Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи.
Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4
1.1. Проблема стресса в психологии …. 10
1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24
2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24
2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………….….….…………26
Список используемой литературы………….….…..………. 28
Приложение…………………………………………….……………..31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Что же касается исследований по проблеме стресса, посвящённых учащимся подросткового  возраста, то их достаточно мало, и они выполнены в области других специальностей (медицина, физиология), возникает проблема описания воздействующих на подростков факторов стресса, особенностей переживания и преодоления ими состояния стресса. По нашему мнению приведённое выше определение стресса характерно и для учащихся подросткового возраста. Однако подростки, в отличие от взрослых, находятся в иной социальной ситуации развития, их растущий организм по-своему реагирует на факторы стресса. Поэтому проблема состояния стресса учащихся подросткового возраста должна решаться иначе, чем у взрослых людей.

Анализ многих исследований по проблеме стресса показывает существование большого количества мнений, часть которых под стрессом понимает ответ организма на любое требование внешней среды. Мы же применительно к нашему исследованию считаем, что не следует слишком широко рассматривать понятие «стресс». При этом необходимо сохранить основное его содержание, которое заключается в том, что стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма на предъявленные ему требования.

    1. Факторы стресса

Определение факторов стресса предусматривает  последовательное рассмотрение понятий  «фактор», «фактор стресса». В дальнейшем это помогает лучше понять положение и взаимосвязь различных факторов стресса в жизни и деятельности школьников подросткового возраста.

Термин «фактор», который был заимствован русским языком из латинского (factor - делающий, производящий), означает «движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» [30, с. 518]. Данное понятие имеет много общего с русским «причина» («начало, источник, вина, коренной повод действию, случаю; что производит последствия, что служит виною, рычагом, основной силой, начальным деятелем явления» [10, с. 459]). Однако причиной, с точки зрения авторов словаря, будет являться процесс, который предшествовал во времени данному событию. Что же касается состояния стресса, то достаточно трудно говорить о том, какое именно обстоятельство послужило первичным толчком к его возникновению. Обычно имеется ряд событий, каждое из которых по-разному – как непосредственно, так и опосредованно – влияет на индивида.

Под факторами стресса (или стрессорами) следует понимать неблагоприятные, значительные (по силе и продолжительности) внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессового состояния.

Наиболее разработанной является классификация факторов, связанных с условиями протекания трудового процесса. К этой группе факторов относятся как характеристика среды обитания, так и особенности социально-психологической среды, в которой человек осуществляет свою деятельность. Содержание класса факторов среды обитания весьма разнообразно. Этот класс факторов является предметом изучения физиологов, гигиенистов и др. Следует отметить, что влияние большинства факторов на организм человека достаточно хорошо изучено. Существуют подробные обзоры, в которых отражены сводные данные о воздействии различных групп факторов внешней среды на человека [12].

При всём разнообразии конкретных видов  и трудовая, и учебная деятельность индивида являются, прежде всего, категорией социальной. Специфична такая деятельность и для подростков. При выполнении определённых видов деятельности подросток включён в систему сложных социальных отношений, без которых эта деятельность вообще не существует. Однако, несмотря на очевидную значимость этой категории факторов, вопрос об их содержательной классификации и характере влияния на эффективность деятельности значительно менее разработан по сравнению с анализом факторов среды обитания. В современной литературе существуют только попытки детального рассмотрения факторов социальной природы, приводящих к развитию различных форм стресса у лиц, занимающихся различными видами умственного труда и организаторской деятельностью [24].

Вышеизложенные доводы послужили  отправным пунктом в реализации задач, которые состояли в выявлении факторов стресса и их воздействия на подростков, а также в изучении роли социальных факторов в преодолении состояния стресса учащимися.

Наиболее адекватно отвечающей целям данного исследования является классификация факторов стресса, разработанная Ф.Б. Березиным при изучении системы психофизиологического регулирования, которую приводит в своём диссертационном исследовании Г.Г. Васюта [8]. В многоуровневой системе регулирования психофизиологических соотношений Ф.Б. Березин выделяет три уровня:

  • психологический;
  • социально-психологический;
  • физиологический.

На психологическом уровне возникающие  изменения связываются, в основном, с особенностями личности и актуальным психическим состоянием. На социально-психологическом уровне системы психофизиологического регулирования развитию стресса способствует действие группы психосоциальных стрессоров, которые зависят от макросоциальных процессов и затрагивают большие группы людей, а также группы индивидуально значимых стрессоров, связанных с теми или иными сферами социального взаимодействия. К последним можно отнести: индивидуальные особенности лиц, с которыми осуществляется взаимодействие; характер внутригруппового взаимодействия; межличностные взаимоотношения.

Целесообразно отметить несколько  упрощённых, но не менее содержательных для проводимого исследования классификаций факторов стресса. Среди стресс-факторов выделяют две группы с кратковременным и длительным действием. Как правило, они различаются по характеру воздействия. Первую группу составляют стрессоры, приводящие к ситуации острой экстремальности. Стрессоры второй группы оказывают слабое, но длительное воздействие, порождая психотравмирующие ситуации, дезорганизующие личность, вызывающие начальные психопатологические симптомы.

    1. Проблема преодоления стресса в отечественной и зарубежной психологии

Чтобы противостоять  агрессивной внешней среде, организм в первую очередь мобилизует физиологические  защитные механизмы, а затем и  психологические ресурсы. У каждого человека на протяжении жизни вырабатывается набор подходов, позволяющих справляться с ситуацией. Чем их больше, тем лучше человек адаптирован. Базовый биологический механизм на уровне инстинкта диктует: убежать, спрятаться, бороться! Природа снабдила нас также способностью эмоционального реагирования: смех, слезы, гнев. Жизнь средневекового человека была гораздо ярче, чем наша, окрашена эмоционально, и многочисленные описания покаянных процессий, горожан, в слезах внимающих проповеднику, или вассалов, рыдающих над гробом своего господина, не вымысел историографов, а правда той эпохи. Публичное выражение чувств считалось не только приемлемым, но и подобающим. Возможно, столь бурное и открытое изъявление чувств помогало нашим предкам преодолевать стресс. Однако современное общество диктует жесткие нормы поведения, запрещающие человеку проявлять на людях подобные слабости, хотя они являются абсолютно нормальной реакцией, более того - механизмом первичного снятия стресса. Недаром считается, что слезы приносят облегчение. Подавление эмоций может привести к серьезным нарушениям психики. Человек, способный смеяться от радости и плакать от горя, реагирует более естественным образом, чем закованная в непроницаемый панцирь и неподвластная чувствам "железная леди". Впрочем, во всем следует соблюдать меру. Сегодня существуют целые школы психотерапии, где людей учат вести себя естественным образом в стрессовой ситуации, выражать свои эмоции в пределах допустимых норм. Эмоциональное реагирование, кстати, непременно вызывает у окружающих встречное движение души - эмпатию, сочувствие, сострадание, которого в глубине души ждет даже жесткий человек, поскольку это тоже возможность снять стресс.

В современной психологии распространено понятие копинг (от англ. to cope - совладать), т.е. умение справляться с трудной ситуацией. Первоначально это слово применили С. Фолкман и Р. Лазарус, которые определили его как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [22]. В отечественной психологии термин «coping» переводят как адаптивное, совладающее поведение или психологическое преодоление [0].

Продолжателем данного подхода в отечественной психологии является Л.И. Анциферова, работы которой содержат теоретико-методологический анализ проблем психологического преодоления жизненных трудностей [3, 4]. Рассматриваемая проблемная область нашла своё дальнейшее развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской [1], С.А. Игумнова [13]. Психологическое предназначение преодоления состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом ослабить стрессовое действие ситуации. Поэтому важной задачей преодоления состояния стресса является обеспечение и поддержание благополучия индивида, его физического и психического здоровья и удовлетворённости социальными отношениями.

Начиная с 60-х годов Р. Лазарус  обозначил важность когнитивного фактора при преодолении стресса. Он считал, что наиболее серьёзный недостаток ранних теорий преодоления – это невозможность изучить и детально описать, каким образом в мыслях и действиях человек справляется со специфическими стрессорами, такими как болезнь, потеря, угроза, которые могут иногда появляться в жизни [22].

Указывая на то, что адаптивное поведение может изменяться в  зависимости от природы стресса или условий среды, в которых оно происходит, Р. Лазарус обратил внимание и на необходимость учёта стабильного, всеобъемлющего личностного стиля, с помощью которого постигаются и осуществляются взаимоотношения с окружающим миром. Он отмечал, что индивид обычно эффективен в преодолении и как личность имеет преимущество в позитивных ресурсах преодоления, таких как интеллект, навыки, поддержка семьи, социальные взаимоотношения, деньги и здоровье. Р. Лазарус подчёркивал важность стиля преодоления проблем, в сочетании со знанием мыслей и действий конкретного индивида в процессе преодоления стресса. При работе психолога с клиентом следует знать тип личности последнего, а также условия его жизни, чтобы определить, какому способу преодоления стресса обучать.

Существует несколько вариантов  реакции организма человека на стресс.

1. Реакция стресса.

Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т.е. стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ (плохая адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь может стать причиной психосоматических заболеваний.

2. Пассивность.

Она проявляется у человека, адаптационный  резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

3. Активная защита от стресса.  Человек меняет сферу деятельности  и находит что-то более полезное  и подходящее для достижения  душевного равновесия, способствующее  улучшению состояния здоровья  (спорт, музыка, работа в саду  или огороде, коллекционирование и т.п.)

4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются.  Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

Автоматическая реакция тревоги  состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье):

- импульс

-стресс

-адаптация.

Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

Следовательно, если человек хочет  направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек  в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной  системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация - это метод, с помощью  которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - ля этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. [37]

Методы релаксации нужно осваивать  заранее, чтобы в критический  момент можно было запросто противостоять  раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Информация о работе Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте