Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:01, реферат
Краткое описание
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ".
Содержание
Введение. 3 Классификация видов памяти 7 Классификация видов памяти по характеру психической активности 7 Двигательная память 7 Эмоциональная память 8 Образная память 8 Словесно-логическая 9 Классификация памяти по характеру целей деятельности 10 Долговременная память 12 Основные процессы и механизмы памяти 13 Запоминание 14 Механическое запоминание 15 Сохранение 17 Воспроизведение и узнавание 18 Забывание 20 Ассоциации 23 Развитие памяти. Мнемоника. 24 Основные приёмы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания: 25 Заключение. 33 Список использованной литературы 35
Очень
близок к методу распределенного
заучивания метод
воспроизведения
во время заучивания.
Его суть состоит
в попытках воспроизвести
материал, который
еще полностью
не выучен. Например,
выучить материал можно
двумя способами:
а)
ограничиться только
чтением и читать
до тех пор, пока не
возникнет уверенность,
что он выучен;
б)
прочитать материал
один-два раза, затем
попытаться его произнести,
после чего снова
прочитать его
несколько раз и вновь
попытаться воспроизвести
и т.д.
Эксперименты
показывают, что второй
вариант намного
продуктивнее и целесообразнее.
Заучивание идет быстрее,
а сохранение становится
более прочным.
Успех
запоминания во многом
зависит от уровня
самоконтроля. Проявлением
самоконтроля являются
попытки воспроизвести
материал при его заучивании.
Такие попытки помогают
установить, что мы запомнили,
какие ошибки допустили
при воспроизведении
и на что следует обратить
внимание в последующем
чтении. Кроме того,
продуктивность запоминания
зависит и от характера
материала. Наглядно-образный
материал запоминается
лучше словесного, а
логически связанный
текст воспроизводится
полнее, чем разрозненные
предложения.
Сохранение
-- процесс активной
переработки, систематизации,
обобщения материала,
овладения им. Сохранение
заученного зависит
от глубины понимания.
Хорошо осмысленный
материал запоминает-ся
лучше. Сохранение зависит
также от установки
личности. Значимый
для личности материал
не забывается. Забывание
происходит неравномерно:
сразу после заучивания
забывание сильнее,
затем оно идет медленнее.
Вот почему повторение
нельзя откладывать,
повторять надо вскоре
после заучивания, пока
ма-териал не забыт.
Иногда
при сохранении наблюдается
явление реминисценции.
Суть ее в том, что
воспроизведение, отсроченное
на 2--3 дня, оказывается
лучше, чем непосредственно
после заучивания. Реми-нисценция
проявляется особенно
ярко, если первоначальное
вос-произведение не
было достаточно осмысленным.
С физиологи-ческой
точки зрения реминисценция
объясняется тем, что
сразу после заучивания,
по закону отрицательной
индукции, наступает
торможение, а затем
оно снимается. Установлено,
что сохранение может
быть динамическим и
статическим. Динамическое
сохранение проявляется
в оперативной памяти,
статическое - в долговременной
памяти. При динамическом
сохранении материал
изменяется мало, а при
статическом, наоборот,
материал обязательно
подвергается реконструкции
и определенной переработке.
Прочность
сохранения обеспечивается
повторением, которое
служит подкреплением
и предохраняет от забывания,
т. е. от угасания временных
связей в коре головного
мозга. Повторение должно
быть разнообразным,
проводиться в разных
формах: в процессе повторения
факты необходимо сравнивать,
сопостав-лять, их надо
приводить в систему.
При однообразном повторении
отсутствует мыслительная
активность, снижается
интерес к за-учиванию,
а поэтому и не создается
условий для прочного
сохра-нения. Еще большее
значение для сохранения
имеет применение знаний.
Когда знания применяются,
они запоминаются непроиз-вольно.
Воспроизведение
и узна-вание - процессы
восстановления прежде
воспринятого. Разли-чие
между ними заключается
в том, что узнавание
происходит при повторной
встрече с объектом,
при повторном его восприя-тии,
воспроизведение же --
в отсутствие объекта.
Воспроизведение
может быть непроизволь-ным
и произвольным. Непроизвольное --
это ненамеренное вос-произведение,
без цели вспомнить,
когда образы всплывают
сами собой, чаще всего
по ассоциации. Произвольное
воспроизведе-ние --
целенаправленный процесс
восстановления в сознании
прошлых мыслей, чувств,
стремлений, действий.
Иногда произ-вольное
воспроизведение происходит
легко, иногда требует
уси-лий. Сознательное
воспроизведение, связанное
с преодолением известных
затруднений, требующее
волевых усилий, называется
припоминанием.
Качества
памяти наиболее отчетливо
обнаруживаются при
воспроизведении. Оно
является результатом
и запоминания, и сохранения.
Судить о запоминании
и сохранении мы можем
только по воспроизведению.
Воспроизведение -- это
очень сложный процесс
повторения запечатленного.
Происходит реконструк-ция,
т. е. мыслительная переработка
материала: изменяется
план изложения, выделяется
главное, вставляется
дополнительный материал,
известный из других
источников.
Успешность
воспроизведения
зависит от умения
восстановить связи,
которые были образованы
при запоминании,
и от умения пользоваться
планом при воспроизведении.
Физиологическая
основа узнавания
и воспроизведения --
оживление следов
прежних возбуждений
в коре головного
мозга. При узнавании
оживляется след возбуждения,
который был про-торен
при запоминании.
Формы
воспроизведения:
узнавание --
проявление памяти,
которое возникает
при повторном
восприятии объекта;
воспоминание,
которое осуществляется
при отсутствии восприятия
объекта;
припоминание,
представляющее собой
наиболее активную форму
воспроизведения, во
многом зависящую от
ясности поставленных
задач, от степени логической
упорядоченности запоминаемой
и хранимой в ДП информации;
реминисценция
-- отсроченное воспроизведение
ранее вос-принятой
информации, которая
казалась забытой;
эйдетизм --
зрительная память,
долго сохраняющая яркий
образ со всеми деталями
воспринятой информации.
Узнавание
какого-либо объекта
происходит в момент
его восприятия, и
означает, что происходит
восприятие объекта,
представление о
котором сформировалось
у человека или
на основе личных впечатлений (представление
памяти), или на основе
словесных описаний (представление
воображения). Процессы
узнавания отличаются
друг от друга степенью
определенности. Наименее
определенно узнавание
в тех случаях, когда
мы испытываем только
чувство знакомости
объекта, а отождествить
его с чем-либо из прошлого
опыта не можем. Подобные
случаи характеризуются
неопределенностью
узнавания. Между определенным
и неопределенным узнаванием
есть много общего. Оба
этих варианта узнавания
развертываются постепенно,
и поэтому они часто
близки к припоминанию,
а следовательно, являются
сложным мыслительным
и волевым процессом.
Забывание --
естественный процесс.
Многое из того, что
закреплено в памяти,
со временем в той
или иной степени
забывается. И бороться
с забыванием нужно
только потому, что часто
забывается необходимое,
важное, по-лезное. Забывается
в первую очередь то,
что не применяется,
не повторяется, к чему
нет интереса, что перестает
быть для человека существенным.
Детали забываются скорее,
обычно доль-ше сохраняются
в памяти общие положения,
выводы.
Забывание
проявляется в
двух основных формах:
а)
невозможность припом-нить
или узнать;
б)
неверное припоминание
или узнавание.
Между
полным вос-произведением
и полным забыванием
существуют различные
степени воспроизведения
и узнавания. Некоторые
исследователи называют
их "уровнями памяти".
Принято выделять три
таких уровня:
воспроизводящая
память;
опознающая
память;
облегчающая
память.
Забывание
протекает во времени
неравномерно. Наибольшая
потеря материала
происходит сразу же
после его восприя-тия,
а в дальнейшем забывание
идет медленнее.
Забывание
может быть полным
или частичным, длительным
или временным.
При
полном забывании
закрепленный материал
не только не воспроизводится,
но и не узнается.
Частичное забывание
мате-риала происходит
тогда, когда человек
воспроизводит его не
весь или с ошибками,
а также тогда, когда
только узнает, но не
может воспроизвести.
Длительное
(полное или частичное)
забывание характеризу-ется
тем, что человеку
на протяжении долгого
времени не удается
воспроизвести, припомнить
что-либо. Часто забывание
бывает временным, когда
человек не может воспроизвести
нужный мате-риал в данный
момент, но спустя некоторое
время все же вос-производит
его.
Забывание
может быть обусловлено
различными факторами.
Первый и самый очевидный
из них -- время. Менее
часа требуется, чтобы
забыть половину механически
заученного материала.
Для
уменьшения забывания
необходимо:
понимание,
ос-мысление информации,
повторение информации.
Забывание
в значительной степени
зависит от характера
де-ятельности, непосредственно
предшествующей запоминанию
и происходящей после
нее.
Отрицательное
влияние предшествующей
запоминанию де-ятельности
получило название проактивного
торможения. От-рицательное
влияние следующей
за запоминанием деятельности
называют ретроактивное
торможение, оно особенно
ярко проявляется в
тех случаях, когда вслед
за заучиванием выполняется
сходная с ним деятельность
или если эта деятельность
требует значительных
усилий.
Можно
предположить очевидную
зависимость: чем больше
время нахождения информации
в психике, тем глубже
забывание. Но для психики
характерны парадоксальные
явления: пожилые люди
легко вспоминают о
давно прошедшем, но
столь же легко забывают
только что услышанное.
Этот фено-мен называется "законом
Рибо", законом обратного
хода памя-ти.
Важным
фактором забывания
обычно считают степень
активности использования
имеющейся информации.
Забывается то, в
чем нет постоянной
потребности или
необходимости. Это
справедливо более
всего по отношению
к семантической
памяти на информацию,
полученную в зрелом
возрасте.
Забывание
может быть обусловлено
работой защитных
механизмов нашей
психики, которые
вытесняют из сознания
в подсознание
травмирующие нас
впечатления, где
они затем бо-лее
или менее надежно
удерживаются. Следовательно, "забыва-ется"
то, что нарушает психологическое
равновесие, вызывает
негативное постоянное
напряжение ("мотивированное
забыва-ние").
Другими
формами забывания
являются ошибочное
припоминание и ошибочное
узнавание. Общеизвестно,
что воспринятое
нами с течением времени
теряет в вос-поминании
свою яркость и отчетливость,
становится бледным
и неясным. Однако изменения
воспринятого ранее
материала могут носить
и другой характер, когда
забывание выражается
не в потере ясности
и отчетливости, а в
существенном несоответствии
припомненного действительно
воспринятому материалу.
Основными
существенными причинами
забывания, выходящего
за рамки среднестатистических
значений, являются
различные болезни
нервной системы,
а так-же сильные
психические и физические
травмы. В этих случаях
иногда наступает явление,
называемое ретроградной
амнезией. Она характеризуется
тем, что забывание охватывает
собой период, предшествующий
событию, послужившему
причиной амнезии. С
течением времени этот
период может уменьшиться,
и даже более того, забытые
события могут полностью
восстановиться в памяти.
Забывание
также наступает
быстрее при умственном
или физическом утомлении.
Причиной забывания
может быть и действие
посторонних раздражителей,
мешающих сосредоточиться
на нужном материале,
например раздражающих
зву-ков или находящихся
в поле нашего зрения
предметов.
Ассоциации.
С
физиологической
точки зрения ассоциация
представляет собой
временную нервную
связь. Различают
два рода ассоциа-ций:
простые и сложные.
К простым относят
три вида ассоциаций (понятие
о них сложилось еще
со времен Аристотеля):
Ассоциация
по смежности. Образы
восприятия или какие-либо
представления вызывают
те представления, которые
в прошлом переживались
одновременно с ними
или непосредственно
вслед за ними.
Ассоциация
по сходству. Образы
восприятия или определенные
представления вызывают
в нашем сознании
представления, сходные
с ними по каким-либо
признакам.
Ассоциация
по контрасту. Образы
восприятия или определенные
представления вызывают
в нашем сознании
представления и каком-нибудь
отноше-нии противоположные
им, контрастирующие
с ними.