Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 02:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в определении факторов стресса и способов его преодоления в юношеском возрасте с учетом половозрастных особенностей учащихся.
Для реализации цели исследования решались следующие задачи.
Определить методологическую и теоретическую основу исследования воздействия стрессоров в ранней юности и способов его преодоления.
Выявить наиболее значимые для юношеского возраста факторы стресса с учётом половозрастных особенностей учащихся.
Установить особенности проявления воздействия стрессоров в юношеском возрасте с учётом их половозрастных различий.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности личности в юношеском возрасте и факторы стресса………………………………………………………4
1.1. Проблема стресса в психологии …. 10
1.4. Особенности стресса в юношеском возрасте………………………..……………...…15
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия факторов стресса и определение способов его преодоления у учащихся в ранней юности…….......................................................................................... 24
2.1. Методические подходы и методы исследования воздействия факторов стресса в ранней юности………………….…………….. 24
2.2. Результаты исследования.………………….…………………..24
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………….….….…………26
Список используемой литературы………….….…..………. 28
Приложение…………………………………………….……………..31

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

На формирование личности ребенка в ранней юности влияет коллектив сверстников. Коллектив оказывает определяющее влияние на развитие общественной направленности, коллективных взаимоотношений между личными и общественными интересами. Коллектив старшеклассников шлифует и корригирует характеры, влияет на формирование и развитие у учащихся скромности, честности, настойчивости, решительности, выдержки, дисциплинированности, смелости. Коллектив не только воодушевляет на борьбу с трудностями, он помогает преодолевать лень и эгоизм, зависть и зазнайство, трусость и лицемерие, косность и пассивность отдельных учащихся. Единодушные коллективные требования к старшим школьникам, порицание и осуждение проступков и отрицательных черт характера отдельных членов коллектива, как правило, не остаются без последствий.

Юношеский возраст – это возраст  романтики, больших дерзаний, юношеских  мечтаний, связанных со стремлением  отдать свои силы какому-нибудь большому делу, возраст творческой инициативы. [21]

Юношеский возраст отличается богатством и многообразием переживаемых чувств, эмоциональным отношением к различным сторонам жизни. Особенно характерно развитие моральных и общественно-политических чувств, которые обычно правильно соотносятся с определенными моральными требованиям. Развивается умение осознавать переживаемые чувства. У старших школьников сохраняется непосредственность и живость реагирования, но эмоциональные состояния становятся более устойчивыми. Юноши и девушки иногда переживают и противоречия в эмоциональной сфере, борьбу различных чувств, связанных с наличием внутренних конфликтов. Не всегда в результате такой борьбы побеждают чувства более высокого уровня. Поэтому старшие школьники часто нуждаются в моральной поддержке более опытных и зрелых людей.

Остановимся на чувствах, связанных с особыми формами взаимоотношений со сверстниками. Для старших школьников характерно развитое чувство товарищества. Наряду с чувством товарищества, которое носит более широкий характер, развивается потребность в личном дружеском общении. Дружба в юношеском возрасте отличается от дружбы в подростковом возрасте некоторыми особенностями. Во-первых, мотивы дружбы более глубокие. К самой дружбе предъявляются более высокие требования: откровенность, взаимное доверие, отзывчивость, верность, готовность к постоянной помощи, наличие совместных интересов, стремление к совместной деятельности; требования идейной общности и принципиальности, что проявляется в совместных мечтах о будущем, в отношении к учебной работе, в помощи другу при исправлении недостатков, во взаимном уважении, взаимопонимании. Во-вторых, это чувство более содержательно, охватывает весьма широкий круг интересов и деятельности. В-третьих, дружба более эмоциональна: не только в смысле эмоциональной близости друзей, но и в смысле способности к сопереживанию, т.е. способности откликаться на чувства, переживаемые другом.

Дружба старших школьников отличается большей устойчивостью. Дружеские отношения, возникшие в юношеские годы, часто продолжаются всю жизнь. Школьники старших классов проявляют особенный интерес к характерологическим чертам своих друзей, к их духовному облику.

В юношеском возрасте впервые появляется особое чувство – любовь. Это совершенно новое состояние в эмоциональной жизни школьника, которого нет у подростка. Юношеская любовь, как правило, чиста, свежа, непосредственна, целомудренна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лиричности и искренности.

В юношеском возрасте заметно развиваются эстетические чувства, способность замечать, эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, искусстве, общественной жизни. У юношей и девушек развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Развивающиеся эстетические чувства смягчают грубые и резкие проявления личности, помогают освобождаться от некрасивых, непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. [21]

Эстетические чувства старших  школьников отличаются большей сложностью. Чувства юношей и девушек гораздо  более осознанны, начинают связываться  с самостоятельными эстетическими  суждениями, самостоятельными эстетическими оценками творчества писателей, художников, музыкантов.

Учебная деятельность в юношеском  возрасте значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебная деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности и самостоятельности. Для того чтобы достаточно глубоко усваивать программу, необходимо развитие теоретического мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе учения старшеклассник, прежде всего связаны с неумением учиться в этих новых условиях.

Противоречие между уровнем  учебной деятельности, который сложился и закрепился у некоторых учащихся за время обучения в средних классах, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах, и является движущей силой умственного развития старших школьников. Противоречие это разрешается по мере перехода учащихся на новый, более высокий уровень учебной деятельности, связанный с развитием теоретического мышления, навыков самообучения.

Отношение старших школьников к  учению тоже изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт; они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. Растет их сознательное отношение к учению, которое приобретает непосредственный жизненный смысл. Старшеклассники отчетливо осознают, что необходимым условием полноценного участия в будущей трудовой жизни общества является наличный фонд знаний, умений и навыков, полученное в школе умение самостоятельно приобретать знания, или, как говорят, самообучаться. Потребность в знаниях – одна из самых характерных черт современного старшеклассника.

В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Значительно реже встречается общее, одинаково равное положительное отношение ко всем учебным предметам. Подробное явление наблюдается и у подростков, но есть одно существенное отличие. Избирательное отношение к учебным предметам определяется не только качеством, уровнем преподавания, но и наличием у многих юношей и девушек сложившихся интересов, связанных с их профессиональной направленностью. [21]

Характеризуя интересы старшеклассников, прежде всего надо сказать, что именно в этом возрасте юноши и девушки обычно определяют свой специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши или девушки после окончания школы. Наличие такого специфического интереса стимулирует постоянное стремление к расширению и углублению знаний в определенной области. Познавательные интересы в этом возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер.

Остановимся на развитии познавательных процессов в юношеском возрасте. Развитие познавательных интересов, рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие произвольности познавательности познавательных процессов, умения управлять ими. В конце ранней юности учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием, подчиняя их определенным задачам жизни и деятельности.

Наблюдение становится еще более  целенаправленным и систематичным. Развивается такое качество личности, как наблюдательность. В развитии памяти заметно увеличивается роль отвлеченного, словесно-логического, смыслового запоминания. Хотя преобладает произвольная память, непроизвольное запоминание отнюдь не исчезает из практики старшеклассников. Оно только приобретает специфический характер, более отчетливо связываясь с их познавательно-профессиональными интересами. При этом ведущая роль в активной познавательной учебной и общественной деятельности сохраняется все-таки за произвольной памятью. Дословное заучивание, основанное на повторении, не является в этом возрасте распространенным.

Старшие школьники неизмеримо шире пользуются приемами запоминания – составлением планов и схем текста, конспектов, выделением и подчеркиванием основных мыслей, сравнением, соотношением нового с уже известным. Наряду с этим старшеклассники иногда пренебрежительно относятся к приемам смыслового заучивания. У старших школьников, как правило, создается дифференцированная установка на запоминание (они отмечают, что нужно запомнить дословно, что необходимо передать своими словами, а что достаточно только понять, а запоминать не требуется). [21]

Многое из того, что говорилось выше о памяти, с полным основанием можно отнести и к характеристике внимания старших школьников. Дифференцированность интересов определяет избирательность внимания, значительное увеличение роли послепроизвольного внимания, которое в этом возрасте может быть постоянным при наличии устойчивых жизненных интересов. Наряду с послепроизвольным вниманием в юношеском возрасте возрастает значение произвольного внимания.

Заметно развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Последнее, в частности, сказывается в формирующемся умении одновременно и слушать объяснения учителя, и вести запись лекции-беседы, следить и за содержанием, и за формой своего ответа. Старшие школьники гораздо больше способны противостоять отвлекающим раздражителям, действующим на них в процессе учебной работы.

Необходимо отметить еще одну особенность  внимания, характерную для старших  школьников, - его избирательность. Избирательность внимания у некоторых учащихся проявляется и в том, что, воспринимая учебный материал, они всегда стараются оценить его значение, воспринять его через призму практической значимости. Установив, что данный раздел важен, ученик активно воспринимает его. Если же школьнику кажется, что материал несущественный, он ослабляет свое внимание. Эта своеобразная пульсация внимания нередко происходит непреднамеренно: старшеклассник

Глава 2. Эмпирическое выявление воздействия

факторов  стресса и определение способов его

преодоления у учащихся в ранней юности

    1. Методические подходы и методы исследования воздействия  
      факторов стресса в ранней юности.

Для решения поставленных задач  использовались следующие методы: теоретический анализ, диагностирование и психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Основной метод – анкета.

Анкета для нашего исследования включает три вопроса. Учащимся предлагалось назвать факторы стресса, наиболее значимые для них («Какие жизненные события вызывают состояние напряжения (стресса)?»). После этого испытуемый оценивал эмоциональное состояние, которое он испытывал после жизненного события, вызывающего напряжение («Что Вы чувствуете, когда с Вами происходит событие, вызывающее напряжение (стресс)?»). Далее учащимся предлагалось указать, каким образом они преодолевают те трудные жизненные события, которые происходят с ними («Что Вы делаете, когда с Вами происходит событие, вызывающее состояние напряжения (стресса)?»).

Исследование проводилось с  учащимися 11 классов в средней школе №196 г. Минска. В исследовании приняло и участие 43 человек, из них 20 юношей и 23 девушек.

Следует отметить, что многие юноши  и девушки испытывали затруднения в определении жизненных событий, вызывающих у них стресс, а некоторые вообще сдали незаполненные опросные листы.

    1. Результаты исследования.

Анализ первого вопроса анкеты позволил выявить не большое разнообразие названных стрессовых факторов. На основании проведенного следования мы получили следующие результаты. В качестве значимых учащиеся назвали следующие факторы: «Учебная деятельность» (21), « Поступление в университет» (14), «Ссоры с окружающими людьми» (9), «Различные события» (8) , «Взаимоотношения с окружающими людьми» (6), «Происшествия» (6), «Неудачи» (5) , «Смерть» (4), «Ответственные мероприятия» (3), «Недосыпание» (2), «Никакие» (2), «Взаимоотношения с учителями» (2), «Здоровье» (2), «Поиск смысла жизни» (1), «Неуверенность в будущем» (1). (Приложение 1)

 

Можно отметить, что современных  юношей и девушек волнуют в основном взаимоотношения с окружающими (родители, учителя, сверстники) и личностные проблемы (например, «Учебная деятельность » ,« Поступление в университет», «Недосыпание», «Ссоры»). При сравнении ответов юношей и девушек выяснилось, что юноши и девушки на первые места вынесли одни и те же факторы: на первом месте – учебная деятельность, на втором месте – ссоры с окружающими людьми и поступление в университет. Девушки более обеспокоены семейными проблемами и отношениями с друзьями, тогда как юношей больше волнуют личные переживания и самочувствие.

 

Второй вопрос выявляет эмоциональные переживания, испытываемые юношами и девушками, когда в их жизни происходит событие, вызывающее стресс. Некоторые девушки называли сразу несколько чувств, которые они испытывали в трудной для них, напряженной ситуации. Чувства, испытываемые опрашиваемыми юношами и девушками, были разной интенсивности и направлены как на саму личность, так и на окружающих их людей. Однако при этом обращала на себя внимание отрицательная окрашенность всех названных учащимися эмоциональных состояний. (Приложение 2)

 

Третий вопрос позволит узнать, какие способы юноши и девушки выбирают для преодоления произошедших с ними стрессовых жизненных событий. Анализ результатов выявил, что основная масса опрашиваемых юношей и девушек стараются отвлечься от состояния стресса  (19 человек, что составляет 34,55% опрашиваемых). Отдыхают (12 человек, что составило 21,82%). Общаются с друзьями и родителями (7 человек, что составило 12,73%) Ничего не делали, переживая ситуацию эмоционально, 6 человек (что составило 10,9% опрашиваемых). Прибегают к успокоительным средствам, курят и употребляют спиртное (6 человек, что составляет 10,9% ). Кричат, ругаются, нервничают (3 человека- 5,46%). Смеются- 2 человека ,что составило 3,64 % опрошенных. Таким образом, негативные способы преодоления предпочитают 27,26%, а 72,74% опрашиваемых юношей и девушек выбрало позитивные способы преодоления. Интересно, что положительные способы преодоления предпочитали девушки, а негативные – юноши.

Информация о работе Факторы стресса и способы преодоления в юношеском возрасте