяти
Память,
как и любой
другой познавательный
психический процесс,
обладает определенными
характеристиками. Основными
характеристиками памяти
являются: объем, быстрота
запечатления, точность
воспроизведения, длительность
сохранения, готовность
к использованию сохраненной
информации.
06ъем
памяти -- это важнейшая
интегральная характеристика
памяти, которая характеризует
возможности запоминания
и сохранения информации,
Быстрота
воспроизведения
характеризует способность
человека использовать
в практической деятельности
имеющуюся у него
информацию. Как правило,
встречаясь с необходимостью
решить какую-либо задачу
или проблему, человек
обращается к информации,
которая хранится в
памяти.
Точность
воспроизведения
отражает способность
человека точно сохранять,
а самое главное,
точно воспроизводить
запечатленную в
памяти информацию.
Длительность сохранения
отражает способность
человека удерживать
определенное время
необходимую информацию.
Например, человек готовится
к экзамену. Запоминает
одну учебную тему, а
когда начинает учить
следующую, то вдруг
обнаруживает, что не
помнит то, что учил
перед этим. Иногда бывает
по-другому. Человек
запомнил всю необходимую
информацию, но когда
потребовалось ее воспроизвести,
то он не смог этого
сделать, Однако спустя
некоторое время он
с удивлением отмечает,
что помнит все, что
сумел выучить. В данном
случае мы сталкиваемся
с другой характеристикой
памяти - готовностью
воспроизвести запечатленную
в памяти информацию.
Запоминание
-- это процесс
запечатления и последующего
сохранения воспринятой
информации. По степени
активности протекания
этого процесса принято
выделять два вида запоминания:
непреднамеренное (или
непроизвольное) и пред-намеренное (или
произвольное).
Непреднамеренное
запоминание -- это
запоминание без
заранее поставленной
цели, без использования
каких-либо приемов
и проявления волевых
усилий. Это простое
запечатление того,
что воздействовало
на нас и сохранило некоторый
след от возбуждения
в коре головного мозга.
Лучше всего запоминается
то, что имеет жизненно
важное значение для
человека: все, что связано
с его интересами и потребностями,
с целя-ми и задачами
его деятельности.
В
отличие от непроизвольного
запоминания произвольное (или
преднамерен-ное) запоминание
характеризуется
тем, что человек
ставит перед собой
определенную цель --
запомнить некую
информацию -- и использует
специальные при-емы
запоминания. Произвольное
запоминание представляет
собой особую и слож-ную
умственную деятельность,
подчиненную задаче
запомнить. Кроме того,
произвольное запоминание
включает в себя разнообразные
действия, выполняе-мые
для того, чтобы лучше
достичь поставленной
цели. К таким действиям
относится заучивание,
суть которого заключа-ется
в многократном повторении
учебного материала
до полного и безошибочно-го
его запоминания.
Главная
особенность преднамеренного
запоминания -- это
проявление волевых
усилий в виде постановки
задачи на запоминание.
Многократное повторение
позволяет надежно и
прочно запомнить материал,
во много раз превышающий
объем индивидуальной
кратковременной памяти.
Запоминается,
как и осознается,
прежде всего, то, что
составляет цель действия.
Однако то, что не относится
к цели действия, запоминается
хуже, при произвольном
запоминании, направленном
именно на данный материал.
При этом все же необходимо
учитывать, что подавляющее
большинство наших систематических
знаний возникает в
результате специальной
деятельности, цель
которой -- запомнить
соответствующий материал,
с тем, чтобы сохранить
его в памяти. Такая
деятельность, направленная
на запоминание и воспроизведение
удержанного материала,
называется мнемической
деятельностью.
По
другому признаку --
по характеру связей (ассоциаций),
лежащих в основе
памяти,-- запоминание
делится на механиче-ское
и осмысленное.
Механическое
запоминание -- это
запоминание без
осознания логической
связи между различными
частями воспринимаемого
материала. Основой
механического запоминания
являются ассоциации
по смежности.
В
отличие от этого
осмысленное запоминание
основано на понимании
внутренних логических
связей между отдельными
частями материала.
Если
сравнивать эти способы
запоминания материала,
то можно прийти к выводу
о том, что осмысленное
запоминание намного
продуктивней. При механическом
запоминании в памяти
через один час остается
только 40 % материала,
а еще через несколько
часов -- всего 20 %, а в
случае осмысленного
запоминания 40 % материала
сохраняется в памяти
даже через 30 дней.
Осмысление
материала достигается
разными приемами,
и прежде всего
выделением в изучаемом
материале главных
мыслей и группированием
их в виде плана. Полезным
приемом осмысления
материала является
сравнение, т. е. нахожде-ние
сходства и различия
между предметами, явлениями,
событиями и т. д.
Важнейшим
методом осмысленного
запоминания материала
и достижения высокой
прочности его
сохранения является
метод повторения.
Повторение - важнейшее
условие овладения
знаниями, умениями,
навыками. Но, чтобы
быть продуктивными,
повторения должны отвечать
определенным требованиям.
Во-первых, заучивание
протекает неравномерно:
вслед за подъемом в
воспроизведении может
наступить некоторое
его снижение. Во-вторых,
заучивание идет скачками.
Иногда несколько повторений
подряд не дают существенного
прироста в припоминании,
но затем, при последующих
повторениях, происходит
резкое увеличение объема
запомненного материала.
В-третьих, если материал
в целом не представляет
труда для запоминания,
то первые повторения
дают лучший результат,
чем последующие. В-четвертых,
если материал труден,
то запоминание идет,
наоборот, сначала медленно,
а потом быстро. Это
объясняется тем, что
действия первых повторений
из-за трудности материала
недостаточны и прирост
объема запоминаемого
мате-риала возрастает
лишь при многократных
повторениях. В-пятых,
повторения нужны не
только тогда, когда
мы учим материал, но
и тогда, когда надо
закрепить в памяти
то, что мы уже выучили.
При повторении наученного
материала его прочность
и длительность сохранения
возрастают мно-гократно.
Очень
важно также правильно
распределить повторение
во времени. В психологии
известны два способа
повторения: концентрированное
и распределенное.
При первом способе
материал заучивается
в один прием, повторение
следует одно за другим
без перерыва. При распределенном
повторении, каждое
чтение отделено от
другого чтения некоторым
промежутком. Исследования
показывают, что распределенное
повторение рациональнее
концентрированного.
Оно экономит время
и энергию, способствуя
более прочному усвоению
знаний.