Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 07:55, курсовая работа
Цель работы – изучить факторы и механизмы формирования Я – концепция.
Предмет работы – Я – концепция.
Объект исследования – факторы и механизмы Я-концепции.
Задачи курсовой работы:
изучить общее представление и определение Я - концепции;
исследовать составляющие Я - концепции;
рассмотреть Я - концепцию в различных теориях личности;
Введение 2
Глава 1. Понятие Я – концепции и ее составляющие 5
1.1. Общее представление и определение Я - концепции 5
1.2. Составляющие Я - концепции 8
Глава 2. Психологические теории Я - концепции как предпосылки формирования ее структуры 10
2.1. Я - концепция в различных теориях личности 10
2.2. Структура Я - концепции 11
Глава 3. Социально-психологические факторы формирования Я - концепции и ее функции 15
3.1. Источники формирования и развития Я - концепции 15
3.2. Факторы, влияющие на формирование Я – концепции 18
3.3. Основные функции Я – концепции 24
Заключение 26
Список использованной литературы 32
Существует глубинная зависимость между положительной Я –концепцией и успешностью самореализации, а также между негативной Я –концепцией и недостаточной реализацией своих потенциальных возможностей. Жизнь есть творческий акт. Если человек хочет, чтоб его жизнь протекала интересно и счастливо нельзя строить ее по стереотипам схемам сценарием построенными в детстве.
Самое главное для человек – эта сама его жизнь и как он ею распорядится. В конечном итоге смысл и ценность усилий человека по жизнетворчеству определяется тем, в какой мере он сумеет прожить жизнь, выбирая в каждый момент свой собственный аутентичный путь. А это возможно, если человек сумеет прислушаться к себе, познать себя, для этого необходимо стремиться к своей субъективности и осознать, прежде всего самое главное: как именно он участвует в создание своей жизни. Что ведет его к пониманию себя составлению Я - концепции. Поэтому на наш взгляд именно экзистенциальная психотерапии ее методы , теория и практика модифицируемые в сфере детского туризма с его спецификой наиболее подходит для решения тех задач которых уже говорилось.
В течении жизни Я - концепция претерпевает изменения. Поначалу младенцы неспособны провести грань между собой и окружающим миром. Однако постепенно он начинает развивать свое телесное «Я» или иначе начинают все более сознавать свое тело убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только им. В подростковом возрасте появляется заметная озабоченность, как их воспринимают окружающие. Для подростков становится главной задачей сформировать свою идентичность собрать из мозаики знаний собственную идентичность. Эго-идентичность – целостное связанное представление о самом себе. «Я - концепция» играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть согласованными, иначе произойдет фрагментации личности человек, он будет страдать от смешения ролей. Эриксон считает задачу формирования идентичности главным барьером, который подростки должны преодолеть. Формирование идентичности, свои представления о ролях и ценностях подростки получают от референтных групп или значимых других. Поэтому в этом возрасте воспитание семьи как таковое уходит на второй план. И для родителей, если они хотят, чтоб в дальнейшем их дети смогли успешно пройти этот барьер важно учитывать это, и стараться предоставить или направить подростку в такую среду где ценности и нормы были бы наиболее подходящими. Я - концепция почти целиком есть поток взаимодействия со значимыми другими, так как мы вырабатываем Я - концепцию в соответствии с тем что одобряют значимые другие. Любая характеристика Я - концепции очень тяжело изменяется, так как имеет место самоподкрепления. По Эриксону процесс самоопределения – формирование идентичности долог и сложен. Идентичность образует единую систему координат для организующих и интегрирующих форм поведения в различных сферах человеческой жизни.
Подросток находится на пути саморазвития, ну пути развития своей Я - концепции. Задача взрослого предоставить ребенку как можно больше возможностей для развития, предоставить (создать) сформировать необходимую среду для полноценного развития личности, в которой ребенок чувствовал бы себя в безопасности.
Саморазвитие и есть творчество, обращенное на свою личность. В этом процессе самое страшное, что может произойти это прекращение развития, когда он может стать игрушкой ожиданий родителей, подростковых групп, социальных норм и т.д. В конечном итоге он должен сформировать свою эго-идентичность, но в ходе этого процесса он может остановиться на одной из стадий. В таком случае общество может получить аддитивную личность. Почему же так важно еще сформировать и безопасную среду? Практически каждый подросток в это период жизни подвергает себя в той или иной степени реальному физическому риску. Затем чтоб почувствовать реальность своего Я. Ситуация физического риска лучше, чем чтобы то не было помогают подростку получить материал для развивающегося «Я», и также обеспечивает кипение котла самосознания и самоощущения. Туристические путешествия как раз позволяют подростку проверить свое «Я» получить тот необходимый опыт на грани, причем, что очень важно, есть возможность обеспечить безопасность на 100%, но сам подросток это не будет чувствовать, что не уменьшит значение этого опыта.
Физический риск – это не единственный риск, который подростку нужно преодолеть. Социальный риск связан с тем что, следование групповым ценностям или их отвержение в каждом конкретном случае является критерием оценки подростка со стороны, как взрослых, так и сверстников. В итоге это внешняя оценка превращается в самооценку, так как общение со сверстниками является ведущая деятельностью подростка. Важно, что подросток не может индифферентно относится к деятельности и ценностям группы, к которой он принадлежит или на которую ориентируется (референтная группа). Здесь возникает риск несоответствия номам и ценностям данной группы. Риск и опасность в данном случае, выполняют для подростка функцию активизации его самосознания, помогают превратить смутные чувства, поток опыта в более или менее структурированную «Я - концепцию». Можно сказать так, что переживание несоответствия требует осознание, в чем именно оно состоит, что рождает такой элемент «Я - концепция» как моя черта характера. Эта же ситуация несет опасность фиксации на этой стадии развитии и опасность включения неадекватных компенсаторных психологических защит, так как требует чтобы подросток поднялся на более высокий уровень рефлексии, либо получил об этом сведения со стороны.
Также есть еще риск выбора. Подросток впитывает ценности разных референтных групп и как-то компонует их внутри себя. Образуется -идеальное Я. Через несоответствие своего реального Я идеальному Я подростку удается лучше осознать себя.
Таким образом, получается, что мы живем по воспринимаемой карте никогда не способной стать реальностью. Карту эту формирует наше Я - концепция. Я реагирует не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности. Следовательно, для того, чтобы восприятия реальности у человека была наиболее точно отражало саму реальность, необходимо чтоб была сформирована адекватная Я - концепция. Наиболее бурное развитие Я - концепции идет в подростковом возрасте, поэтому именно в этом возрасте важно создать такую атмосферу, среду, в которой он чувствовал бы себя в полной безопасности, так как только при этом условии он сможет раскрепоститься и спокойно исследовать себя, безусловной любви, принятия, конгруэтности. Еще одна очень важная характеристика такой среды должна быть ее сенсорно-обогащенность. Ведь свой опыт необходимый для построения «Я - концепции» ребенок может получить не только из личного опыта, но и обратясь к произведением писателей.
В походах «Я - концепция» проходит уточнение, так как в походе снимаются психологические фильтры, он не уже не может играть какую-то роль, то у подростка появляется отличная возможность более точно выяснить кто Я и скорректировать качества. В походе у ребят появляется возможность:
Информация о работе Факторы и механизмы формирования Я-концепция