МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ» В Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Кафедра психологии
Учебно-познавательная
мотивация подростков
Курсовая работа
Исполнитель: студентка III курса
группы 60901 ДО
Фазуллина А.А.
Научный руководитель: доцент,
канд.психол.наук
Воронкова И.В.
г. Набережные Челны – 2012 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………4
Глава 1.Теоретический анализ
особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
1.1.Мотивация учебной деятельности
в школе………………13
1.2.Возрастные изменения
мотивации обучения
школьников…………………………………………………….17
1.3.Формирование мотивации
учения школьников………….24
Глава 2.Организация и методы
исследования
2.1.Характеристика выборки…………………………………..25
2.2.Описание методов исследования………………………….25
Глава 3.Эмпирическое изучение
особенностей учебно-
познавательной мотивации подростков
3.1.Описание результатов
исследования……………….……..28
3.2.Эмпирическое изучение
взаимосвязи …………………….29
3.3.Выводы………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………31
Список литературы………………………………………..……34
Приложения……………………………………………………..41
-3-
Введение
Введение должности практического
психолога в систему образования поставило
перед высшей школой проблему качественной
подготовки специалистов для решения
психологических задач в школе.
Одной из таких задач является
изучение психологических особенностей
учащихся и их групп в учебно-воспитательном
процессе, а также определение причин
трудностей обучения и поведения с целью
оказания психологической помощи. Поэтому
так важно изучить учебно-познавательную
мотивацию у подростков.
В нашей стране вопросами мотивации
поведения человека занимались такие
известные ученые психологи как А.Ф. Лазурский,
Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
[18,19]. Огромнейший вклад в развитие мотивации
учебной деятельности сделан Л.И. Божович,
А.К. Марковой [5,21].
Объектом исследования выступали
учащиеся 8 класса, а предметом - учебно-познавательная
мотивация.
Целью моей курсовой работы
является выявление уровня учебно-познавательной
мотивации и его различия в зависимости
от половой принадлежности подростков.
Для достижения поставленной
цели, мною будут решены следующие задачи:
1)Сбор, обобщение и систематизация
результатов исследования проблемы,
содержащихся в научной литературе
2)Эмпирическое исследование
уровня учебно-познавательной мотивации
у школьников 8 класса
-4-
3)Анализ результатов собственного
исследования и предоставление
выводов.
Гипотеза : предположение о
том, что в подростковом возрасте происходит
снижение учебной мотивации и в уровне
мотивации нет половых
различий.
В качестве методов выступают
переработка и обобщение теоретического
материала, проведение исследования подростков
и интерпретация результатов.
Методики исследования: «Направленность
на приобретение знаний» и «Направленность
на отметку».
Уточнение некоторых положений
по учебно-познавательной мотивации и
является новизной данной курсовой работы.
Практическая значимость - материалы
исследования могут быть значимы для психологов
службы образования, родителей учащихся,
при проведении мероприятий, направленных
на повышение учебной мотивации подростков.
Структура: содержание, введение,
основная часть, заключение, список литературы.
-5-
I.Теоретический анализ
особенностей учебно-познавательной мотивации
подростков
1.1.Мотивация учебной
деятельности в школе
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики
хорошо учились, с интересом и желанием
занимались в школе. В этом заинтересованы
и родители учащихся. Но часто и учителям
и родителям приходится с сожалением констатировать:
«не хочет учиться», «мог бы прекрасно
заниматься, а желания нет». В этих случаях
мы встречаемся с тем, что у ученика не
сформировались потребности в знаниях,
нет интереса к учению. Учителя знают,
что школьника нельзя успешно учить, если
он относится к учению и знаниям равнодушно,
без интереса и, не осознавая потребности
к ним. Поэтому перед школой стоит задача
по формированию и развитию у ребёнка
положительной мотивации к учебной деятельности.
Впервые слово «мотивация» употребил
А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа
достаточной причины». Затем этот термин
прочно вошел в психологический обиход
для объяснения причин
поведения человека и животных.
В настоящее время мотивация
как психическое явление трактуется по-разному.
В одном случае-как совокупность факторов,
поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих
поведение, в другом случае-как совокупность
мотивов, в третьем-как побуждение, вызывающее
активность организма и определяющее
его направленность.
Мотивация у авторов выступает
как вторичное по отношению к мотиву образование,
явление. Больше того, во втором случае
мотивация выступает как средство или
механизм реализации уже имеющихся мотивов:
возникла
-6-
ситуация, позволяющая реализовать
имеющийся мотив, появляется и мотивация,
т. е. процесс регуляции деятельности с
помощью мотива. Например, В.А. Иванников
считает, что процесс мотивации начинается
с актуализации мотива. Такая трактовка
мотивации обусловлена тем, что мотив
понимается как предмет удовлетворения
потребности, мотив дан человеку как бы
готовым. Его не надо формировать, а надо
просто актуализировать.
Таким образом, ни в понимании
сущности мотивации, ее роли в регуляции
поведения, ни в понимании соотношений
между мотивацией и мотивом нет единства
взглядов. Во многих работах эти два понятия
используются как синонимы. Выход из создавшегося
положения видится в том, чтобы рассматривать
мотивацию как динамический процесс формирования
мотива.[14,стр.65-67]
Учебная деятельность занимает
практически все годы становления личности,
начиная с детского сада и кончая обучением
в средних и высших профессиональных учебных
заведениях. Получение образования является
непременным требованием к любой личности,
поэтому проблема мотивации обучения
является одной из центральных в педагогике
и педагогической психологии. Отсюда и
обилие работ в этом направлении, которые,
впрочем, также несут на себе отпечаток
недостатков во взглядах на мотивацию
и мотив, существующих в психологии.
Под мотивом учебной деятельности понимаются
все факторы, обусловливающие проявление
учебной активности: потребности, цели,
установки, чувство долга, интересы и т.д.Г.
Розенфельд, например, выделил следующие
контент-категории (факторы) мотивации
учения:
1.Обучение ради обучения,
без удовольствия от деятельности
или без интереса к преподаваемому
предмету;
-7-
2.Обучение без личных
интересов и выгод;
3.Обучение для социальной
идентификации;
4.Обучение ради успеха
или из-за боязни неудач;
5.Обучение по принуждению или
под давлением;
6.Обучение, основанное на
понятиях и моральных обязательствах
или на общепринятых нормах;
7.Обучение для достижения
цели в обыденной жизни;
8.Обучение, основанное на
социальных целях, требованиях и
ценностях.
Однако простое перечисление
таких факторов очерчивает лишь область
обсуждения вопроса, выявляет ведущие
мотиваторы учения, но не раскрывает целостную
структуру мотива учения, причинно-следственные
зависимости между его компонентами. Поэтому
требуется не столько классификация «мотивов»(конкретных
причин осуществления субъектами учебной
деятельности), сколько соотнесение их
с блоками мотива и стадиями мотивационного
процесса, учитывающее возраст и пол учащихся,
ситуацию в семье, социальное происхождение
и другие моменты. К сожалению, таких исследований
почти нет.
Повышение интереса к одному
предмету протекает у многих подростков
на фоне общего снижения мотивации учения
и аморфной познавательной потребности,
из-за чего они начинают нарушать дисциплину,
пропускать уроки, не выполняют домашние
задания. У этих учащихся меняются мотивы
посещения школы: не потому что хочется,
а потому что надо. Это приводит к формализму
в усвоении знаний- уроки учат не для того
чтобы знать, а для того чтобы получать
отметки. Пагубность такой мотивации учебной
деятельности очевидна- происходит заучивание
без понимания. У школьников наблюдается
вербализм, пристрастие к штампам в речи
и мыслях, появляется равнодушие к сути
того, что они изучают. Часто
-8-
они относятся к знаниям как
к чему-то чуждому реальной жизни, навязанному
извне, а не как к результату обобщения
явлений и фактов действительности. У
школьников со сниженной мотивацией учения
не вырабатывается правильного взгляда
на мир, отсутствуют научные убеждения,
задерживается развитие самосознания
и самоконтроля, требующих достаточного
уровня развития понятийного мышления.
Кроме того, у них формируется привычка
к бездумной, бессмысленной деятельности,
привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать
наказания, привычка списывать, отвечать
по подсказке, шпаргалке. Знания формируются
отрывочные и поверхностные.
Все это объясняется тем, что
у подростков, как и у младших школьников,
еще слабо развито понимание необходимости
учебы для будущей профессиональной деятельности,
для объяснения происходящего вокруг.
Важность обучения «вообще» они понимают,
но другие побудительные факторы, действующие
в противоположном направлении, все-таки
часто побеждают это понимание. Требуется
постоянное подкрепление мотива учения
со стороны в виде поощрения, наказания,
отметок. Неслучайно выявлены две тенденции,
характеризующие мотивацию учения в средних
классах школы. С одной стороны, подростки
мечтают о том, чтобы пропустить школу,
хотят гулять, играть, заявляют, что школа
им надоела, что учение для них- тяжелая
и неприятная обязанность, от которой
они не прочь освободиться. С другой стороны,
те же ученики, будучи поставленными в
ходе экспериментальной беседы перед
возможностью не ходить в школу и не учиться,
сопротивляются такой перспективе, отказываются
от нее. Л. И. Божович полагает, что это
сопротивление связано
с неосознаваемой учащимися
потребностью оставаться на уровне тех
требований, которые к ним как к школьникам
предъявляет общество. Бросить
-9-
школу, перестать быть учеником
значит для них потерять свое общественное
лицо. Но это значит и другое- потерять
товарищей, общение с ними, потерять смысл
своего существования как члена общества.
Вероятно, все это так и есть. Но возможно
и другое- борются два мотивационных образования:
мотивационная установка, связанная с
перспективой получения образования,
и мотив, отражающий состояние учащихся,
их усталость от однообразия и постоянной
необходимости делать уроки.
Главным мотивом поведения
деятельности учащихся средних классов
в школе является, как считает Л. И. Божович,
стремление найти свое место среди товарищей
[5] .Самой причиной плохого поведения подростков
является стремление завоевать себе желаемое
место в коллективе сверстников;проявление
ложной отваги, дурашливости и т. п. имеют
ту же цель. Иногда недисциплинированность
в этом возрасте означает стремление противопоставить
себя классу, желание доказать свою неисправимость.
Как отмечает М. В. Матюхина,
высокоуспевающие школьники осознают
свое отношение к учению, в их мотивации
большое место занимают познавательные
интересы. Они имеют высокий уровень притязаний
и тенденцию к его повышению. Слабоуспевающие
школьники хуже осознают свою мотивацию
учения. Их привлекает содержание учебной
деятельности, но познавательная потребность
выражена слабее; у них выражен мотив «избегания
неприятностей» и уровень притязаний
невысок. Учителя низко оценивают их мотивацию
учения.
Поведение подростков в школе
строится с учетом мнения одноклассников,
которое теперь имеет большое значение,
чем мнение
учителей и родителей. Характерной
особенностью подростков является стремление
всячески избегать критики сверстников
и наличие страха быть ими отвергнутыми.
-10-
Особенностью мотивации учебного
поведения школьников средних классов
является наличие у них «подростковых
установок»(моральных взглядов, суждений,
оценок). К таким установкам относится,
например, осуждение тех учащихся, которые
не дают списывать или не хотят подсказывать
на уроке, и с другой стороны- поощрительное
отношение к тем, кто списывает и пользуется
подсказкой [14,стр.253-259)].
А. К. Маркова отмечает, что учебно-познавательные
мотивы формируются в ходе самой учебной
деятельности, поэтому важно как эта деятельность
осуществляется[21].
Основными факторами, влияющими
на формирование положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала, организация
учебной деятельности, коллективные формы
учебной деятельности, оценка учебной
деятельности, стиль педагогической деятельности
учителя.
Содержание учебного материала.
Содержание обучения выступает для учащихся
в первую очередь в виде той информации,
которую они получают от учителя, из учебной
литературы и т. п. Однако сама по себе
информация вне потребностей ребенка
не имеет для него какого-либо значения,
а следовательно не побуждает к учебной
деятельности. Поэтому, давая учебный
материал, нужно учитывать имеющиеся у
школьников данного возраста потребности.
Организация учебной деятельности.
А. К. Маркова и соавт. отмечают, что изучение
каждого раздела или темы учебной программы
должно состоять