Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:46, курсовая работа
Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследованиями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
1. Проблема психологических исследований семьи и семейных отношений
1.1. Введение
1.2. Исторический очерк становления психологии семьи
1.3. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
1.4. Характеристика современной семьи
1.5. Функционально-ролевая структура семейных отношений
1.6. Жизненный цикл семьи
1.7. Психология эмоциональных отношений
1.8. Супружеские отношения
1.9. Детско-родительские отношения
1.10. Подготовка молодежи к семейной жизни
1.11. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
2. Профессиональная мотивация
2.1. Введение
2.2. Понятия профессиональной мотивации
2.3. Теории мотивации
2.4. Мотив-цель
2.5. Влияние профессиональной мотивации на эффективность деятельности.
2.6. Заключение
2.7. Список использованной литературы
1.5. Жизненный цикл.
Перемены – это то, что присуще каждой семье. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющихся друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени.
Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья – не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая понятие семьи, необходимо рассмотреть и периодизацию этапов ее развития.
Добрачное отношение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
Брак – принятие супружеских социальных ролей. Этот этап тесно связан со следующим, но юридические ограничения брака, включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже поддерживаемых каждым из супругов, и трудности, возникающие при решении указанных задач, для преодоления которых нередко нужна и профессиональная психологическая помощь, свидетельствуют о том, что данный этап имеет свойственные только ему особенности.
Этап «медового месяца». Данное название может быть и слишком метафорично, но довольно точно отражает эмоциональные проблемы и задачи деятельности, которые решаются на этом этапе. Среди них следует отметить принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.
Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода – возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, и их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психологическим нагрузкам, к ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.
Зрелая семья, то есть семья, успешно выполняющая свои функции. Задачи данного этапа определяются созданием новой структуры отношений. Если на четверном этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новой (новыми) личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.
Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи этапа можно считать решениями, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.
Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков).
1.6. Психология эмоциональных
Первый этап эмоциональных отношений связан с возникновением и развитием симпатии. В начале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны. Далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека. На последующих этапах важное значение для развития аттракции (эмоциональные отношения) начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступают взаимодополнительность личностных свойств. Вектор аттракции направлен от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильный, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания. К сожалению, часто «любовь» и «влюбленность» обсуждаются как синонимы, об их глубокой разнице молчит психология, и лишь внешними касаниями говорит искусство.
Понятия «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютною абстракцию (наряду с «истинной» и «богом»). То что в понятие любовь люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. В любви кроме эмоциональной интерпретации важен уровень самопринятия. В благоприятных ситуациях уровень самоприятия повышается, при распаде - снижается. Важным источником формирования образа любви у человека является опыт, приобретенный в родительском доме, влияние поведения отца и матери, поскольку образ любви не исчерпывается представлениями о том, как вести себя во время полового контакта, но во многом определяется условным способом общения в совместной жизни с другими людьми. Человек который вырос в атмосфере авторитарности и деспотизма, будет искать сексуального именно с этими, травмирующими его чертами. Наоборот, чрезмерная опека родителей сформирует будущих инфантильных мужчину и женщину.
Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке. Важное влияние на эмоциональные отношения в браке оказывают культура общения и досуга, совместное принятие решений супругами, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом. Чувство вины разрушает брак.
1.7. Супружеские отношения.
Отношение к браку и семье претерпело в процессе исторического развития множество метаморфоз. Для нас важно, что структура супружества не неизменна. Даже сейчас, когда нации Земли интегрируются благодаря техническим достижения, организации и концепции брака обнаруживают весьма значительные различия, а семья создается по различным критериям.
Следует подчеркнуть, что формы брака разнообразны, лик его – изменчив. Для того чтобы глубже понять данную проблему, необходимо подробно остановиться на профилях брака, типах супружеских отношений и их детерминантах.
В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в браке.
Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.
Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.
Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.
«Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
«Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.
Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
Независимый партнер: сохранят в браке определенную дистанцию по отношению к своему партнеру.
Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромиса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.
Профили брака, предложенные В.Сатир выделяют 5 коммуникативных моделей общения между супругами.
Заискивающий.
Обвиняющий.
Расчетливый.
Отстраненный.
Уравновешенный или гибкий.
Детерминантой привычных стереотипов поведения, неадекватных стилей общения и, как следствие, неудачных супружеских отношений В.Сатир считает наличие страхов у современного человека. В.Сатир убеждена, что для большинства страхов и опасений, влияющих на чувство самоценности, нет серьезных оснований. Это становится совершенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором.
Брачно-семейную адаптацию необходимо рассматривать как сложный, многоуровневый целостный процесс взаимного приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни. В содержательном плане этот процесс представляет собой единство следующих компонентов:
Приспособление к брачному партнеру, предполагающее:
физиологическую адаптацию, в том числе сексуальную;
адаптацию к темпераменту, характеру партнера;
адаптацию к интересам, потребностям, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;
адаптацию к основным ценностям жизни, жизненной философии партнера;
Приспособление к семейной жизни, включающее в себя адаптацию к бытовым и психологическим ролям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе.
Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи.
Ссора представляет собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутацию «противника». Часто ссоры возникают, когда человек находится в состоянии недовольства, раздражения. Важно научиться управлять этими проявлениями, не давать им вырвать наружу, переводить их во что-то другое, и тогда число ссор в семье резко уменьшится, а члены семьи получат возможность проводить время дома в более спокойной и доброжелательной обстановке.
В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения преобладают над силами распада. Конфликт – это генератор новых структур. Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или обоих.
Большая группа конфликтов возникает на основе неудовлетворенного чувства собственного достоинства, значимости, ценности нашего «Я». Любой человек сильно переживает, когда ущемляется его личное достоинство, когда он лишается уважения, когда к нему относится без должно почтения. Особенно задевают взаимные колкости, критические замечания, касающиеся ума, качеств характера, привычек и т.д.
Семейные ссоры, супружеские конфликты в большинстве своем порождаются обидами и неспособностью (неумением) супругов прощать друг друга.
Накопление обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера членов семьи, тяготит их, проявляется в депрессивных состояниях, недоверии друг к другу и тревожности. Прощая, человек принимает решение:
Отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика,
Поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика.
В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствует гармонизации супружества.
Прощение – это внутреннее личностное освобождение. Оно активно и требует энергии. Это борьба за освобождение другого, в то время как обиженный сам находится в состоянии гнева. Прощение часто путают с примирением, которое представляет собой восстановление существовавших взаимоотношений между индивидами.
И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие – нужно способствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.
1.8. Детско-родительские отношения.
Материнство – сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. В наш дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства.
Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине ХХ столетия. Однако придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденным механизмам, которые роднят человеческий вид с животными. Акцент на материнском инстинкте как наиболее значительной составляющей психологической готовности к материнству вызывает сомнение. Инстинктивное поведение – жестко закрепленные в наследовании поведенческой формы. Акцент на инстинкте уводит внимание от проблемы собственной активности женщины в решении стать матерью или отказаться от материнства.